Урок истории в 3-м классе по теме: "Времена Российской империи (обобщение). Гроза двенадцатого года" (по системе "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Создать образ Отечественной войны 1812 г. как войны, потребовавшей напряжения народных сил для спасения Родины;
  2. Воспитывать чувство гордости за свой народ, который едино выступал на защиту Отечества;
  3. Развивать патриотические качества и чувства у учащихся.

ПЛАН УРОКА.

1. Организационная часть урока.

2. Актуализация знаний.

  • повторение изученного через игру “Слабое звено”
  • проверка домашнего задания: информация о А.В. Суворове

3. Открытие нового знания.

  • 1812 — нашествие Наполеона
  • карта “Завоевание европейских стран”
  • учебник стр. 42-43
  • М.И. Кутузов

4. Знакомство с новым материалом.

  • Бородинское поле
  • учебник стр. 43
  • учитель
  • учебник стр. 44
  • учитель: русский народ, партизаны, Отечественная война.

5. Закрепление нового материала

  • Работа в тетрадях на печатной основе — стр. 29 53 — кроссворд

6. Итог.

  • Почему в наши дни люди не забывают о “грозе 1812 года”?

7. Домашнее задание.

  • Учебник стр. 44 — вопросы, понятия
  • Письменное сообщение о М.И. Кутузове.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

1. Книги:

- М.Ю. Лермонтов “Бородино”
- Н. Надеждина “Недаром помнит вся Россия”

2. Рисунки Евгения Мешкова.

3. Запись фонограмм:

- “Учил Суворов”
- “Скажи-ка, дядя, ведь недаром”

4. уголок “История Российской империи”

5. Карта “Захват Наполеона”

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Мы рады Вас приветствовать на нашем уроке истории. Ну, а вы, ребята, должны показать, как дружно работать, как знаете исторический материал.

- Вот уже несколько уроков мы посвятили разделу “Времена Российской Империи”. Теперь вы:

  • знаете кто такой Пётр I и его преобразования;
  • знаете императрицу Екатерину II и то, какие порядки существовали её правлении;
  • познакомились с материалом “Как Россия у Европы “училась” и людей, прославивших нашу страну.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

НАЧАЛО ИГРЫ “СЛАБОЕ ЗВЕНО”.

- А сейчас мы проверим, ребята, ваши знания. Игра “Слабое звено”.

- Для участия в игре я приглашаю по одному ученику от каждого ряда.

- ________________________- представитель I ряда

- _______________________- представитель II ряда

- ________________________ - представитель III ряда

- Участников игры прошу занять свои места.

На заданные мною вопросы вы можете заработать максимальное

количество - 5 баллов. Каждый неправильный ответ — минус 1 балл.

Итак, начинаем игру! (Приложение 1)

КОНЕЦ ИГРЫ “СЛАБОЕ ЗВЕНО”.

Вопрос классу:

  • Кто из участников игры плохо знает исторический материал?
  • Кого по праву можно назвать (слабым звеном)?

(Мнение класса: “Я думаю ... . Я считаю ....)

По статистике наши участники на предложенные вопросы дали правильные ответы (сказать о каждом участнике). Они не являются “слабыми звеньями” и получают оценку “5”.

Спасибо за участие в игре! Можете занять свои места.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

А мы продолжаем работу. Вопрос классу:

  • Кому принадлежат слова: “Побеждают, не числом, а уменьем“.

(Правильно, великому русскому полководцу Александру В Васильевичу Суворову. Показать портрет.)

- Дома вы должны были подготовить дополнительный материал об Александре Васильевиче Суворове. Кто готов? Хорошо, молодцы.

- Я приглашаю к доске.

- Давайте послушаем ребят. (Приложение 2)

  • Что интересного вы узнали о Суворове?

- Спасибо за интересную информацию. За подготовку к уроку вы получаете оценку “5”. Садитесь на место.

- Думаю, что теперь каждый из вас запомнил имя великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

(Песня о Суворове. Приложение 3)

III. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

Работа в тетрадях. Записать:

  • число
  • тема
  • дата

- Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Слыша о них, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род!

Памятный 1812 год. Он связан с нашествием Наполеона. Несколько блестящих побед сделали его одним из самых известных людей Франции. Наполеон стремился к всемирному господству.

- Посмотрите на карту!

К этому времени под властью Наполеона уже была практически вся

Европа:

  1. Италия
  2. Германия и Пруссия
  3. Польша
  4. Испания
  5. Австрия

Молниеносные броски наполеоновской армии приносили одну победу за другой.

  • Какие страны не покорились Наполеону?
  • Что оберегало Англию от сильной французской армии?
  • Что означает название темы урока? “Гроза двенадцатого года”.

- На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглось в пределы нашего Отечества. Началась война!

  • О чём думал Наполеон в начале войны?

Откройте учебник на стр.42. Читает _________________ достаточно.

“Ещё три года — и я господин мира” - Говорил Наполеон. Он рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений, Россия будет просить мира.

Прочитать на доске:

В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России — будет ли она существовать или её поработят армии захватчиков.

И в армии, и в народе всё чаще, всё громче говорили о полководце, который поведёт русские войска к победе, к спасению России.

Русскую армию возглавил старый опытный полководец

Михаил Илларионович Кутузов.

Что это за человек?

- давайте послушаем сообщения ребят.

(Приложение 4)

IV. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

- Именно М.И. Кутузов выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское поле. Оно расположено у деревни Бородино, что находилось в 125 км от Москвы.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

- Весь день гремела пушечная канонада над полем, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне.

  • Что происходило над полем?
  • Как выглядел бой?

Прочитаем на странице 43 учебника.

ВОЕННЫЙ СОВЕТ В ДЕРЕВНЕ ФИЛИ

- На следующий день после Бородинского сражения, Кутузов приказал своим войскам отступать к Москве. В подмосковной деревне Фили состоялся военный совет генералов. Вопрос был один: Возможно ли после перенесенных потерь новое сражение за Москву? Многие горячо спорили и предлагали дать еще одну битву за Москву.

Кутузов терпеливо слушал долгие споры и сказал: “С потерею Москвы еще не потеряна Россия. А сохранив армию, сохраним Россию. Приказываю отступать”.

(Песня на стихи М.Ю. Лермонтова “Бородино”. Приложение 3)

НАПОЛЕОН ЖДЕТ КЛЮЧИ ОТ ГОРОДА МОСКВЫ.

- Увидев, что русские войска отошли от Москвы, Наполеон решил, что война окончена и чувствовал себя победителем. Он ждал делегацию москвичей с ключами от города.

(Методические материалы стр. 67. Зачитать, разобрать вопросы.)

  • Как разворачивались события дальше?

Прочитать в учебнике на странице 44.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.

- На борьбу с неприятелем поднялся весь русский народ. Простые крестьяне, вооруженные вилами, топорами, дубинами гнали французов из своих селений. Отряды крестьян называли партизанами.

Горожане записывались в ополчения, покупая на собственные деньги оружие. Никто не желал мириться с захватчиками.

- Это была ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА - так называли войны, в которых решалась судьба Родины, отечества — в данном случае России.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Запишите в тетрадь исторические понятия:

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
ПАРТИЗАНЫ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Рабочая тетрадь на печатной основе.

Стр. 29 Х 53 — запись темы. Кроссворд.

VI. ИТОГ.

Почему в наши дни люди не забывают о “грозе двенадцатого года”?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Стр. 44: ответить на вопросы, понятия.