Цели: обобщить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне, развивать речь детей, воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для третьего класса в двух частях. Часть 1. Изд. 3-е, перераб., - М.: Баласс, 2004.
- Таблица “Безударные гласные в корне слова”.
- Комисарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику “Русский язык” для 3-го класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся. Под научной редакцией Е.В.Бунеевой. – М.:Баласс,2003.
- Таблица-опора “Главные и второстепенные члены предложения”.
- Индивидуальные карточки с безударными гласными е, и, о, а, я.
- Фотография совы.
- Конверт с дифференцированными заданиями по теме.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Ребята, все вы знаете замечательную сказку А. Милна “Винни-Пух и все, все, все”.Давайте вместе вспомним героев этой сказки.
Дети. Пятачок, Винни-Пух, кролик, ослик Иа, Мудрая сова.
У. Символом мудрости принято считать именно сову. И сегодня Мудрая сова прислала нам конверт с заданиями. Она хочет проверить, как мы научились писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
Мы с вами изучили эту тему, а сегодня будем работать, как обычно, по группам, выполняя задания Мудрой совы. После выполнения каждого задания получим карточки с оценками, но не простыми, а зашифрованными.
III. Упражнения на правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.
1. Минутка чистописания.
Задание 1. У. Ребята, а какое сегодня число, месяц?
Д. Сегодня (число) октября.
У. Есть ли в названии месяца безударная гласная?
Д. Есть. В этом слове две безударные гласные о и я.
У. Какую безударную гласную мы должны запомнить?
Д. Безударную гласную о. Это слово словарное.
У. Безударную гласную я будем запоминать или проверять?
Д. Проверять.
У. Подберите проверочное слово.
Д. Это слово октябрь.
У. Запишите число в тетрадях и обозначьте орфограмму “безударная гласная в корне слова” в слове октября.
У. С какой буквы начинается слово девять.
Д. С буквы д.
У. Сегодня на чистописании мы работаем над формой заглавной и строчной букв Д, д.
Но вначале вспоминаем, как пишется строчная буква.
Д. Первый элемент от а, второй от у.
Учитель показывает на доске.
У. Есть какая-нибудь особенность в написании буквы?
Д. Да. Строчная буква д пишется по-разному, в зависимости от того, в начале слова она стоит или в середине. В начале слова букву д начинаем писать сверху справа налево так, как пишем букву а.
В соединении с предыдущей буквой начинаем писать снизу.
У. Давайте вспомним требования к правильному написанию букв.
Д. Возьмем ручки правильно, поставим руки на локти, на счет “раз” сядем правильно, на счет “два” поправим тетрадь, на счет “три” начинаем списывать. Обратим внимание на наклон петли. Чтобы не допустить ошибки в написании петли, выполним упражнение.
Дети пишут пол строчки: / д / д / д/
У. Остальную половину строки прописываем заглавную букву. Начинаем писать букву так, как пишем первый элемент Р , Т (длинная наклонная линия вниз). Затем пишем небольшую петлю, касаемся нижней линии и закругляем вверх.
Дети пишут до конца строки заглавную Д .
У. На второй строке запишите соединения с буквами Д, д.
Дети выполняют задание.
Дв дв Де де ед
У. Вспомните, какие числа начинаются на букву д.
Д. Два, девять, двадцать, девяносто…
У. Запишите слова на третьей строчке. Сколько букв и звуков в слове девять?
Д. В слове шесть букв, пять звуков.
У. Почему звуков меньше, чем букв?
Д. Мягкий знак не обозначает звука.
У. Все молодцы! Справились отлично. Весь класс получает карточку с числом 14.
А какая буква скрывается за этим числом, мы узнаем потом.
2. Словарная работа.
Задание 2.
У. А вот второе задание от Мудрой совы
(Для работы используются карточки с дифференцированным заданием).
3-я группа детей – только записывает слова и подчеркивает безударные гласные.
2-я группа детей – выполняет задание 3-ей группы и записывает проверочные слова к словам с проверяемыми безударными гласными.
1-я группа детей – выполняет задание 2-ой группы и контролирует правильность выполнения всех групп.).
У. Каждый из вас знает, в какой группе он работает. Как мы называем слова, в корне которых есть гласная, не проверяемая ударением.
Д. Словарные слова.
У. Мудрая сова написала загадки. Вы должны узнать кто это? Назвать его, просигналить в этом слове опасное место. Записать слово-отгадку в тетрадь.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснулся - стал реветь
Это зверь лесной (медведь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост- краса,
Кто же это? (лиса)
По полю скачет, -
Ушки прячет,
Встанет столбом -
Ушки торчком (заяц)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих:
Очень уж суровы
Филины и…(совы)
У. Назовите последнее слово-отгадку в единственном числе. Д. Сова. У. Итак, у нас четыре отгадки. Какие из этих слов являются словарными?
Д. Медведь, заяц.
У. Какое из этих слов здесь лишнее?
Д. Сова.
У. Почему?
Д. Это слово обозначает название птицы.
У. Справились с заданием и получили карточку с числом 16.
3. Работа по развитию речи. Задание 3.
У. Сова прислала свою фотографию и предлагает нам описать ее внешний вид.
- Рассмотрим сову, какие у нее глаза?
- Какое оперенье?
- Какие лапы?
- Какой клюв?
У. Вспомните, ребята, как на уроке “Окружающий мир”, мы говорили о сове.
Кто расскажет об этой птице?
Д. Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Сова находится под охраной государства. Она ловит за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна.
У. Что вы еще знаете о сове? Составьте предложения. (Ответы детей).
У. Составьте из слов записанных на доске предложение.
На доске.
всю живет зиму в долгую сова лесу
У. Запишите получившееся предложение.
Дети записывают.
Сова живет в лесу всю долгую зиму.
У. Найдите слова с безударной гласной и подберите к ним проверочные слова, запишите их парами, обозначьте орфограммы.
Д. Это слова живет, лесу, сова.
У. Выполните синтаксический разбор этого предложения. В этом вам поможет таблица-опора.
Опорная таблица по определению главных и второстепенных членов предложения.
Главные члены предложения.
Подлежащее | И. п. Кто? Что? | Существительное, числительное, местоимение. |
Сказуемое | Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать? Что сделает? | Глагол, прилагательное, существительное. |
Второстепенные члены предложения.
Определение | Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? | Прилагательное, местоимение, порядковые числительные. |
Дополнение | Вопросы косвенных падежей: Р. п. кого? чего? Д. п. кому? чему? В. п. кого? что? Т. п. кем? чем? П. п. о ком? о чём ? | Существительное, местоимение. |
Обстоятельство | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? | Существительное, наречие, числительное. |
У. 3-я гр.- находят только главные члены предложения
2-я гр. - полный синтаксический разбор предложения
1-я гр.- выполняют задание второй группы и составляют схему предложения.
Проверка у доски.
У. Справились с заданием и получили карточку с числом 13.
4. Разбор слова по составу.
Задание 4.
У. Следующее задание Мудрой совы.
Разобрать слова по составу.
На доске. Снежинка, подснежник, снежный, снег.
У. 3-я гр. – должны выделить корень во всех словах и разобрать по составу первое слово.
(Работают у доски под руководством учителя)
2-я гр. – все слова разбирают по составу.
1-я гр.- все слова разбирают по составу и еще подбирают однокоренные слова с этим же корнем. (Снеговик, снежок ...)
Проверка 2-ой и 1-ой группы.
У. Как пишется корень в однокоренных словах?
Д. Корень в однокоренных словах пишется одинаково независимо от произношения.
У. Какие из этих слов можно считать проверочными и почему?
У.Справились с заданием и получили карточку с числом 16.
Физкультминутка.
У. Мудрая сова предлагает нам немного отдохнуть.
Совушка-сова,
Большая голова,.
(Повороты головы влево - вправо.)
На суку сидит,
Головой вертит,
(Повороты туловища влево – вправо.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!
(Махи руками – “крыльями”)
5. Упражнение в проверке слов с безударной гласной “Е” проверяемой буквой “Ё”.
Задание 5.
У. Прочитайте слова, записанные на доске, вставив пропущенные буквы. Докажите, почему в этих словах надо писать букву “Е”. (Дети рассказывают правило.)
На доске. Оз . ро, пч . ла , в . сна.
У. 3-я гр. – списывает слова, ставит ударение, подчеркивает безударную гласную и устно называет проверочное слово.
2-я гр. – пишет сначала проверочное слово, затем выполняет задание 3-ей группы.
1-я гр. – выполняет задание 2-ой группы и записывают свое слово с безударной гласной “Е” проверяемой буквой “Ё”.
Проверка 2-ой и 1-ой группы.
У. Справились с заданием и получили карточку с цифрой 5.
6. Упражнение в проверке слов с двумя безударными гласными в корне слова.
Задание 6. У. Вставьте и проверьте написание безударных гласных в следующих словах.
На доске. З . л . чистый , г . л . дать, п. л . са.
У. Что вы заметили необычного?
Д. В каждом слове по две безударные гласные.
У. Как проверяются слова с двумя безударными гласными в корне слова?
(Дети рассказывают правило).
У. 3-ая гр. Работают под руководством учителя. Устно называют проверочные слова, пишут слова с доски, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные.
2-ая гр. Выполняет задание 3-ей группы, но сначала записывают проверочные слова.
1-я гр. Выполняет задание 2-ой группы, подбирает и записывает свои слова с двумя безударными гласными.
Проверка 2-ой и 1-ой группы.
У.Справились с заданием и получили карточку с числом 24.
7. Упражнение на нахождение слов с безударной гласной в корне.
Задание 7. У. Теперь попробуйте сами найти слова с безударной гласной в корне и проверить их написание.
3-я гр. Работает с учителем у доски. Подбираем проверочные слова устно.
На доске. Рассказ, запах, корзина, волнистый, комочки, листья, цепочка, тяжелый, суббота.
2-ая гр. Работает по карточкам. Лестница, моряки, смотрел, грустно, цветник, подъём, малышка, вырезал, часто, грущу.
У. Сначала записываете проверочные слова.
1-я гр. Работает по карточкам.
Задание. Найдите в тексте слова с безударной гласной. Выпишите их и проверьте.
…И вот сама
идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
повисла на суках дубов,
легла волнистыми коврами,
среди полей, вокруг холмов.
Проверка 2-ой и 3-ей группы.
У. Справились с заданием и получили карточку с числом 29.
IV. Итог урока.
У. Чему учились на уроке? Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
Д. Рассказывают правило.
У. У нас есть карточки с цифрами. Мы выполнили все задания Мудрой совы и можем теперь воспользоваться шифром. Узнаем, как же Мудрая сова оценила вашу работу.
На доске: | 14 | 16 | 13 | 16 | 5 | 24 | 29 |
ШИФР
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Э | Ю | Я | ||||||||||||
31 | 32 | 33 |
У. Какое слово получилось?
Д. МОЛОДЦЫ
У. Ничего необычного в написании этого слова не заметили?
Д. В этом слове две безударные гласные.
У. Как проверить их написание? (Ответы детей ).
(Далее оценивается работа на уроке учащихся)
V. Домашнее задание.
Для каждой группы свое задание (комментируется).
3-я гр. – Комисарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику “Русский язык” для 3-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. – М.: Баласс, 2003.
Упражнение №80, стр.43
2-я гр. – Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть1, Изд. 3-е, перераб.. – М.:, Баласс, 2004.
Упражнение №7, стр.87 (Дополнительно - выделить корень в словах).
1-я гр. – по карточкам
Образуйте от данных слов слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета с безударной гласной в корне слова, выделить корень, подчеркнуть безударные гласные.
Бег - ……, ……, ……. .
Крик - ……, ……, …… .
Смотр - ……, ……., ……. .
Лед - ……, ……., ……. .