Цель: “Получить ученика” умеющего решать логарифмические и показательные неравенства методом интервалов.
Задачи:
- Выявить уровень сформированности математического и логического мышления.
- Развить и усовершенствовать навыки решения неравенств методом интервалов.
- Проверить знания основных разделов школьной математики.
Для успешного решения большинства логарифмических и показательных неравенств является умение преобразовывать исходное неравенство к более простому. Нашими преобразованиями будут равносильные переходы. Мы предлагаем решение неравенств методом интервалов (знаменитый метод интервалов, которым учащиеся начинают пользоваться с восьмого класса).
Рассмотрим шесть основных видов неравенств, которые можно решить методом интервалов.
В курсе математического анализа для 10-11классов доказывается теорема: “Если непрерывная на и не обращается в нуль на открытом промежутке то имеет один тот же знак во всех внутренних точках отрезка ”. Это и есть основание для метода интервалов для неправильной функции: найти нули и определить знаки на промежутках между соседними нулями вычислив значение в пробных точках.
Рассмотрим неравенство вида:
Пусть и непрерывные функции на некотором промежутке , где , тогда и тоже непрерывные функции на . И решение неравенства зависит от того, что или .
если , то и
если , то и опять
Верно и обратное:
если , то при , и
при , и опять
Таким образом мы заметили, что знак разности совпадает со знаком произведения .
И можно вывести условие равносильности .
Рассмотрим неравенство вида: , где ,непрерывные функции. ОДЗ .
Воспользуемся определением сложной экспоненты, взяв в качестве основания число е, по основному логарифмическому тождеству lna(x)
Рассматриваемое неравенство принимает вид используя предыдущее условие равносильности получаем неравенство
Знак совпадает со знаком произведения , тогда
Можно записать полное условие равносильности, включающее ОДЗ
Логарифмические неравенства вида: и пусть и
положительные функции и непрерывны на (с;d),
если то то есть
если то , то есть
И, наоборот.
Если то при то
при то
полное условие равносильности включающее ОДЗ можно записать так
Аналогично доказывается, что верно и следующее условие равносильности
Неравенства для логарифмов с переменным основанием вида и
где непрерывные на промежутке J
ОДЗ: также имеют условия равносильности знак функции совпадает со знаком произведения .
А теперь все условия равносильности для всех видов неравенств.
1.
2.
3.
4.
5а. -
5б.
6а.
6б.
Преимущество и красота приведенных выше условий равносильности состоит в том, что мы за один шаг освободились от логарифмов и переменных оснований.
Замечание:
Если основание логарифма и подлогарифмические выражения являются рациональными функциями, можно воспользоваться классическим методом интервалов (а не обобщенным).
Все условия равносильности логарифмических неравенств с основанием формально точно такие же, как и для логарифмов с постоянным основанием, а поэтому легко запоминаются.
При решении строгих неравенств условие можно опустить так как это условие включено в полное условие равносильности.
Практическая часть.
Решите неравенства
1. | 10. |
2. | 11. |
3. | 12. |
4. | 13. |
5. | 14. |
6. | 15. |
7. | 16. |
8. | 17. |
9. | 18. |
19. |
20. Найти все значения параметра а, для каждого из которых неравенство имеет хотя бы одно решение.
Решения:
№ 1. . | ОДЗ |
Ответ:
№ 2.
,, Ответ:
№ 3.
Ответ:
№ 4.
и
Ответ:
№ 5.
Ответ:
№ 6. ,
Д=
Ответ:
№ 7.
Ответ:
№ 8. .
Ответ:
№ 9.
Ответ:
№ 10.
Ответ:
№ 11.
ОДЗ для переменной х,
Ответ: (-2;-1)
№ 12.
Ответ:
№ 13.
ОДЗ для переменной х,
Д=4+76=80
Ответ:
№ 14. |
, так как
С учетом ОДЗ для переменной, ответ:
№ 15.
(2) и (4) дублируют друг друга
Ответ:
Самостоятельно №16, 17, 18, 19, 20.
Ответы для самоконтроля:
№ 16.
№ 17.
№ 18.
№ 19.
№ 20.
Самостоятельно решить следующие неравенства, которые предлагались выпускникам
2006 года на ЕГЭ задание С5 (Приложение №1)
Данные неравенства и метод их решения вполне доступны учащимся классов с углубленным изучением математики. В общеобразовательных классах они могут быть использованы на интегрированных уроках, на факультативных занятиях, элективных курсах или кружковых занятиях. Решение неравенств вызывает интерес к математике, позволяет систематизировать знания, способствует развитию логического мышления и творческих навыков.
В работе использовалась следующая литература: Т. С. Пиголкина, ФЗФТШ при МФТИ 2006год. “Решение уравнений”. Тренировочные задания по математике ЕГЭ – 2006.
М. И. Сканави “Сборник решений задач для поступающих в ВУЗы”, Москва 1999 год.