Игровые формы работы с использованием ИКТ на уроках математики. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели:

  • обобщение темы “Квадратные уравнения”;
  • стимулирование познавательного процесса;
  • развитие нестандартных умений для учебной работы;
  • развитие навыков взаимодействия.

Оборудование:

  • проектор;
  • презентация Power Point Приложение1;
  • четыре карточки с заданиями игры (у учителя);
  • секундомер;
  • детский молоток;
  • протокол игры.

Подготовительная работа.

Класс делится на группы-фирмы по 5-6 человек. В каждой выбирается менеджер.

Правила игры.

У каждой фирмы есть стартовый капитал – 50 у. е. Эта сумма в случае грамотной игры может принести большую прибыль.

Игра состоит из четырёх торгов, которые проводит учитель, пользуясь карточками с заданиями и презентацией Приложение1.

Первые торги: лот 1 – лот 4. Проверяются теоретические знания по теме. Первоначальная цена каждого лота 10 у. е. Время на обдумывание ответа – 2 секунды. Эта информация сообщается всем фирмам.

Менеджеры участвуют в торгах за каждый лот, не видя на экране само задание. Право ответа получает фирма, купившая вопрос за большую цену. В случае верного ответа эта сумма прибавляется к капиталу компании, если ответ неверен, то сумма списывается со счёта. Право ответа получают соперники. Если они дают правильный ответ, то на их счёт записывается первоначальная цена лота (10 у. е.).

Вторые торги: лот 5 – лот 7. Проверяются умения устно решать задания по теме. Первоначальная цена каждого лота 20 у. е. Время на обдумывание ответа – 15 секунд.

Третьи торги: лот 8 – лот 10. Предлагается письменно решить задания базового уровня. Первоначальная цена каждого лота 40 у. е. Время на решение каждого лота указано в карточках с заданиями.

Четвёртые торги: лот 11 – лот 13. Предлагается письменно решить задания повышенного уровня сложности. Первоначальная цена каждого лота 50 у. е. Время на решение каждого задания – 5 минут.

В обсуждении и решении участвуют все сотрудники фирм. Право ответа менеджер предоставляет тому, кто, на его взгляд, наиболее удачно справился с заданием.

Победителем становится фирма, максимально увеличившая свой стартовый капитал.

Все сотрудники фирмы-победительницы получают отличные оценки. Следует отметить и работу самых активных представителей других фирм.

Четыре карточки с заданиями (у учителя).

Первые торги.

(Теоретический материал)

Первоначальная цена – 10 у. е.

Время на обдумывание – 2 секунды.

Лот 1. Определение.

Какое уравнение называется биквадратным?

Лот 2. Объяснение.

Возможно ли, определить количество корней квадратного уравнения, не решая его?

Ответ обосновать.

Лот 3. Формулировка.

Сформулировать теорему Виета.

Лот 4. Алгоритм.

Схема решения квадратного уравнения с модулем вида |f(x)| = |g(x)|.

Вторые торги.

(Устные задания)

Первоначальная цена – 20 у. е.

Время на обдумывание – 15 секунд.

Лот 5.

Верно ли, что уравнение 2 + х = 7х – 1 не имеет корней?

Ответ объяснить. (Ответ: нет. D=0, значит уравнение имеет 1 корень)

Лот 6.

Найти сумму корней уравнения -6х2 + 7х – 2 = 0, если они существуют. (Ответ:)

Лот 7.

Имеет ли решение система уравнений: Ответ объяснить. (Ответ: нет)

Третьи торги.

(Письменные задания. Базовый уровень.)

Первоначальная цена – 40 у. е.

Лот 8. Время выполнения – 2 минуты.

Решить уравнение: . ( Ответ: 6)

Лот 9. Время выполнения – 3 минуты.

Решить уравнение: (х + 5)4 + 8(х + 5)2 - 9 = 0. (Ответ: {-6; -4})

Лот 10. Время выполнения – 4 минуты.

Две бригады рабочих закончили ремонт участка дороги за 4 часа. Если бы сначала одна из них отремонтировала половину всего участка, а затем другая – оставшуюся часть, то весь ремонт был бы закончен за 9 часов. За какое время каждая бригада в отдельности могла бы отремонтировать весь участок? (Ответ: за 12 ч. и 6ч.)

Четвёртые торги.

(Письменные задания. Повышенный уровень.)

Первоначальная цена – 50 у. е.

Время на решение – 5 минут.

Лот 11.

Решить уравнение с модулем по схеме: |2 + х - 1| - х = 1 (Ответ:{-1; 0; 1})

Лот 12.

Решить систему уравнений: (Ответ: (2; -1); (-2; -1))

Лот 13.

При каком значении параметра а уравнение ах2 – (а + 1)х + 2а – 1 = 0 имеет один корень?

(Ответ: {-; 0; 1})

Пример заполнения протокола игры.

  1 фирма 2 фирма 3 фирма 4 фирма
Стартовый капитал 50 у. е. 50 у. е. 50 у. е. 50 у. е.
Лот 1 -20     +10
Лот 2   +40    
Лот 3 +40      
Лот 4     +40  
Лот 5   +50    
Лот 6     +60  
Лот 7       +50
Лот 8 +40 -50    
Лот 9       +60
Лот 10     +40 -50
Лот 11 +70      
Лот 12     +50 -80
Лот 13   +60    
итог 180 у. е. 150 у. е. 240 у. е. 40 у. е.

3 фирма-победитель!