Цель: развитие способности детей к моделированию объектов реального мира.
Задачи:
- повторение с учащимися названий основных деталей конструктора, способов скрепления, соединения деталей конструктора;
- развитие логического мышления учащихся;
- закрепление умения анализировать объекты детской площадки по картинке, выделять их характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
- обучение планированию сборки объектов детской площадки;
- развитие умения работать в коллективе, в группах;
- развитие речи и коммуникативных способностей;
- повторение правил поведения на детской площадке.
Материал:
- раздаточный - детали конструктора;
- демонстрационный - карточки с изображением объектов детской площадки; макет улицы из домов, сконструированных на предыдущем уроке; макеты деревьев, изготовленных на уроке труда; альбом, цветные карандаши.
Ход урока
I. Повторение названий, технических деталей конструктора.
Учитель показывает детали конструктора, а дети их называют:
Плата.
1. Кирпичики: 2*2, 2*4, 2*8.
1а. Кирпичики с глазками. 2*2.
1б. Кирпичики высокие с цифрами.
2. Лапка.
3. Клювик.
4. Панель с отверстием.
5. Панель с дверью.
6. Части трубы.
7.
Длинная планка.
Короткая планка.
Учитель показывает детали конструктора, а дети называют способы их соединения, например:
У. Как скрепить два кирпичика?
Д. С помощью кирпичиков, клювиков, лапки, овалов и других деталей.
У. Как скрепить детали трубы?
Д. Вставить одну деталь трубы в другую и защелкнуть соединение. (Термин “защелкнуть” придуман детьми.)
II. Моделирование логических отношений.
Игра “ Собери модель по образцу”
У. Собери модель как у меня на плате.
Д. - Собирают модель на своих платах.
(Если у кого-то собрано не верно, дети объясняют, в чем ошибка и исправляют ее.)
Игра “Собери по памяти”
У. Показывает модель из 3-4, (5-7) деталей, затем убирает.
Д. - Строят модель, а затем сравнивают с образцом.
Игра “Ориентация в пространстве”
Используются следующие ориентиры положения на плате:
- “левый верхний угол, левый нижний угол”,
- “правый верхний угол, правый нижний угол”,
- “центр платы”, “середина левой стороны, середина, правой стороны, середина верха, середина низа”
У. - Диктует, а дети выставляют детали на плате.
У. – Выставите
- синий кирпичик 2*2 в левый верхний угол,
- красный кирпичик 2*2 в середине нижней стороны,
- клювик в центр,
- желтый кирпичик 2*4 в правый верхний угол, и т. д.
У. Покажите плата друг другу. Проверьте, не допустили ли вы ошибку. Какую? Как исправить?
Д. - объясняют ошибки и указывают на пути их устранения.
III. Моделирование детской площадки.
У. Ребята, в каком районе Москвы вы живете?
Д. В Марьино.
У. А что больше всего вам нравиться в нашем районе?
(Ответы детей)
У. Правильно. В нашем районе очень красивые дома, улицы, магазины, парки, школы и др. На прошлом занятии мы сконструировали с вами дома и построили улицу. А что не хватает во дворах на нашей улице?
Д. Детской площадки.
У. Правильно, вот мы с вами и построим детскую площадку. (На доске появляется название темы с рисунками, фотографиями, картинками детских площадок. )
Учащиеся работают в группах. Всего 5 групп. Рядом на столе полукругом стоят дома, которые дети сделали из конструктора на предыдущем занятии. В этом полукруге и будет расположена детская площадка.
У. У вас на столах лежат карточки с моделями.
Посмотрите на свою модель и приготовьте детали, которые потребуются вам для изготовления вашей модели.
1 группа – качели
2 группа – горка (маленькая)
3 группа – горка (большая)
4 группа – горка (тройная)
5 группа – творческая работа (без карточки) “Моделирование робота для детской площадки”.
Д. - Раскладывают на столе нужные детали.
У. - Вспомните, как называются ваши детали?
Какие способы соединения вы будете использовать?
Д. - Каждая пара называет детали, которые понадобятся для работы и способы их соединения.
Учащиеся собирают модели, учитель помогает им, задает вопросы о необходимости некоторых элементов собираемой модели.
Например: Зачем нужна лесенка? А что получится, если трубу повернуть в другую сторону?
(После окончания работы учащиеся анализируют получившиеся модели, рассказывают, как можно их использовать.)
IV. Установка моделей во дворе улицы.
У. Давайте поставим наши модели во дворы наших домов. (Дети переносят свои модели на стол к домам.) Мы с вами сделали очень красивую площадку.
А какие правила поведения на детской площадке вы знаете?
Как избежать несчастных случаев, катаясь на качелях, катаясь на горке, на зимней горке?
Д. – Отвечают на вопросы, сами добавляют, что нельзя делать на площадке.
У. - На уроках труда мы с вами сделали деревья, рекламные щиты. Давайте озеленим нашу площадку. А почему у нас разноцветные деревья?
Д. - Потому что наступила осень.
У. - На уроках чтения вы учили стихи об осени. Кто помнит эти стихи?
Д. - Читают стихи об осени, которые учили на уроках чтения.
V. Работа с альбомом и цветными карандашами.
Учащиеся зарисовывают модели в альбом, если позволяет время. Если время урока закончилось, то зарисовать можно на другом уроке или на уроке рисования.
VI. Итог.
У. Молодцы, сегодня вы хорошо поработали, а сейчас можно поиграть на нашей площадке.