Сад в японском стиле

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Задачи:

  • познакомить учащихся с основами садово-паркового дизайна;
  • познакомить с одним из искусств Японии;
  • показать разнообразие стилей сада;
  • формировать эстетическое отношение к обыденным вещам, развивать интерес к искусству дизайна, как неотъемлемой части современной жизни;
  • развивать навыки работы в коллективе.

…Тихий полдень,
Свет всё и всем прощает.

Мои глаза
Сейчас совсем пусты
И ничего не видят.

Но свет проникает в пустоту…

Для выполнения коллективных работ, класс делится на три группы.

Учитель: Принято считать, что земля – это, прежде всего объект природы для конкретного использования в виде поля, огорода или плодово-ягодного сада с унылой и невыразительной планировкой, с беспорядочным расположением насаждений и отсутствием какого-либо дизайна. Как создать такой сад, чтобы он был неповторимым?

Выбранный стиль сада – это воплощённые в жизнь вкус и желания владельца участка.

В целом стиль сада – это попытка создать атмосферу определённой местности или времени.

При решении переоборудовать садовый участок в рамках какого-либо стиля необходимо заранее учесть его оформительские особенности, потребительскую ценность и возможности для отдыха. Это может быть сад строго определённого стиля или же участок, в пределах которого разбито несколько живописных уголков различной стилевой направленности…

Главное при благоустройстве сада или его отдельного уголка в определённом стиле – это передать дух и колорит той или иной местности или эпохи и получать наслаждение от созерцания результата трудов своих праведных.

Задание 1. Прочитайте предложенные характеристики стилей и выберите наиболее вам понравившиеся.( По окончанию работы ребята высказывают своё мнение.)

І. …Плетень, увитый зеленью, яркое веселье цветников, заброшенная скамейка в старом фруктовом саду, душистые заросли сирени и жасмина, зелёные лужайки – всё то, что дарит нашей душе ощущение радости и безмятежности и так привлекает в загородной жизни, вобрав в себя деревенский стиль, или стиль “кантри”. Именно это направление ландшафтного дизайна наиболее близко менталитету и наиболее приемлемо для большинства россиян.

ІІ. “Натургарден” – это сад, в котором царит естественность. Подобный стиль чрезвычайно популярен в Европе и Англии, а в России пока ещё не слишком распространён. Стиль “натургарден” настолько универсален и пластичен, что его можно использовать при оформлении практически любой части сада: от зоны отдыха с кострищем-барбекю и нарочито грубоватой мебелью до детской площадки с домиком , устроенным в кроне дерева.

ІІІ. Англия –родина пейзажных садов. В своё время английский ландшафтный дизайн вытеснил на российских просторах традицию обустраивать парки в регулярном (французском) стиле. Главная причина популярности этого направления заключается в том, что качественно выполненный и ухоженный английский пейзаж – само воплощение хорошего вкуса. Собственный сад в английском стиле свидетельствует окружающим о солидности и респектабельности его владельца. Настоящий английский сад, по сути своей, в меру строг и торжественен, но без напыщенности. Внешней строгостью он маскирует свою романтическую сущность. Однако классический английский сад требует больших просторов. И наших российских 6 соток явно мало.

ІV. В последнее время стало модно “быть старомодным”. И среди всех ретро-стилей сегодня особой популярностью пользуются ампир и модерн. В стиле “модерн” создавались и создаются прекрасные, неповторимые сады. Считавшийся в начале прошлого века явлением элитарным и причудливым, сегодня сад-модерн превратился в любимца ландшафтных дизайнеров. Сад в стиле “модерн” - это участок, чётко разделённый на зоны, в котором удобство и функциональность сочетаются с изящным планировочным решением. Излюбленная геометрическая фигура этого стиля – дуга. Плавные изгибы дорожек, краёв лужаек и берегом водоёма создают приятные для глаза зрелищные картины. Планировка сада по своей геометрии очень схожа с регулярными французскими садами XVII века. Кроме того, модерн роднит с регулярным стилем использование фигурно стриженых деревьев, но без французской вычурности. Здесь предпочтение отдаётся простым геометрическим формам.

V. В классической литературе всегда присутствует романтический образ – небо, на фоне которого прорисованы бесконечно разнообразные вершины деревьев, их ветви и листья. У каждого дерева всегда есть своё выражение, свои очертания – своя душа, наконец. И глядя на них, неизменно возникает желание понять, разгадать и навсегда запечатлеть в себе их образы. Романтический сад немыслим без красующихся в нём вековых лип, клёнов, серебристых тополей, берёз и дубов. Обаяние заросшего дремучего сада с кривыми тропинками, высокой травой, застывшими тихими прудами столь велико, что затрагивает самые романтичные и сокровенные струны в душе человека. Вот почему основное внимание при оформлении сада в романтическом стиле направлено на деревья и кустарники.

Учитель: Скорее всего, вам понравились многие характеристики, но мы сегодня поговорим о создании сада в японском стиле. Почему я не говорю “Японского сада”?

Это элементарное уважение к стране восходящего солнца: если сад создан в Японии – это японский сад. Всё, что мы можем сделать у нас, - это создать сад в японском стиле.

Предложенные фотографии должны быть отправной точкой для нас, но не целью для плагиата.

Учитель: Цель нашего занятия – познакомиться с приёмами организации сада в японском стиле и соблюдая правила, создать мини-проект сада в японском стиле. Вашему вниманию я предлагаю работу исследовательской группы. (Несколько ребят заранее приготовили подборку литературы по дизайну японского сада и сейчас начинают работу в группах.)

1. Особенности сада в японском стиле

Японский сад – это небольшой уголок естественной природы, состоящий из пяти компонентов: духовного – идеи – и четырех материальных – камней, воды, растений и архитектурных элементов, обозначающих связь человека с природой. В основе идеи создания японского сада заложены понятия восточной религии и философии, что выражается в различных композиционных решениях. Это и сад холмов, прудов и островов, это также место для проведения чайных церемоний, для прогулок, философский сад и другие сады с разной степенью сложности.
Все сады объединяют общие черты: отсутствие прямых линий и симметрии (извилистые тропинки или ручей не должны разделять сад на равные симметричные части); соединение статических и динамических деталей; обязательное наличие камней, гальки, мхов; невысокие растения с учетом их роста и цветения; преобладание растений зеленого, серого и коричневого цветов; камерность сада, закрытость от внешнего мира бамбуковыми изгородями или калитками, что означает отделение от мира суеты и повседневных проблем.

2. Основа сада – камни и вода

Камни в японском саду имитируют горы и положительную мужскую силу Ян, а вода – ее быстрые реки, тихие озера – символизирует отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь. Согласно древнему космогоническому дуализму, их вечное противостояние и неразрывное единство являются основой существования мира. Используя камни, можно создать горный пейзаж с водопадом, ручьем, или даже целое озеро с островами. При этом большой камень изображает гору, вертикально поставленный – крутую гору, маленькие камешки – водопад или тропинки, гравий – море и озеро, а речная галька – реку. Композиция состоит чаще из нечетного числа камней. Располагают их одиночно или по 3–5, чтобы создать картину обрушившейся горы.
Вода в японских садах означает жизнь и очищение, а ее журчание напоминает о скоротечности времени. Переброшенный через пруд или ручеек горбатый мостик, как и тропинка, – это путешествие по жизни, переход от одного мира к другому. Конфигурация водоемов обычно имеет неправильную форму. Извилистый берег, разбросанные в беспорядке речные камни, а также отражение в водной глади прибрежных растений вместе создают иллюзию естественного водоема. Если есть трудности с водой, устраивают “сухой ручей”, где течение воды имитируется маленькими камнями.

3. Символ смены времен года

Не смотря на великую любовь японцев к растениям, именно в японском садоводстве произошло явление, не имеющее аналогов в садовом искусстве других стран. Именно в Японии появились сады, где растений может не быть вовсе… Напрашивается вывод, что для Японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним, традициями, обрядами. Поэтому растения наряду с камнями, гравием, архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) – это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, в зависимости от мастерства, заменяя их одно на другое. В отличие от камней, означающих неизменность и постоянство, растения, согласно восточной философии, помогают увидеть перемены в природе. Только после расстановки камней определяют положение кустарников и деревьев в саду.

При подборе растений важно учитывать окраску листьев, форму кроны, декоративность коры. Недопустимы колонновидные, пирамидальные, разросшиеся произвольно растения. Японский сад должен быть всегда ухожен и привлекателен, потому лучше отдать предпочтение вечнозеленым растениям.

Если в саду предусмотрено пустое пространство “ма” (“пустота” – ключевой элемент японского садового искусства), то оно может быть покрыто мхом или ковром из седумов. Это пространство обычно создает перспективу для более высотных композиций, например холмов, на склоне которых одиночно или небольшими группами высаживают низкорослые деревья и кустарники, которые легко формировать, придавая горизонтальную или плакучую форму.

Среди больших камней, особенно возле вертикально установленного камня – “скалы”, хорошо смотрится одиноко стоящая сосна – любимое растение японского сада, символизирующее долголетие, или же сосна в композиции с можжевельником. Необычайную форму или текстуру природного валуна может дополнить красота пионов, рододендронов или хризантем.

Вдоль русла сухого ручья обычно сажают молодило (Sempervivum), тимьян (Thymus), а также кусты барбариса, к примеру Тунберга “Ауреа”
(Berberis thunbergii “Aurea”) с лимонно-желтыми листьями, осенью желто-оранжевыми.

Растения для групповых композиций

  • Вишня войлочная (Cerasus tomentosa)
  • Яблоня краснолистная (Malus hybrida)
  • Ель обыкновенная (Picea abies) “Nidifomis”, хвоя светло-зеленая. Ее высаживают также среди камней и возле водоемов
  • Лиственница японская с необычной хвоей и шишечками в виде розочек. Осенью остается зеленой дольше наших лиственниц. Ее высаживают как в каменистых садах, так и возле водоемов и водопадов.

Одиночные растения

  • Сосна горная “Мини Мопс” (Pinus mugo “Mini Mops”)
  • Сосна горная “Мопс” (Pinus mugo “Mops”)
  • Сосна веймутова “Радиата” (Pinus strobes “Radiata”)
  • Можжевельник казацкий (Juniperus Sabina “Variegata”)
  • Можжевельник скальный (Juniperus squamata “Blue Star”), хвоя серебристо-синего цвета

Любимые растения японского сада

  • Рододендрон малый (Rhododendron minus), вечнозеленый кустарник, цветет в июле фиолетово-розовыми цветками
  • Пион древовидный “Барон д’Алес” (Paeonia ardorea “Baronne d’Ales”), цветки светло-розовые, махровые
  • Пион древовидный “Бланш де Хис” (Раеonia arborea “Blanche de His”), цветки розовато-белые, махровые

Сорта хризантем (Chrysanthemum coreanum):

  • “Александрит” – желто-розовый, цветет с августа до середины сентября;
  • “Зарница” – красно-коричневый, цветет с середины сентября до заморозков;
  • “Кружевница” – коричнево-белый, цветет с середины августа по сентябрь;
  • “Лучезарный” – ярко-желтый, цветет с сентября до заморозков.

У горного озера, окруженного высокими скалами, помещают вечнозеленые кустарники:

  • Спирея японская “Литл Принцесса” (Spirea japonica “Little Princess”), листья зеленые, осенью – желтые, желто-оранжевые. Цветет в июне-июле, цветки розово-красные, крона шаровидная;
  • Форзиция яйцевидная “Тетраголд” (Forsythia ovata “Tetragold”);
  • Форзиция промежуточная “Гольдзаубер” (Forsythia intermedia “Goldzauber”), листья от темно-зеленых до бледно-фиолетовых, цветет в апреле-мае, цветки фиолетовые, золотисто-желтые.

Возле водоема красиво отражаются в воде:

  • Ирис гладкий (Iris laevigata) – фиолетово-голубой, сорт “Herald Blue”;
  • Ирис сибирский (Iris sibirica) – чисто-голубой, сорт “Herald Blue”;
  • Ирис аировидный, или водный (Iris pseudocorus), – сорт “Berlin Tiger” с тигровой окраской;
  • Хоста Зибольда (Hosta sieboldiana) – сорт “Элеганс” с голубовато-зелеными листьями;
  • Хоста Форчуна (Hosta fortune), листья широколанцетные с белой каймой по краю.

Хосту с папоротниками уместно посадить в расщелинах камней, чтобы скрыть неприглядные места после отмирания листвы.

Самым неприхотливым папоротником считается вудсия эльбская (Woodsia ilvensis), а наиболее красивым – адиантум стоповидный (Adiantum pedatum), или девичий волос. Его ажурные вайи колышутся от малейшего дуновения ветра.

У пруда великолепно смотрятся:

  • Ива козья плакучая (Salix caprea “Pendula”);
  • Ива Зильберглянц (Salix caprea f. Silberglanz) с зеленовато-серой корой.

Растения для групп камней

  • Кипарисовик горохоплодный “Филифера Ауреа нана” (Chamaecyparis pusufera “Filifer Aurea Nana”), хвоя золотисто-желтая, сохраняет окраску зимой
  • Можжевельник горизонтальный “Андорра компакт” (Junipera horisontalis “Andorra Compact”), хвоя серо-зеленая
  • Можжевельник чешуйчатый “Блю Карпет” (Juniperus squamato “Blue Carpet”), хвоя серо-голубая.

4. Животные.

Животные (вернее их свойства) всегда играли значительную роль в создании определенного образа. Журавль и Черепаха – древние символы долголетия на востоке. Черепаха действительно живет очень долго, а Журавль взмывает в небо и “растворяется” в нем, улетает в другой мир к богам, а там, как известно, живут вечно. Кроме этого эти животные олицетворяют единство противоположностей, неизменно присутствующее в японских садах: плоская медлительная Черепаха и высокий энергичный Журавль. Их союз – залог равновесия в природе. По восточным представлениям рыбы – это дети мифологического дракона, являющегося покровителем водной и воздушной стихий.

5. Архитектура.

Ритуальная чаша для омовения рук цуку-бай   имеет истинно японское происхождение. В древней Японии камни с естественными углублениями посередине использовались для различных хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище. Позднее эта традиция была перенесена и к буддийским храмам, поскольку сама процедура лить воду на руки означала в буддийских практиках завершения какого-либо дела.

Японские сады отличаются от всех других тем, что в них удивительно большое количество символических элементов, и зрительные образы, предстающие перед глазами посетителя – это только половина информации, заключенная в каждое из композиций сада. Знание расшифровки этих символов дает возможность создать в своем сознании тот образ, какой был заложен в данную композицию мастером. Так, например, некоторые числа считаются в буддизме священными, опираясь на определенные понятия, связанные с мифологией, в соответствии с которой число “три” может означать “три сокровища буддизма” (Будду, его закон и буддийскую монашескую общину), Будду и двух его учеников. Число “пять” символизирует пять буддийских заповедей, число “восемь” связано с восьми ступенчатым путем, методом достижения истины Будды, восемь спиц имеет колесо сансары (колесо перерождения), на восемь частей был поделен прах Будды и т.д.

Таким же образом в русле исконных религиозных традиций каменные фонари Японских садов берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, помещаемых перед залом Будды. Однако, история их возникновения имеет, вероятно, гораздо более глубокие корни. Весьма вероятно, что прообразом каменных фонарей были сосуды, в которых Китайские императоры приносили жертву небу.

Учащиеся создают мини-проекты, используя различную технику (рисунок-тушь, карандаш, уголь, сангина, фломастеры; живопись – гуашь, акварель; работа с цветной бумагой – техника вырывание Учитель оценивает работу исследовательской группы. Учащиеся сами оценивают свою работу.

Учитель: Ваши работы достойны похвалы. Я просто не ожидала, что за столь короткое время вы сумеете создать настоящие дизайн-проекты. Надеюсь, что в будущем ваши труды будут оценены достойно. А лучший мини-проект мы воплотим в жизнь в период летней трудовой практики. Большое всем спасибо.