В Образовательной системе “Школа-2100” реализуется технология проблемно-диалогического обучения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.
Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые “проводят” учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.
Урок изучения нового материала в технологии проблемного обучения имеет свою структуру:
1. Этап введения знаний
Этап введения знаний содержит два самостоятельных звена: постановку проблемной ситуации и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап порождения вопроса или формулирование темы урока, а поиск решения – это процесс исследования вопроса или темы, завершающийся открытием нового знания.
На проблемном уроке учитель “проводит”учеников через звено постановки проблемы одним из возможных путей (через создание проблемной ситуации, подводящим диалогом – через систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к формулировании темы урока, или третим путём- сообщением темы урока в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приёма (“яркое пятно”, “актуальность”).
Через звено поиска решения учитель тоже может “провести” учащихся одним из трёх возможных путей: выдвижение и проверка гипотез; подводящий диалог; подводящий без проблемы диалог.
2. Этап воспроизведения знаний.
Этап воспроизведения (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл: углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся. Выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражает понятое на уроке знание и полученный продукт представляет классу.
В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.
В качесте иллюстрации проблемно-диалогического обучения приведу конспект моего урока математики в 4 классе с попутными методическими комменариями.
Тема: Новые единицы площади.
Цели:
- Познакомить с новыми единицами измерения площади: ар, гектар.
- Повторить соотношения между единицами площади.
- Тренировать способность к преобразованию составных именованных чисел и действиям с ними.
- Повторить изученные математические формулы.
- Развивать математическую речь; умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать чувство локтя, умение работать в команде.
Оборудование:
- Учебник Л.Г.Петерсон для 4 класса, часть 2, урок 36.
- Карточки для игры “Математическое лото”.
- Толковые словари С.И.Ожегова.
Литература: Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.