Известный советский математик и педагог А.Я. Хинчин писал: “Перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании учеников со стихийной неизбежностью возникающее представление о “сухости”, формальном характере, оторванности от жизни и практики его науки”. Одним из способов решения этой проблемы является проведение нестандартных и занимательных уроков математики.
Нестандартные формы проведения уроков появились на определенном этапе развития системы народного образования, теории дидактики и методики обучения предмета. Они появились вследствие реакции учителей на новые цели общеобразовательной школы, связанные с развитием личности учащихся, на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающих у учащихся равнодушие к учебе, откровенную скуку. В центре учебного процесса стоит ученик. Поиск средств развития личности учащихся заставил обратиться к педагогической теории, потребовал знаний психологических механизмов, действующих в учебном процессе, глубокой переработке материала. Такие нестандартные формы несут и воспитательные моменты: ребята радуются успехам своих товарищей.
Используя в своей работе нестандартные формы обучения, я пришла к выводу, что они необходимы, а также привлекают внимание ребят необычностью своего проведения. Но самое главное, что такие уроки отличаются интересным содержанием и участвуют в них все ученики класса, особенно увлекают их уроки, пришедшие из средств массовой информации, из телевидения (уроки-состязания, КВНы, театрализованные представления, “Поле чудес” и другие). Мною были разработаны уроки на примере телевизионной программы “Поле чудес”. Один из них я вам и представляю. За учстие в игре, ученик может получить оценку, на этом же уроке он может получить еще и вторую оценку, если отгадает зашифрованное высказывание, записанное на доске.
Девиз игры: Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!
Цели игры:
- Образовательные:
- способствовать формированию построения алгоритма нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел;
- формировать навыки нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел с помощью разложения на простые множители.
- Развивающие:
- развивать навыки мыслительных операций;
- повышать уровень математической культуры;
- расширение кругозора учащихся.
- Воспитательные:
- формировать интерес к математике; умение высказывать свои мысли, слушать других, отстаивать свою точку зрения;
- воспитание внимания, развитие сообразительности, находчивости, тренировка памяти.
Форма проведения: личное соревнование между учениками в решении примеров, знание правил на нахождение Н.О.Д. и Н.О.К чисел.
– Здравствуйте! Вот и сбывается ваша мечта. Сегодня вы зрители и участники игры “Поле чудес”. Мне помогают два учащихся вашего класса на некоторых этапах игры, они попробуют свои силы в роли ведущих. Каждый из них за что-то отвечает.
МИША – фиксирует полученные игроками оценки,
следит за подсказками из зала.
САША – выставляет на табло картонные карточки,
подсчитывает количество букв в слове, открывает
отгаданные буквы, проводит игры в секторе “А”.
Любая игра имеет свои правила, которых придерживаются все игроки. Нарушение недопустимо. Правила нашей игры все-таки отличаются от телевизионного капитал-шоу “Поле чудес”. Капиталом у нас служат оценки. С тем как они выставляются, нас познакомят помощники.
- Оценка “3”ставится тому игроку, который правильно называет буквы два раза подряд, при этом он остается играть дальше, но ход передается другому.
- Оценка “4” ставится тому игроку, который правильно отгадал слово.
- Оценку “5” получает тот игрок, который дойдет до супер-игры.
Игрок может отказаться от супер-игры, он и так – победитель.
В чем заключается супер-игра? Игроку-победителю через 15 секунд нужно либо показать отгаданное слово, либо дать формулировку отгаданному понятию.
Во время игры в тройках, если игрок называет слово неправильно, выбывает из игры. За подсказку зрителю ставится оценка “2”, а слово заменяется.
Ну а теперь познакомимся с секторами. Сначала познакомимся со счастливыми секторами, их немного.
СЕКТОР “Ш” – попросить любого сидящего в кабинете ученика назвать результат или букву.
СЕКТОР “А” – (Альтернатива) играете с кубиком, бросаете его по 2 раза, помощники открывают выпавшие буквы; если правильно ответили, через 15 сек, то получаете “5” и ход передается другому
СЕКТОР “2” (Ход дважды ) – не пугайтесь это не оценка “2” вы имеете возможность, два раза подряд назвать буквы, даже если первая буква была названа неверно.
СЕКТОР “Т” (“Тема”) – вы помните в объявление, было указано несколько тем, с которыми будут связаны слова. Когда выпадает этот сектор, ведущей делает подсказку, которая поможет вам отгадать слово. Каждая такая “подсказка” все “ближе и ближе” подводят игрока к заданному слову, сначала подсказки общие, затем становятся более конкретными.
СЕКТОР “В” (Вариант) – как видите, у нас нет секторов с числами. Вместо них СЕКТОР “В”. Когда выпадает этот СЕКТОР, вы называете первые буквы, если правильно, то повторяете ход, если нет, то ход переходит к другому игроку.
СЕКТОР “П” (“Приз”) – ну а это объяснять не надо.
Теперь познакомим вас с “несчастными секторами”
СЕКТОР “0” – переход хода
СЕКТОР “Б” – точнее “банкрот дважды”, пропускаете этот и следующий ходы.
– Вот наши правила. Я и мои помощники желаем вам удачи в игре. Желающие сыграть в первой “тройке”, займите, пожалуйста, место у игрового стола.
1. Задание для первой тройки игроков.
Найдите Н.О.К. (9 и 14) = ? (126)
С | Т | О | Д | В | А | Д | Ц | А | Т | Ь | Ш | Е | С | Т | Ь |
СТО | ДВАДЦАТЬ | ШЕСТЬ |
3 |
8 |
5 |
2. Задание для второй тройки игроков.
Найдите Н.О.К. (180 и 120) = ? (360)
Т | Р | И | С | Т | А | Ш | Е | С | Т | Ь | Д | Е | С | Я | Т |
ТРИСТА | ШЕСТЬДЕСЯТ |
6 |
10 |
3. Задание для третьей тройки игроков.
Найдите Н.О.К. (360 и 420) = ? (2100)
Д | В | Е | Т | Ы | С | Я | Ч | И | С | Т | О |
ДВЕ | ТСЯЧИ | СТО |
3 |
6 |
3 |
4. Финал игры.
Найдите Н.О.К. (110 и 330) = ? (330)
Т | Р | И | С | Т | А | Т | Р | И | Д | Ц | А | Т | Ь |
ТРИСТА | ТРИЦАТЬ |
6 |
8 |
5. Супер-игра и задание для нее.
С помощью чего в настоящее время составляют таблицы простых чисел
Р | Е | Ш | Е | Т | О | Э | Р | А | Т | О | С | Ф | Е | Н | А |
(решето (6 букв) Эратосфена (10 букв))
– Задание для ребят, которые не будут задействованы в тройках и могут также получить оценку за урок лучше записать на доске. Это зашифрованное высказывание, выполняя задание, вы узнаете, что за поговорка здесь написана.
Т |
А |
Б |
З |
М |
У |
К |
И |
Н |
Е |
БЕЗ МУКИ НЕТ И НАУКИ.
1) НОК (15 и 9) = ? 2) НОК (10 и 12) = ? 3) НОК (80 и 120) = ? 4) НОК (18 и 27) = ? 8) НОК (90 и 40) = ? 11) НОК (20 и 16) = ? 12) НОК (360 и 45) = ? |
45 60 240 54 360 80 360 |
– Ребята, которым выпадает приз, должны сначала
решить задание и если правильно скажут, что
зашифровано, то получают свой подарок.
Отгадайте, какой приз разыгрывается?
1)
- НОД (2 и 8) = ? Л – 3
- НОД (3 и 9) = ? П – 2
- НОД (5 и 25) = ? И – 5
- НОД (7 и 14) = ? А – 4
- НОД (14 и 28) = ? К – 14
- НОД (4 и 16) = ? Т – 7
2)
- НОД (6 и 12) = ? К – 4
- НОД (7 и 49) = ? Р – 5
- НОД (5 и 15) = ? Ш – 6
- НОД (3 и 12) = ? А – 7
- НОД (4 и 44) = ? И – 3
3)
- НОД (6 и 18) = ? Ч – 5
- НОД (3 и 15) = ? К – 11
- НОД (5 и 30) = ? А – 7
- НОД (11 и 22) = ? Р – 6
- НОД (7 и 28) = ? У – 3
4)
- НОД (25 и 125)=? В – 4
- НОД (4 и 8) = ? Ч – 17
- НОД (3 и 36) = ? К – 7
- НОД (17 и 34) = ? Ж – 25
- НОД (7 и 28) = ? А – 3
- НОД (3 и 45) = ?
5)
- НОД (8 и 16) = ? Ь – 6
- НОД (3 и 6) = ? Т – 5
- НОД (5 и 10) = ? Я – 3
- НОД (6 и 12) = ? П – 8
– Вот и истекло время игры. Все оценки вы узнаете чуть позже. Спасибо всем за игру.
Литература:
1. Виленкин Н.Я. и др. Учебник математики для шестого класса средней школы. - М., Просвещение, 2001.
2. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Просвещение, 2005.