ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Создать образ Отечественной войны 1812 г. как войны, потребовавшей напряжения народных сил для спасения Родины;
- Воспитывать чувство гордости за свой народ, который едино выступал на защиту Отечества;
- Развивать патриотические качества и чувства у учащихся.
ПЛАН УРОКА.
1. Организационная часть урока.
2. Актуализация знаний.
- повторение изученного через игру “Слабое звено”
- проверка домашнего задания: информация о А.В. Суворове
3. Открытие нового знания.
- 1812 — нашествие Наполеона
- карта “Завоевание европейских стран”
- учебник стр. 42-43
- М.И. Кутузов
4. Знакомство с новым материалом.
- Бородинское поле
- учебник стр. 43
- учитель
- учебник стр. 44
- учитель: русский народ, партизаны, Отечественная война.
5. Закрепление нового материала
- Работа в тетрадях на печатной основе — стр. 29 53 — кроссворд
6. Итог.
- Почему в наши дни люди не забывают о “грозе 1812 года”?
7. Домашнее задание.
- Учебник стр. 44 — вопросы, понятия
- Письменное сообщение о М.И. Кутузове.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
1. Книги:
- М.Ю. Лермонтов “Бородино”
- Н. Надеждина “Недаром помнит вся Россия”
2. Рисунки Евгения Мешкова.
3. Запись фонограмм:
- “Учил Суворов”
- “Скажи-ка, дядя, ведь недаром”
4. уголок “История Российской империи”
5. Карта “Захват Наполеона”
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Мы рады Вас приветствовать на нашем уроке истории. Ну, а вы, ребята, должны показать, как дружно работать, как знаете исторический материал.
- Вот уже несколько уроков мы посвятили разделу “Времена Российской Империи”. Теперь вы:
- знаете кто такой Пётр I и его преобразования;
- знаете императрицу Екатерину II и то, какие порядки существовали её правлении;
- познакомились с материалом “Как Россия у Европы “училась” и людей, прославивших нашу страну.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
НАЧАЛО ИГРЫ “СЛАБОЕ ЗВЕНО”.
- А сейчас мы проверим, ребята, ваши знания. Игра “Слабое звено”.
- Для участия в игре я приглашаю по одному ученику от каждого ряда.
- ________________________- представитель I ряда
- _______________________- представитель II ряда
- ________________________ - представитель III ряда
- Участников игры прошу занять свои места.
На заданные мною вопросы вы можете заработать максимальное
количество - 5 баллов. Каждый неправильный ответ — минус 1 балл.
Итак, начинаем игру! (Приложение 1)
КОНЕЦ ИГРЫ “СЛАБОЕ ЗВЕНО”.
Вопрос классу:
- Кто из участников игры плохо знает исторический материал?
- Кого по праву можно назвать (слабым звеном)?
(Мнение класса: “Я думаю ... . Я считаю ....)
По статистике наши участники на предложенные вопросы дали правильные ответы (сказать о каждом участнике). Они не являются “слабыми звеньями” и получают оценку “5”.
Спасибо за участие в игре! Можете занять свои места.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
А мы продолжаем работу. Вопрос классу:
- Кому принадлежат слова: “Побеждают, не числом, а уменьем“.
(Правильно, великому русскому полководцу Александру В Васильевичу Суворову. Показать портрет.)
- Дома вы должны были подготовить дополнительный материал об Александре Васильевиче Суворове. Кто готов? Хорошо, молодцы.
- Я приглашаю к доске.
- Давайте послушаем ребят. (Приложение 2)
- Что интересного вы узнали о Суворове?
- Спасибо за интересную информацию. За подготовку к уроку вы получаете оценку “5”. Садитесь на место.
- Думаю, что теперь каждый из вас запомнил имя великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.
(Песня о Суворове. Приложение 3)
III. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
Работа в тетрадях. Записать:
- число
- тема
- дата
- Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Слыша о них, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род!
Памятный 1812 год. Он связан с нашествием Наполеона. Несколько блестящих побед сделали его одним из самых известных людей Франции. Наполеон стремился к всемирному господству.
- Посмотрите на карту!
К этому времени под властью Наполеона уже была практически вся
Европа:
- Италия
- Германия и Пруссия
- Польша
- Испания
- Австрия
Молниеносные броски наполеоновской армии приносили одну победу за другой.
- Какие страны не покорились Наполеону?
- Что оберегало Англию от сильной французской армии?
- Что означает название темы урока? “Гроза двенадцатого года”.
- На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглось в пределы нашего Отечества. Началась война!
- О чём думал Наполеон в начале войны?
Откройте учебник на стр.42. Читает _________________ достаточно.
“Ещё три года — и я господин мира” - Говорил Наполеон. Он рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений, Россия будет просить мира.
Прочитать на доске:
В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России — будет ли она существовать или её поработят армии захватчиков.
И в армии, и в народе всё чаще, всё громче говорили о полководце, который поведёт русские войска к победе, к спасению России.
Русскую армию возглавил старый опытный полководец
Михаил Илларионович Кутузов.
Что это за человек?
- давайте послушаем сообщения ребят.
IV. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
- Именно М.И. Кутузов выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское поле. Оно расположено у деревни Бородино, что находилось в 125 км от Москвы.
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
- Весь день гремела пушечная канонада над полем, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне.
- Что происходило над полем?
- Как выглядел бой?
Прочитаем на странице 43 учебника.
ВОЕННЫЙ СОВЕТ В ДЕРЕВНЕ ФИЛИ
- На следующий день после Бородинского сражения, Кутузов приказал своим войскам отступать к Москве. В подмосковной деревне Фили состоялся военный совет генералов. Вопрос был один: Возможно ли после перенесенных потерь новое сражение за Москву? Многие горячо спорили и предлагали дать еще одну битву за Москву.
Кутузов терпеливо слушал долгие споры и сказал: “С потерею Москвы еще не потеряна Россия. А сохранив армию, сохраним Россию. Приказываю отступать”.
(Песня на стихи М.Ю. Лермонтова “Бородино”. Приложение 3)
НАПОЛЕОН ЖДЕТ КЛЮЧИ ОТ ГОРОДА МОСКВЫ.
- Увидев, что русские войска отошли от Москвы, Наполеон решил, что война окончена и чувствовал себя победителем. Он ждал делегацию москвичей с ключами от города.
(Методические материалы стр. 67. Зачитать, разобрать вопросы.)
- Как разворачивались события дальше?
Прочитать в учебнике на странице 44.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.
- На борьбу с неприятелем поднялся весь русский народ. Простые крестьяне, вооруженные вилами, топорами, дубинами гнали французов из своих селений. Отряды крестьян называли партизанами.
Горожане записывались в ополчения, покупая на собственные деньги оружие. Никто не желал мириться с захватчиками.
- Это была ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА - так называли войны, в которых решалась судьба Родины, отечества — в данном случае России.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Запишите в тетрадь исторические понятия:
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
ПАРТИЗАНЫ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Рабочая тетрадь на печатной основе.
Стр. 29 Х 53 — запись темы. Кроссворд.
VI. ИТОГ.
Почему в наши дни люди не забывают о “грозе двенадцатого года”?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Стр. 44: ответить на вопросы, понятия.