Цели и задачи:
1. Обучающие:
- познакомить учащихся с эпистолярным жанром;
- познакомить с видами эпистолярного письма;
- показать практическую необходимость умения написания писем разного характера;
- познакомить с правилами написания делового и личного письма.
2. Воспитательные:
- воспитывать навыки культуры письменной речи;
- показать значимость эпистолярного жанра в исторической жизни страны и человечества.
Методическое оснащение занятия:
- кроссворд;
- текст телефонного разговора с Всезнайкой;
- текст срочного заказного письма от мальчиков;
- образцы деловых писем;
- плакат “Примерная памятка написания личного письма”;
- “Примерная памятка написания личного письма” на каждого ученика.
Оборудование занятия:
- костюм Всезнайки;
- костюм почтальона;
- два телефонных аппарата;
- макет факса;
- магнитофон.
План занятия.
I. Вводная беседа.
II. Знакомство с эпистолярным жанром.
III. Знакомство с деловым письмом.
IV. Знакомство с личным письмом.
V. Знакомство с рекомендациями написания личного письма.
VI. Зачем люди пишут письма?
VII. Повторение и закрепление полученных знаний.
Ход занятия
I. Вводная беседа.
Сегодня у нас будет необычное занятие кружка. И мне хотелось бы начать его с вопроса: “Любите ли вы писать письма?”
Вижу недоумение на ваших лицах: причем здесь письма, ведь у нас не урок литературы или русского языка, а краеведение?!
Что ж такой поворот в ваших внутренних рассуждениях меня радует, именно этого я хотела достичь своим вопросом. Это своего рода мини-шок, чтобы вы начали рассуждать, удивляться, искать ответ на вопрос.
Итак, краеведение и письмо. Как вы думаете, совместимы ли эти понятия? (выслушиваются мнения учащихся).
Учитель подводит итог рассуждениям.
На протяжении ряда лет мы с вами собираем, изучаем материал по истории деревень Лотошинского края. При этом мы встречаемся с жителями, берем у них интервью, работаем с историческими источниками, с материалами школьного краеведческого музея, с материалами семейных архивов. Часто среди архивных документов нам встречаются чьи-то письменные распоряжения, справки, объяснительные записки, письма с фронта, поздравительные открытки и просто личные письма.
Ребята, а что такое письмо?
(выслушиваются ответы учащихся)
В середине XIX века Владимир Иванович Даль, работая над своим “Толковым словарем”, давал слову “письмо” такое разъяснение: “Письменная речь - беседа, посылаемая от одного лица к другому”.
Удивительно, не правда ли!? Многие из вас и не предполагали, что, читая письма из семейного архива, сами того не замечая, беседовали с тем человеком, который писал когда-то эти письма!
II. Знакомство с эпистолярным жанром.
Знаете ли вы, ребята, что письма входят в специальный литературный жанр? У него даже есть свое название.
Если мы с вами правильно отгадаем предложенный кроссворд, то слово, полученное по вертикали, раскроет название этого жанра.
Открывается плакат с заранее приготовленной сеткой кроссворда.
Учитель раздает каждому ученику карточку с вопросами к кроссворду.
Я хочу дать вам маленькую подсказку: все понятия кроссворда так или иначе связаны с письмом, письменностью.
- Героические сказания, песни (эпос).
- Учреждение для пересылки писем (почта).
- Способ письма в Древнем Междуречье (клинопись).
- Совокупность учреждений, обслуживающих техническими средствами общение на расстоянии (связь).
- Письменный документ, на основании которого строится научное исследование (источник).
- Способ письма в Древнем Египте (иероглиф).
- Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия (слово).
- Название приказа XVI в., который руководил перевозкой письменных сообщений (ямской).
- Природный материал для письма в древнем Новгороде (береста).
- Переносчик писем в древности (гонец).
- Название станций, учрежденных в XVIII веке вместо ямских дворов (почтовые).
- Название страны, в которой была изобретена бумага (Китай).
Итог по работе с кроссвордом:
Как же называется этот жанр?
(ЭПИСТОЛЯРНЫЙ)
III. Знакомство с деловым письмом.
Теперь я думаю, вы догадались, что тема нашего занятия связана с письмом.
Учитель записывает тему занятия на доске:
“Учимся писать письмо”.
- Я предлагаю вам взять ручку и начать писать письмо.
(Предвижу вопросы: “Что писать? Как писать?” Реплики: “Не умею я писать!”)
Ребята, я не только от вас слышу: “Не умею я писать!”, но порой и от взрослых.
А можно ли вообще этому научиться? Существуют ли какие-нибудь справочники, рекомендации для этого?
(Выслушиваются ответы учащихся)
Давайте воспользуемся такой услугой связи, как телефон, и позвоним нашему другу Всезнайке.
Учитель подходит к телефону, набирает номер.
(Отдельно от общей группы учащихся сидит помощник учителя в костюме Всезнайки. Он поднимает трубку и ведет переговоры с учителем).
Учитель:
Уважаемый Всезнайка! Существуют ли какие-нибудь справочники по написанию писем?
Ответ Всезнайки:
Желание людей “правильно” писать письма вызвало в XVIII веке к жизни разнообразные “Письмовники”. Существование их показывает, что писание писем почиталось важным делом. Бесспорной была помощь “Письмовников” в официальной переписке – они предлагали в готовом виде образцы разнообразных прошений, писем к высокопоставленным лицам и прочих бумаг, где несоблюдение строго установленной формы могло прямо повлиять на исход дела.
Если вы желаете, то я могу выслать вам по факсу некоторые образцы деловых писем.
Учитель:
Спасибо за интересную информацию. Ждем образцы деловых писем.
(Раздается звук работающего факса. Учитель “принимает” присланные бумаги.)
Учитель:
Хорошая все-таки эта штука – телефоны и факсы. Но, к сожалению, есть и печальная сторона этих изобретений. Телефон почти полностью вытеснил письменное общение между людьми. В самом деле, нет ничего проще, как набрать номер телефона, перекинуться парой фраз, типа: “Ну, как дела? Что новенького?” Даже поздравления с праздниками или с Днем рождения передаются по телефону. Бесспорно, это быстро, не надо многословия. Но пройдет немного времени и содержание поздравления почти забудется. Толи дело, когда поздравление будет письменное! К нему можно будет обратиться и по прошествии времени, вновь перечитать. Может быть, даже всплакнуть от избытка нахлынувших чувств.
Но давайте вернемся к тем образцам деловых писем, что прислал нам Всезнайка.
Учитель раздает образцы каждому ученику.
Учитель:
Просмотрите образцы. Среди них вы видите различные анкеты, автобиографию, расписки, справки-запросы, справки-информации, различные заявления.
Найдите образец заявления директору архива.
Сейчас, по возрасту, вы не имеете права работать с документами архивов напрямую. Но когда вам исполнится 18 лет, то такое право у вас будет. Чтобы получить доступ к архивным документам, вам надо будет написать заявление.
Сейчас мы потренируемся в написании такого делового письма.
Учащиеся под руководством учителя заполняют бланк заявления.
Учитель:
Ребята, вы можете все эти образцы оставить себе. После окончания нашей школы, некоторые из вас продолжат обучение в средней школе, кто-то будет поступать в средне-специальные учебные заведения. Вам придется писать подобного рода деловые письма.
IV. Знакомство с личным письмом.
(Раздается стук в дверь. В класс входит почтальон.)
Почтальон:
Простите, пожалуйста, что прерываю ваше занятие, но вам срочное заказное письмо.
Учитель получает письмо, расписывается о его получении.
Вскрывает конверт и достает помятый лист бумаги.
Учитель:
Что это? Ничего не пойму: может, чья-то шутка?
(Вертит листок в руках)
Здесь что-то написано! Хотя и не очень приятно держать такой мятый лист в руках, но все же прочитаем его содержание.
(Читает письмо)
Письмо:
Друг ко мне пришел домой,
И сказал мне Леха:
“Вовке написать письмо хочу
Хорошо, не плохо.
Только как вот?
Помоги, выручай, дружище!”
Я сказал: “Садись, пиши,
Да пиши почище!”
Леха сел. Я диктовал:
“Здравствуй, друг мой, Вовка!”
А затем я замолчал, ну а Леха дописал:
“Вовка, ты – морковка!”
Леха смотрит на меня.
Я смотрю на Леху:
Как же сделать хорошо,
Написать не плохо?
Долго мучились мы с ним,
Голову ломали.
Даже чуть не подрались,
Весь листок помяли.
Что же делать нам, друзья?
Вопием: “Спасите!
Вовке написать письмо,
Просим, помогите!”
Учитель:
Вот оно что! Оказывается, у ребят, приславших нам письмо, такая же проблема, как и у нас. Они не знают, как писать письмо и просят помощи. Что ж, давайте будем этому учиться, а потом поделимся своим опытом с ребятами.
Письмо, которое мы получили, уже не назовешь деловым.
Как вы думаете, почему?
(выслушиваются мнения учеников)
Правильно, ребята, вы подметили. Это чувственное, эмоциональное послание. В нем описывается событие, которое произошло в жизни мальчиков.
Очень точно различие подмечено “Французским пособием деловым людям”: “Деловые письма предназначены не для того, чтобы вызвать восхищение читателя, а чтобы его убедить и победить…”.
Неофициальные письма называются личными, иногда встречается название их как бытовые.
Еще разница между личным и деловым письмом в том, что для них нельзя составить готовых образцов.
Мы уже говорили сегодня, что Владимир Иванович Даль определил письмо, как беседу. Как раз точнее под это определение попадает именно личное письмо. А раз это беседа, то разве можно кому-то диктовать: “Говори сейчас именно то и именно так!”?
V. Знакомство с рекомендациями написания личного письма.
Учитель:
И все же некоторые рекомендации для написания личного письма существуют.
Вывешивается плакат “Примерная памятка для написания личного письма”.
Давайте познакомимся с ними и кратко обсудим каждый пункт.
“Примерная памятка для написания личного письма”
- Лист бумаги, на котором пишется письмо, должен быть аккуратным.
- Писать надо разборчивым почерком и желательно без помарок.
- Постарайтесь избегать ненужных трафаретных, “обязательных” элементов письма – начало, концовка, специальный приступ к каждой новой части.
- Желательно выбрать соответствующую форму обращения к тому, кому вы пишете письмо (взрослый человек или ребенок, друг или просто знакомый и т.д.)
- Продумайте тон, стиль, меру откровенности письма.
- Постарайтесь, чтобы письмо было беседой, а не скучным перечислением последних событий в вашей жизни.
VI. Зачем люди пишут письма?
Сегодня все наше занятие мы посвятили вопросу написания письма.
А может и не надо учиться писать письма, а пользоваться телефоном или другими видами связи?
(Выслушиваются мнения учащихся)
Вы правы, ребята. Если бы люди не писали писем, то многое из того, что мы узнаем по истории деревень, мы так и не узнали бы. Сам того не ведая, пишущий приобщается к исторической традиции, начало которой теряется в глубине веков, а конец уходит в неизвестное нам будущее. Каждый человек, пишущий письмо, запечатлевает некий неповторимый момент бытия, как части исторической жизни страны и человечества.
Не забудем и то, что вместе с “пользой” для истории есть и сугубо личный “расчет” в писании писем. В письме мы открываем себя иначе, с иных сторон, чем при личном общении.
Я призываю вас писать письма для того, чтобы наслаждаться новизной, свойственной этому занятию. Ведь, обращаясь к письменной форме общения, мы учимся размышлять, овладевая при этом богатствами родного языка.
VII. Повторение и закрепление полученных знаний.
Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами размышляли:
- Нужно ли человеку в наш технический век писать письма?
- К какому жанру относятся письма?
- Какие виды писем существуют?
- В чем взаимосвязь письма и истории?
- Какую роль играет эпистолярное письмо в жизни человека?
Ребята, сегодня у нас было первое занятие по теме “Учимся писать письмо”. В дальнейшем мы с вами будем на практике отрабатывать каждый пункт примерной памятки. Вы будете пробовать писать друг другу, родным. А в конце темы каждый из вас напишет “зачетное” письмо. Лучшие работы мы опубликуем в нашем школьном “Краеведческом вестнике”.
Звучит куплет из песни “Вологда” (музыка Б. Мокроусова, слова М. Матусовско):
Письма, письма лично на почту ношу,
Словно я роман с продолженьем пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат:
В доме, где резной палисад.
Список использованной литературы.
- Дудников А.В. “Русский язык”. М., “Высшая школа”, 1981.
- Даль В.И. “Толковый словарь живого великорусского языка”. Том 2. М., “Русский язык”. 1981.
- “Источниковедение истории СССР” под редакцией И.Д. Ковальченко. “Высшая школа”, М., 1981.
- Ожегов С.И. “Словарь русского языка”. Издательство “Советская энциклопедия”. М., 1964.
- “Словарь иностранных слов под редакцией Ф.И. Петрова”. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М., 1955.
- Чудакова М. Беседы об архивах”. М., “Молодая гвардия”, 1980.