Программа по обеспечению внедрения здоровьесберегающих и здоровьевосстанавливающих технологий в УВП начальной школы

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Работа с родителями


“Поздно носить в больницу
килограммы апельсинов,
лучше до этого ежедневно
давать тертую морковь…”

Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.

Что же такое здоровье? И дозволено ли человеку планировать уровень своего здоровья, будучи убежденным, что многих болезней можно избежать?

Учеными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о бу-дущем детей, надо особо подчеркнуть возраст от рождения до 16 лет как самый важный. Все, что может произойти в последствии, заложено в этот период и отзовется не только болезня-ми, а в конечном итоге счастьем или несчастьем человека.

Современные дети стали меньше двигаться. Куда же исчезла двигательная активность? Появились многосерийные фильмы, кто-то придумал “тихие” игры и дети стали само “послушание”! Играют в разные головоломки, просиживают часами перед мониторами компьютеров и радуют своих родителей тем, что те наконец-то могут заняться своими дела-ми.

Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и его двигательная активность снижа-ется на 50 %.

Физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы, которые при необходимости приходят на помощь всему организму.

Истины здоровья должны закладываться с детского возраста, как только сознание готово воспринимать информацию.

Заполучив инфаркт, человек узнает много о своем здоровье. И начинает понимать, что так жить, как он жил раньше, нельзя! Но, к сожалению, это понимание приходит поздно. Так может быть есть смысл уберечь детей с детства, давая им азы здорового образа жизни?!

Известно, что "кулинарные пристрастия" также как многие другие формируются с детства. Поэтому особое внимание следует уделять и тому, как должен питаться ребенок.

ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ: никакого принуждения, насилия в питании.

Пищевое насилие может принести непоправимый физический и психологический вред. Уговоры ребенка во время приема пищи не только отрицательно влияют на про-цесс пищеварения, но и могут вызвать в дальнейшем пищевую аллергию.

Наблюдая за тем, что выбирает ребенок из еды, предлагаемой ему, можно сделать важные выводы о состоянии его здоровья, потребностях организма.

В результате регулярного кормления мясом с хлебом, кашей с молоком и сахаром, слад-кими пирогами возникает брожение пищи в пищеварительном тракте, вызывающее у детей частые воспаления миндалин, поносы, запоры, гастриты, немотивированный подъем температуры, аллергию. Некоторые родители, перекармливая детей, заклады-вают основы ожирения, неизбежно ведущее к целому букету заболеваний. Поэтому я считаю целесообразным включение в данную программу ряд мероприятий посвящённых разговору о правильном питании.

Итак, что же такое здоровье?

Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоро-вье это физическое, психическое и социальное благополучие.

Другими словами здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.

К числу школьных факторов риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей относятся:

  1. Тактика педагогических воздействий (стрессовая).
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и физиологическим возможностям обучающихся.
  3. Нерациональная организация УД (в том числе физкультурно-оздоровительной работы)
  4. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

И если исключить данные факторы риска, то можно сделать вывод о том, что же такое здоровьесберегающая школа.

Здоровьесберегающая школа – это вовсе не дубликат районной поликлиники, а то место, где ребёнку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без излишнего утомления и нервного напряжения, без шансов приобрести какие-либо заболевания (близорукость, ис-кривление позвоночника, отравления, гастрит и т.д.)

Здоровьесберегающая школа – это то место, где здоровью ребёнка ничто не угрожает. Не должно угрожать.

Набирая первоклашек, я тщательно изучаю медицинские показания каждого ребёнка не только по медицинским картам, но и беседуя с родителями.

Исследуя медицинские показания детей, поступивших в первый класс в 2003-2004уч.году и беседуя с родителями мы получили такую “картину”:

  • В классе 26 обучающихся
  • 34% можно назвать здоровыми
  • 66% имеют различные мед.диагнозы
  • 42% нарушение осанки
  • 4% (один ребёнок) сколиоз 1 стадии
  • 38% сезонные ОРВИ
  • 15% ослабленный тонус мышц
  • 15% ослабленное зрение
  • 19% отклонения в сердце

Также встречаются заболевания печени и ЖКТ. В классе обучается ребенок-инвалид (Ds: ДЦП, лёгкая форма).

Почему мы включили в свою работу программу “Разговор о правильном питании”

Во-первых, нарушения питания приводят к ослаблению иммунитета, снижению умственной и физической активности и возникновению ряда хронических заболеваний. А целью про-граммы “Разговор о правильном питании” является формирование у детей основ культуры питания как составляющего звена здорового образа жизни.

Во-вторых, содержание учебно-методического комплекта отвечающее следующим прин-ципам:

возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психоло-гическим особенностям детей младшего школьного возраста;

научная обоснованность – содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей;

практическая целесообразность – содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;

системность – учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

необходимость и достаточность предоставляемой информации – детям предоставляется только тот объём информации, касающийся правильного питания, которым они реально мо-гут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;

модульность структуры – учебно-методический комплект может использоваться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план и во внеклассной работе;

вовлечённость в реализацию программы родителей;

культурология – в содержании комплекта учитываются исторически сложившиеся тради-ции питания, являющиеся отражением культуры народа;

социально-экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семье учащихся;

возможность сотрудничества с организаторами школьного питания.

Более подробно мне бы хотелось остановиться на таком важном вопросе как: вовлечённость родителей в реализацию данной программы.

Какие формы и методы мы используем при работе с родителями:

Беседы (за подготовку и проведение отвечает учитель).

Всеобучи (проводит учитель с привлечением к подготовке материала и выступлений роди-телей).

Круглые столы (с участием детей и родителей, включают теоретический материал и прак-тику - с презентацией и дегустацией блюд, отвечающих требованиям правильного питания)

Своевременное посещение медицинских учреждений (ответственный мед. работники школы)

Привлечение работников мед.учреждеий для бесед и всеобучей по мере необходимости.

Опыт работы по программе “Разговор о правильном питании” оказался полезным для каж-дого из нас (имею в виду детей, родителей, педагогов). Меняются привычки детей, связан-ные с питанием, родители с большей ответственностью подходят к составлению семейного рациона и соблюдению режима питания, усиливается внимание как школьной, так и район-ной, городской администрации к проблемам питания.

В рамках данной программы каждый год проводятся семейные фотоконкурсы, конкурс пе-дагогических творческих разработок и конкурс детских коллективных творческих работ.

Результаты, которых мы добились, работая в рамках данной программы, выглядят таким образом:

  • снизился показатель сезонных заболеваний на 13%;
  • по результатам анкетирования родителей мы выявили что:
  • соблюдение семьи режима питания возросло с 24% до 82%;
  • участие детей в приготовлении пищи с 46% до 85%;
  • заинтересованность ребёнка в правильном питании с 12% до 98%;
  • 92% родителей считают программу “Разговор о правильном питании” эффективной;
  • выбор детьми натуральных продуктов вырос с 42% до 74%.

Важным итогом можно считать то, что, кроме теоретических знаний, данная программа спо-собна приводить к изменению взглядов детей и их родителей на проблему питания и здоро-вья, развивая их интерес к этим важным вопросам, а также к изменению поведения в вопро-сах питания.

Ни для кого, ни секрет, воспитание ребенка - труднейшая задача, но в несколько раз труд-нее задача перевоспитания. Лучше с малых лет прививать детям здоровый образ жизни, чем потом пытаться переучивать их в том возрасте, когда любое замечание вызывает бурное со-противление.

Допустим, что все, о чем говорилось ранее, общеизвестно. Но наша задача не напоминать, а вместе с родителями воздействовать на детей.

Из всего вышесказанного появилась необходимость создания данной программы, которая ставит перед нами следующие цели и задачи.

Цели и задачи программы.

Целью данной программы является внедрение в УВП начальной школы технологий помо-гающих сохранить и восстановить здоровье обучающихся.

Работа учителей по данной программе определяется следующими задачами:

образовательными:

  • обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различ-ных по сложности условиях;
  • формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является долгом перед общес-твом;
  • формирование необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;
  • *научить детей учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения;

воспитательными:

  • воспитание у детей высоких нравственных качеств;
  • воспитание потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
  • организация режима дня учащихся;
  • организация своевременных и регулярных контактов родителей с учителем для предупреждения трудностей и выработка единых требований в воспитании ребенка;

развивающими:

  • сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • помочь каждому ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность;
  • развивать творческую активность учащихся.

Для реализации вышеперечисленных задач мы предлагаем следующие методы и формы работы <Приложение 1>, которые помогают нам сохранять и восстанавливать здоровье обучающихся.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4