Открытый урок по ТРИЗ. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа

Класс: 1


Структура урока: Время Оборудование
1. Работа по группам” Как получается сказка?” 10 мин. Мячик, рисунки животных, плакат “Волшебная страна”.
2. Практическая работа: ”Виды воображения” 20 мин. Карандаши, бумага для рисования, макет весёлого человечка.
3. Физкультминутка. 3 мин.
4. Домашнее задание. 3 мин.
5. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока

Цель данного этапа урока – проанализировать, что такое сказка, чем она отличается от “не сказки”, как придумать свою сказку.

Очень многие дети любят сказки: читать, слушать, сочинять сами. … Как вы думаете, почему?

- Назовите известные вам сказки. (Игра с мячом).

Как определить, где сказка, а где “не сказка”?

(возможные ответы детей: в сказках животные и предметы разговаривают, есть волшебство и волшебники, сказочные герои, в том числе “нечистая сила” и др.)

Работа по группам:

А теперь послушайте такие сказки:

1. Посадил дед репку. Выросла репка, вытянул её дед и съел …

Из какой сказки отрывок? Осталась ли сказка?

2. Снесла курочка яичко. И была у деда с бабой вкусная яичница …

3. Пошла девочка в лес, на неё напал волк и съел …

А вот настоящие “не сказки”. Послушайте и предложите, как их можно превратить их в сказки?

(каждой группе раздать по карточке)

1 группа: Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошёл в школу …

2 группа: Сели дети смотреть телевизор …

3 группа: Пошла Маша в магазин за хлебом, а деньги забыла дома …

Вывод: легко ли выдумывать? Что нужно для того, чтобы получилось интересно? Можно ли этому научиться?

Физкультминутка. (Задание на действия с воображаемыми предметами).

Примеры действий:

  • пришить пуговицу;
  • надуть шарик;
  • катать коляску;
  • надевать рубашку;
  • прыгать через скакалку;
  • чистить зубы;

2 этап. Цель этого этапа урока – показать, что бывают различные уровни (виды) воображения. Ненавязчиво пополнять, расширять знания детей. Развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычном.

а) Предлагается последовательное выполнение упражнений:

Сейчас вы закроете глаза. Представьте в уме какое-нибудь животное: слон, медведь, змея. Кто представит, поднимет руку.

Учитель делает вывод: представление объектов, которые ранее встречались человеку - это первый вид воображения.

б) Нарисуйте живое существо по описанию:

Много надо ль нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развесёлый Чудачок.

А теперь покажите друг другу, а потом гостям свой рисунок.

Зовут этого человечка Микроша. <Рисунок №1>

Видел или слышал кто-нибудь про такого человечка? Как могли его нарисовать?

Вывод: представление по описанию – второй вид воображения.

в) Сказка о волшебной стране.

Микроша придумал волшебную страну, где все улыбаются и говорят всё наоборот.

Игра ”Скажи наоборот”.

- А вы грустные ребята?

- Мы весёлые ребята!

- Вы ленивые ребята?

- Мы трудолюбивые!

- Вы злые?

- Мы добрые!

- Вы недружные?

- Мы дружные!

Физкультминутка. Гимнастика для кисти рук.

А вот покажите гостям, что вы действительно дружные. Все встали. А теперь взяли в руки карандаш, дружно катаем карандаш обеими руками;

- крутим карандаш тремя пальцами;

- здоровается каждый пальчик с “большим”;

А сейчас все закрыли глаза (раз, два, три – открыли …)

Мы с вами очутились в волшебной стране.

Ой, что творится в этой стране? Какая путаница! Давайте послушаем стихотворение.

Рады, рады, рады
Светлые берёзы
И на них от радости
Вырастают розы …
То не дождь пошёл из облака.
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
Рады, рады, рады,
Светлые осины
И на них от радости
Растут апельсины.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.

В этой стране живут необыкновенные животные, растут фантастические растения. Какие?

Микроша предлагает создать необыкновенное животное, которое никто не видел, объединяя части известных различных живых существ. И вот, что у него получилось.

Вывод: представление объектов, не существующих в действительности – это третий вид воображения.

Какие полезные части взял Микроша от разных животных?

(На доске картинки животных: корова, лошадь, овца, собака, жираф, кузнечик, крокодил, кенгуру. медведь, волк и т. д. )

Например: от коровы – рога и вымя. Она будет защищаться от врагов, и давать вкусное молоко. От овцы – пушистая шерсть. Микроша будет вязать носки и рукавички. От лошади – длинные стройные ноги, чтобы наше животное хорошо бегалои умело скакать. От собаки – хвостик, он будет весело им помахивать.

- Какой приём использовал Микроша?

Практическая работа: нарисовать фантастическое животное, используя приём объединения.

Вообрази себе животное, которое никто никогда не видел, да и ты видишь в первый раз. Это твоё изобретение!

- Как называется животное?

- Оно доброе или злое?

- Где оно живёт?

- Чем питается?

- Когда спит?

- Есть ли у него мех и какого оно цвета?

- Как тебе удалось придумать такое удивительное животное?

(В конце обсудить полученные варианты). <Рисунок № 4>

Домашнее задание (по желанию): Может ли мышь быть больше слона? Если да, то, в каких случаях?

Подведение итогов.

Какими должны быть изобретения?

Вывод: придумывание нового и оригинального – не самоцель. Изобретения должны быть полезными.

Рефлексивная деятельность.

- Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)

- Что бы хотели выполнить ещё раз?

Чему вы научились на занятии?

Какие задания вам понравились больше всего?

Микроша очень доволен вами, спасибо вам! Молодцы!

Использованная литература:

  1. М. С. Гафитуллин, курс РТВ. Тема “Фантазия – как творчество”, Жуковский 1989г.
  2. З. Г. Шустерман “Новые приключения колобка”, Москва, Педагогика – пресс, 1993г.
  3. В. и. Перехода “Вообрази себе”, “Поиграем, помечтаем”, НВН, Центр Эйдос, Москва
  4. Г. С. Альтшуллер “Краски для фантазии”, Петрозаводск, 1991г.
  5. Л. И. Шрагина “Логика воображения”, Одесса 1995г.