Методическая разработка нестандартного урока "Поле чудес" по математике в 6-м классе на тему: "НОД и НОК чисел"

Разделы: Математика


Известный советский математик и педагог А.Я. Хинчин писал: “Перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании учеников со стихийной неизбежностью возникающее представление о “сухости”, формальном характере, оторванности от жизни и практики его науки”. Одним из способов решения этой проблемы является проведение нестандартных и занимательных уроков математики.

Нестандартные формы проведения уроков появились на определенном этапе развития системы народного образования, теории дидактики и методики обучения предмета. Они появились вследствие реакции учителей на новые цели общеобразовательной школы, связанные с развитием личности учащихся, на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающих у учащихся равнодушие к учебе, откровенную скуку. В центре учебного процесса стоит ученик. Поиск средств развития личности учащихся заставил обратиться к педагогической теории, потребовал знаний психологических механизмов, действующих в учебном процессе, глубокой переработке материала. Такие нестандартные формы несут и воспитательные моменты: ребята радуются успехам своих товарищей.

Используя в своей работе нестандартные формы обучения, я пришла к выводу, что они необходимы, а также привлекают внимание ребят необычностью своего проведения. Но самое главное, что такие уроки отличаются интересным содержанием и участвуют в них все ученики класса, особенно увлекают их уроки, пришедшие из средств массовой информации, из телевидения (уроки-состязания, КВНы, театрализованные представления, “Поле чудес” и другие). Мною были разработаны уроки на примере телевизионной программы “Поле чудес”. Один из них я вам и представляю. За учстие в игре, ученик может получить оценку, на этом же уроке он может получить еще и вторую оценку, если отгадает зашифрованное высказывание, записанное на доске.

Девиз игры: Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!

Цели игры:

  • Образовательные:
    • способствовать формированию построения алгоритма нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел;
    • формировать навыки нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел с помощью разложения на простые множители.
  • Развивающие:
    • развивать навыки мыслительных операций;
    • повышать уровень математической культуры;
    • расширение кругозора учащихся.
  • Воспитательные:
    • формировать интерес к математике; умение высказывать свои мысли, слушать других, отстаивать свою точку зрения;
    • воспитание внимания, развитие сообразительности, находчивости, тренировка памяти.

Форма проведения: личное соревнование между учениками в решении примеров, знание правил на нахождение Н.О.Д. и Н.О.К чисел.

– Здравствуйте! Вот и сбывается ваша мечта. Сегодня вы зрители и участники игры “Поле чудес”. Мне помогают два учащихся вашего класса на некоторых этапах игры, они попробуют свои силы в роли ведущих. Каждый из них за что-то отвечает.

МИША – фиксирует полученные игроками оценки, следит за подсказками из зала.
САША – выставляет на табло картонные карточки, подсчитывает количество букв в слове, открывает отгаданные буквы, проводит игры в секторе “А”.

Любая игра имеет свои правила, которых придерживаются все игроки. Нарушение недопустимо. Правила нашей игры все-таки отличаются от телевизионного капитал-шоу “Поле чудес”. Капиталом у нас служат оценки. С тем как они выставляются, нас познакомят помощники.

  • Оценка “3”ставится тому игроку, который правильно называет буквы два раза подряд, при этом он остается играть дальше, но ход передается другому.
  • Оценка “4” ставится тому игроку, который правильно отгадал слово.
  • Оценку “5” получает тот игрок, который дойдет до супер-игры.

Игрок может отказаться от супер-игры, он и так – победитель.

В чем заключается супер-игра? Игроку-победителю через 15 секунд нужно либо показать отгаданное слово, либо дать формулировку отгаданному понятию.

Во время игры в тройках, если игрок называет слово неправильно, выбывает из игры. За подсказку зрителю ставится оценка “2”, а слово заменяется.

Ну а теперь познакомимся с секторами. Сначала познакомимся со счастливыми секторами, их немного.

СЕКТОР “Ш” – попросить любого сидящего в кабинете ученика назвать результат или букву.

СЕКТОР “А”(Альтернатива) играете с кубиком, бросаете его по 2 раза, помощники открывают выпавшие буквы; если правильно ответили, через 15 сек, то получаете “5” и ход передается другому

СЕКТОР “2” (Ход дважды ) – не пугайтесь это не оценка “2” вы имеете возможность, два раза подряд назвать буквы, даже если первая буква была названа неверно.

СЕКТОР “Т” (“Тема”) – вы помните в объявление, было указано несколько тем, с которыми будут связаны слова. Когда выпадает этот сектор, ведущей делает подсказку, которая поможет вам отгадать слово. Каждая такая “подсказка” все “ближе и ближе” подводят игрока к заданному слову, сначала подсказки общие, затем становятся более конкретными.

СЕКТОР “В” (Вариант) – как видите, у нас нет секторов с числами. Вместо них СЕКТОР “В”. Когда выпадает этот СЕКТОР, вы называете первые буквы, если правильно, то повторяете ход, если нет, то ход переходит к другому игроку.

СЕКТОР “П” (“Приз”) – ну а это объяснять не надо.

Теперь познакомим вас с “несчастными секторами”

СЕКТОР “0” – переход хода

СЕКТОР “Б” – точнее “банкрот дважды”, пропускаете этот и следующий ходы.

– Вот наши правила. Я и мои помощники желаем вам удачи в игре. Желающие сыграть в первой “тройке”, займите, пожалуйста, место у игрового стола.

1. Задание для первой тройки игроков.

Найдите Н.О.К. (9 и 14) = ? (126)

С Т О   Д В А Д Ц А Т Ь   Ш Е С Т Ь
СТО ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ

3

8

5

2. Задание для второй тройки игроков.

Найдите Н.О.К. (180 и 120) = ? (360)

Т Р И С Т А   Ш Е С Т Ь Д Е С Я Т
ТРИСТА ШЕСТЬДЕСЯТ

6

10

3. Задание для третьей тройки игроков.

Найдите Н.О.К. (360 и 420) = ? (2100)

Д В Е   Т Ы С Я Ч И   С Т О
ДВЕ ТСЯЧИ СТО

3

6

3

4. Финал игры.

Найдите Н.О.К. (110 и 330)  = ? (330)

Т Р И С Т А   Т Р И Д Ц А Т Ь
ТРИСТА ТРИЦАТЬ

6

8

5. Супер-игра и задание для нее.

С помощью чего в настоящее время составляют таблицы простых чисел

Р Е Ш Е Т О   Э Р А Т О С Ф Е Н А

(решето (6 букв) Эратосфена (10 букв))

– Задание для ребят, которые не будут задействованы в тройках и могут также получить оценку за урок лучше записать на доске. Это зашифрованное высказывание, выполняя задание, вы узнаете, что за поговорка здесь написана.

Т
840

А
72

Б
45

З
240

М
54

У
120

К
126

И
80

Н
360

Е
60

БЕЗ МУКИ НЕТ И НАУКИ.

1) НОК (15 и 9) = ?
2) НОК (10 и 12) = ?
3) НОК (80 и 120) = ?

4) НОК (18 и 27) = ?
5) НОК (30 и 24) = ?
6) НОК (9 и 14) = ?
7) НОК (80 и 16) = ?

8) НОК (90 и 40) = ?
9) НОК (20 и 15) = ?
10) НОК (35 и 24) = ?

11) НОК (20 и 16) = ?

12) НОК (360 и 45) = ?
13) НОК (36 и 24) = ? 
14) НОК (15 и 8) = ?
15) НОК (18 и 7) = ?
16) НОК (16 и 5) = ?

45
60
240

54
120
126
80

360
60
840

80

360
72
120
126
80

– Ребята, которым выпадает приз, должны сначала решить задание и если правильно скажут, что зашифровано, то получают свой подарок.
Отгадайте, какой приз разыгрывается?

1)

  • НОД (2 и 8) = ? Л – 3
  • НОД (3 и 9) = ? П – 2
  • НОД (5 и 25) = ? И – 5
  • НОД (7 и 14) = ? А – 4
  • НОД (14 и 28) = ? К – 14
  • НОД (4 и 16) = ? Т – 7

2)

  • НОД (6 и 12) = ? К – 4
  • НОД (7 и 49) = ? Р – 5
  • НОД (5 и 15) = ? Ш – 6
  • НОД (3 и 12) = ? А – 7
  • НОД (4 и 44) = ? И – 3

3)

  • НОД (6 и 18) = ? Ч – 5
  • НОД (3 и 15) = ? К – 11
  • НОД (5 и 30) = ? А – 7
  • НОД (11 и 22) = ? Р – 6
  • НОД (7 и 28) = ? У – 3

4)

  • НОД (25 и 125)=? В – 4
  • НОД (4 и 8) = ? Ч – 17
  • НОД (3 и 36) = ? К –  7
  • НОД (17 и 34) = ? Ж – 25
  • НОД (7 и 28) = ? А – 3
  • НОД (3 и 45) = ?

5)

  • НОД (8 и 16) = ? Ь – 6
  • НОД (3 и 6) = ? Т – 5
  • НОД (5 и 10) = ? Я – 3
  • НОД (6 и 12) = ? П – 8

– Вот и истекло время игры. Все оценки вы узнаете чуть позже. Спасибо всем за игру.

Литература:

1. Виленкин Н.Я. и др. Учебник математики для шестого класса средней школы. -   М., Просвещение, 2001.

2. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Просвещение, 2005.