Внеклассное занятие по краеведению "Учимся писать письмо"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

1. Обучающие:

  • познакомить учащихся с эпистолярным жанром;
  • познакомить с видами эпистолярного письма;
  • показать практическую необходимость умения написания писем разного характера;
  • познакомить с правилами написания делового и личного письма.

2. Воспитательные:

  • воспитывать навыки культуры письменной речи;
  • показать значимость эпистолярного жанра в исторической жизни страны и человечества.

Методическое оснащение занятия:

  • кроссворд;
  • текст телефонного разговора с Всезнайкой;
  • текст срочного заказного письма от мальчиков;
  • образцы деловых писем;
  • плакат “Примерная памятка написания личного письма”;
  • “Примерная памятка написания личного письма” на каждого ученика.

Оборудование занятия:

  • костюм Всезнайки;
  • костюм почтальона;
  • два телефонных аппарата;
  • макет факса;
  • магнитофон.

План занятия.

I. Вводная беседа.

II. Знакомство с эпистолярным жанром.

III. Знакомство с деловым письмом.

IV. Знакомство с личным письмом.

V. Знакомство с рекомендациями написания личного письма.

VI. Зачем люди пишут письма?

VII. Повторение и закрепление полученных знаний.

Ход занятия

I. Вводная беседа.

Сегодня у нас будет необычное занятие кружка. И мне хотелось бы начать его с вопроса: “Любите ли вы писать письма?”

Вижу недоумение на ваших лицах: причем здесь письма, ведь у нас не урок литературы или русского языка, а краеведение?!

Что ж такой поворот в ваших внутренних рассуждениях меня радует, именно этого я хотела достичь своим вопросом. Это своего рода мини-шок, чтобы вы начали рассуждать, удивляться, искать ответ на вопрос.

Итак, краеведение и письмо. Как вы думаете, совместимы ли эти понятия? (выслушиваются мнения учащихся).

Учитель подводит итог рассуждениям.

На протяжении ряда лет мы с вами собираем, изучаем материал по истории деревень Лотошинского края. При этом мы встречаемся с жителями, берем у них интервью, работаем с историческими источниками, с материалами школьного краеведческого музея, с материалами семейных архивов. Часто среди архивных документов нам встречаются чьи-то письменные распоряжения, справки, объяснительные записки, письма с фронта, поздравительные открытки и просто личные письма.

Ребята, а что такое письмо?

(выслушиваются ответы учащихся)

В середине XIX века Владимир Иванович Даль, работая над своим “Толковым словарем”, давал слову “письмо” такое разъяснение: “Письменная речь - беседа, посылаемая от одного лица к другому”.

Удивительно, не правда ли!? Многие из вас и не предполагали, что, читая письма из семейного архива, сами того не замечая, беседовали с тем человеком, который писал когда-то эти письма!

II. Знакомство с эпистолярным жанром.

Знаете ли вы, ребята, что письма входят в специальный литературный жанр? У него даже есть свое название.

Если мы с вами правильно отгадаем предложенный кроссворд, то слово, полученное по вертикали, раскроет название этого жанра.

Открывается плакат с заранее приготовленной сеткой кроссворда.

Учитель раздает каждому ученику карточку с вопросами к кроссворду.

Я хочу дать вам маленькую подсказку: все понятия кроссворда так или иначе связаны с письмом, письменностью.

  1. Героические сказания, песни (эпос).
  2. Учреждение для пересылки писем (почта).
  3. Способ письма в Древнем Междуречье (клинопись).
  4. Совокупность учреждений, обслуживающих техническими средствами общение на расстоянии (связь).
  5. Письменный документ, на основании которого строится научное исследование (источник).
  6. Способ письма в Древнем Египте (иероглиф).
  7. Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия (слово).
  8. Название приказа XVI в., который руководил перевозкой письменных сообщений (ямской).
  9. Природный материал для письма в древнем Новгороде (береста).
  10. Переносчик писем в древности (гонец).
  11. Название станций, учрежденных в XVIII веке вместо ямских дворов (почтовые).
  12. Название страны, в которой была изобретена бумага (Китай).

Итог по работе с кроссвордом:

Как же называется этот жанр?

(ЭПИСТОЛЯРНЫЙ)

III. Знакомство с деловым письмом.

Теперь я думаю, вы догадались, что тема нашего занятия связана с письмом.

Учитель записывает тему занятия на доске:

“Учимся писать письмо”.

- Я предлагаю вам взять ручку и начать писать письмо.

(Предвижу вопросы: “Что писать? Как писать?” Реплики: “Не умею я писать!”)

Ребята, я не только от вас слышу: “Не умею я писать!”, но порой и от взрослых.

А можно ли вообще этому научиться? Существуют ли какие-нибудь справочники, рекомендации для этого?

(Выслушиваются ответы учащихся)

Давайте воспользуемся такой услугой связи, как телефон, и позвоним нашему другу Всезнайке.

Учитель подходит к телефону, набирает номер.

(Отдельно от общей группы учащихся сидит помощник учителя в костюме Всезнайки. Он поднимает трубку и ведет переговоры с учителем).

Учитель:

Уважаемый Всезнайка! Существуют ли какие-нибудь справочники по написанию писем?

Ответ Всезнайки:

Желание людей “правильно” писать письма вызвало в XVIII веке к жизни разнообразные “Письмовники”. Существование их показывает, что писание писем почиталось важным делом. Бесспорной была помощь “Письмовников” в официальной переписке – они предлагали в готовом виде образцы разнообразных прошений, писем к высокопоставленным лицам и прочих бумаг, где несоблюдение строго установленной формы могло прямо повлиять на исход дела.

Если вы желаете, то я могу выслать вам по факсу некоторые образцы деловых писем.

Учитель:

Спасибо за интересную информацию. Ждем образцы деловых писем.

(Раздается звук работающего факса. Учитель “принимает” присланные бумаги.)

Учитель:

Хорошая все-таки эта штука – телефоны и факсы. Но, к сожалению, есть и печальная сторона этих изобретений. Телефон почти полностью вытеснил письменное общение между людьми. В самом деле, нет ничего проще, как набрать номер телефона, перекинуться парой фраз, типа: “Ну, как дела? Что новенького?” Даже поздравления с праздниками или с Днем рождения передаются по телефону. Бесспорно, это быстро, не надо многословия. Но пройдет немного времени и содержание поздравления почти забудется. Толи дело, когда поздравление будет письменное! К нему можно будет обратиться и по прошествии времени, вновь перечитать. Может быть, даже всплакнуть от избытка нахлынувших чувств.

Но давайте вернемся к тем образцам деловых писем, что прислал нам Всезнайка.

Учитель раздает образцы каждому ученику.

Учитель:

Просмотрите образцы. Среди них вы видите различные анкеты, автобиографию, расписки, справки-запросы, справки-информации, различные заявления.

Найдите образец заявления директору архива.

Сейчас, по возрасту, вы не имеете права работать с документами архивов напрямую. Но когда вам исполнится 18 лет, то такое право у вас будет. Чтобы получить доступ к архивным документам, вам надо будет написать заявление.

Сейчас мы потренируемся в написании такого делового письма.

Учащиеся под руководством учителя заполняют бланк заявления.

Учитель:

Ребята, вы можете все эти образцы оставить себе. После окончания нашей школы, некоторые из вас продолжат обучение в средней школе, кто-то будет поступать в средне-специальные учебные заведения. Вам придется писать подобного рода деловые письма.

IV. Знакомство с личным письмом.

(Раздается стук в дверь. В класс входит почтальон.)

Почтальон:

Простите, пожалуйста, что прерываю ваше занятие, но вам срочное заказное письмо.

Учитель получает письмо, расписывается о его получении.

Вскрывает конверт и достает помятый лист бумаги.

Учитель:

Что это? Ничего не пойму: может, чья-то шутка?

(Вертит листок в руках)

Здесь что-то написано! Хотя и не очень приятно держать такой мятый лист в руках, но все же прочитаем его содержание.

(Читает письмо)

Письмо:

Друг ко мне пришел домой,
И сказал мне Леха:
“Вовке написать письмо хочу
Хорошо, не плохо.

Только как вот?
Помоги, выручай, дружище!”
Я сказал: “Садись, пиши,
Да пиши почище!”

Леха сел. Я диктовал:
“Здравствуй, друг мой, Вовка!”
А затем я замолчал, ну а Леха дописал:
“Вовка, ты – морковка!”

Леха смотрит на меня.
Я смотрю на Леху:
Как же сделать хорошо,
Написать не плохо?

Долго мучились мы с ним,
Голову ломали.
Даже чуть не подрались,
Весь листок помяли.

Что же делать нам, друзья?
Вопием: “Спасите!
Вовке написать письмо,
Просим, помогите!”

Учитель:

Вот оно что! Оказывается, у ребят, приславших нам письмо, такая же проблема, как и у нас. Они не знают, как писать письмо и просят помощи. Что ж, давайте будем этому учиться, а потом поделимся своим опытом с ребятами.

Письмо, которое мы получили, уже не назовешь деловым.

Как вы думаете, почему?

(выслушиваются мнения учеников)

Правильно, ребята, вы подметили. Это чувственное, эмоциональное послание. В нем описывается событие, которое произошло в жизни мальчиков.

Очень точно различие подмечено “Французским пособием деловым людям”: “Деловые письма предназначены не для того, чтобы вызвать восхищение читателя, а чтобы его убедить и победить…”.

Неофициальные письма называются личными, иногда встречается название их как бытовые.

Еще разница между личным и деловым письмом в том, что для них нельзя составить готовых образцов.

Мы уже говорили сегодня, что Владимир Иванович Даль определил письмо, как беседу. Как раз точнее под это определение попадает именно личное письмо. А раз это беседа, то разве можно кому-то диктовать: “Говори сейчас именно то и именно так!”?

V. Знакомство с рекомендациями написания личного письма.

Учитель:

И все же некоторые рекомендации для написания личного письма существуют.

Вывешивается плакат “Примерная памятка для написания личного письма”.

Давайте познакомимся с ними и кратко обсудим каждый пункт.

“Примерная памятка для написания личного письма”

  1. Лист бумаги, на котором пишется письмо, должен быть аккуратным.
  2. Писать надо разборчивым почерком и желательно без помарок.
  3. Постарайтесь избегать ненужных трафаретных, “обязательных” элементов письма – начало, концовка, специальный приступ к каждой новой части.
  4. Желательно выбрать соответствующую форму обращения к тому, кому вы пишете письмо (взрослый человек или ребенок, друг или просто знакомый и т.д.)
  5. Продумайте тон, стиль, меру откровенности письма.
  6. Постарайтесь, чтобы письмо было беседой, а не скучным перечислением последних событий в вашей жизни.

VI. Зачем люди пишут письма?

Сегодня все наше занятие мы посвятили вопросу написания письма.

А может и не надо учиться писать письма, а пользоваться телефоном или другими видами связи?

(Выслушиваются мнения учащихся)

Вы правы, ребята. Если бы люди не писали писем, то многое из того, что мы узнаем по истории деревень, мы так и не узнали бы. Сам того не ведая, пишущий приобщается к исторической традиции, начало которой теряется в глубине веков, а конец уходит в неизвестное нам будущее. Каждый человек, пишущий письмо, запечатлевает некий неповторимый момент бытия, как части исторической жизни страны и человечества.

Не забудем и то, что вместе с “пользой” для истории есть и сугубо личный “расчет” в писании писем. В письме мы открываем себя иначе, с иных сторон, чем при личном общении.

Я призываю вас писать письма для того, чтобы наслаждаться новизной, свойственной этому занятию. Ведь, обращаясь к письменной форме общения, мы учимся размышлять, овладевая при этом богатствами родного языка.

VII. Повторение и закрепление полученных знаний.

Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами размышляли:

  • Нужно ли человеку в наш технический век писать письма?
  • К какому жанру относятся письма?
  • Какие виды писем существуют?
  • В чем взаимосвязь письма и истории?
  • Какую роль играет эпистолярное письмо в жизни человека?

Ребята, сегодня у нас было первое занятие по теме “Учимся писать письмо”. В дальнейшем мы с вами будем на практике отрабатывать каждый пункт примерной памятки. Вы будете пробовать писать друг другу, родным. А в конце темы каждый из вас напишет “зачетное” письмо. Лучшие работы мы опубликуем в нашем школьном “Краеведческом вестнике”.

Звучит куплет из песни “Вологда” (музыка Б. Мокроусова, слова М. Матусовско):

Письма, письма лично на почту ношу,
Словно я роман с продолженьем пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат:
В доме, где резной палисад.

Список использованной литературы.

  1. Дудников А.В. “Русский язык”. М., “Высшая школа”, 1981.
  2. Даль В.И. “Толковый словарь живого великорусского языка”. Том 2. М., “Русский язык”. 1981.
  3. “Источниковедение истории СССР” под редакцией И.Д. Ковальченко. “Высшая школа”, М., 1981.
  4. Ожегов С.И. “Словарь русского языка”. Издательство “Советская энциклопедия”. М., 1964.
  5. “Словарь иностранных слов под редакцией Ф.И. Петрова”. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М., 1955.
  6. Чудакова М. Беседы об архивах”. М., “Молодая гвардия”, 1980.