Структура урока: | Время | Оборудование |
1. Работа по группам” Как получается сказка?” | 10 мин. | Мячик, рисунки животных, плакат “Волшебная страна”. |
2. Практическая работа: ”Виды воображения” | 20 мин. | Карандаши, бумага для рисования, макет весёлого человечка. |
3. Физкультминутка. | 3 мин. | |
4. Домашнее задание. | 3 мин. | |
5. Подведение итогов. | 5 мин. |
Ход урока
Цель данного этапа урока – проанализировать, что такое сказка, чем она отличается от “не сказки”, как придумать свою сказку.
Очень многие дети любят сказки: читать, слушать, сочинять сами. … Как вы думаете, почему?
- Назовите известные вам сказки. (Игра с мячом).
Как определить, где сказка, а где “не сказка”?
(возможные ответы детей: в сказках животные и предметы разговаривают, есть волшебство и волшебники, сказочные герои, в том числе “нечистая сила” и др.)
Работа по группам:
А теперь послушайте такие сказки:
1. Посадил дед репку. Выросла репка, вытянул её дед и съел …
Из какой сказки отрывок? Осталась ли сказка?
2. Снесла курочка яичко. И была у деда с бабой вкусная яичница …
3. Пошла девочка в лес, на неё напал волк и съел …
А вот настоящие “не сказки”. Послушайте и предложите, как их можно превратить их в сказки?
(каждой группе раздать по карточке)
1 группа: Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошёл в школу …
2 группа: Сели дети смотреть телевизор …
3 группа: Пошла Маша в магазин за хлебом, а деньги забыла дома …
Вывод: легко ли выдумывать? Что нужно для того, чтобы получилось интересно? Можно ли этому научиться?
Физкультминутка. (Задание на действия с воображаемыми предметами).
Примеры действий:
- пришить пуговицу;
- надуть шарик;
- катать коляску;
- надевать рубашку;
- прыгать через скакалку;
- чистить зубы;
2 этап. Цель этого этапа урока – показать, что бывают различные уровни (виды) воображения. Ненавязчиво пополнять, расширять знания детей. Развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычном.
а) Предлагается последовательное выполнение упражнений:
Сейчас вы закроете глаза. Представьте в уме какое-нибудь животное: слон, медведь, змея. Кто представит, поднимет руку.
Учитель делает вывод: представление объектов, которые ранее встречались человеку - это первый вид воображения.
б) Нарисуйте живое существо по описанию:
Много надо ль нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развесёлый Чудачок.
А теперь покажите друг другу, а потом гостям свой рисунок.
Зовут этого человечка Микроша. <Рисунок №1>
Видел или слышал кто-нибудь про такого человечка? Как могли его нарисовать?
Вывод: представление по описанию – второй вид воображения.
в) Сказка о волшебной стране.
Микроша придумал волшебную страну, где все улыбаются и говорят всё наоборот.
Игра ”Скажи наоборот”.
- А вы грустные ребята?
- Мы весёлые ребята!
- Вы ленивые ребята?
- Мы трудолюбивые!
- Вы злые?
- Мы добрые!
- Вы недружные?
- Мы дружные!
Физкультминутка. Гимнастика для кисти рук.
А вот покажите гостям, что вы действительно дружные. Все встали. А теперь взяли в руки карандаш, дружно катаем карандаш обеими руками;
- крутим карандаш тремя пальцами;
- здоровается каждый пальчик с “большим”;
А сейчас все закрыли глаза (раз, два, три – открыли …)
Мы с вами очутились в волшебной стране.
Ой, что творится в этой стране? Какая путаница! Давайте послушаем стихотворение.
Рады, рады, рады
Светлые берёзы
И на них от радости
Вырастают розы …
То не дождь пошёл из облака.
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
Рады, рады, рады,
Светлые осины
И на них от радости
Растут апельсины.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
В этой стране живут необыкновенные животные, растут фантастические растения. Какие?
Микроша предлагает создать необыкновенное животное, которое никто не видел, объединяя части известных различных живых существ. И вот, что у него получилось.
Вывод: представление объектов, не существующих в действительности – это третий вид воображения.
Какие полезные части взял Микроша от разных животных?
(На доске картинки животных: корова, лошадь, овца, собака, жираф, кузнечик, крокодил, кенгуру. медведь, волк и т. д. )
Например: от коровы – рога и вымя. Она будет защищаться от врагов, и давать вкусное молоко. От овцы – пушистая шерсть. Микроша будет вязать носки и рукавички. От лошади – длинные стройные ноги, чтобы наше животное хорошо бегалои умело скакать. От собаки – хвостик, он будет весело им помахивать.
- Какой приём использовал Микроша?
Практическая работа: нарисовать фантастическое животное, используя приём объединения.
Вообрази себе животное, которое никто никогда не видел, да и ты видишь в первый раз. Это твоё изобретение!
- Как называется животное?
- Оно доброе или злое?
- Где оно живёт?
- Чем питается?
- Когда спит?
- Есть ли у него мех и какого оно цвета?
- Как тебе удалось придумать такое удивительное животное?
(В конце обсудить полученные варианты). <Рисунок № 4>
Домашнее задание (по желанию): Может ли мышь быть больше слона? Если да, то, в каких случаях?
Подведение итогов.
Какими должны быть изобретения?
Вывод: придумывание нового и оригинального – не самоцель. Изобретения должны быть полезными.
Рефлексивная деятельность.
- Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)
- Что бы хотели выполнить ещё раз?
Чему вы научились на занятии?
Какие задания вам понравились больше всего?
Микроша очень доволен вами, спасибо вам! Молодцы!
Использованная литература:
- М. С. Гафитуллин, курс РТВ. Тема “Фантазия – как творчество”, Жуковский 1989г.
- З. Г. Шустерман “Новые приключения колобка”, Москва, Педагогика – пресс, 1993г.
- В. и. Перехода “Вообрази себе”, “Поиграем, помечтаем”, НВН, Центр Эйдос, Москва
- Г. С. Альтшуллер “Краски для фантазии”, Петрозаводск, 1991г.
- Л. И. Шрагина “Логика воображения”, Одесса 1995г.