Урок-игра "Последний герой". 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Цели игры:

  • провести урок-игру по темам: “Кодирование информации”, “Устройство системного блока”, “Периферийные устройства” с целью контроля и систематизации знаний учащихся;
  • посредством игры развивать интерес к изучению информатики;
  • формирование навыков коллективной работы.

Ход урока

I. Организационный момент (5 мин.)

(Разделить класс на 3 команды)

Команды выбирают капитана и название команды.

На доске изображение карты необитаемого острова, на который попадают команды. На карте отмечены все этапы игры и путь достижения цели.

II. Основная часть (35 мин.).

Критерии оценок:

  • В жюри входит 2 ученика и 1 учитель информатики, которые оценивают ответы команд и присваивают за выполнение задания тотем одного из 3 видов: тотем 5 баллов, тотем 4 балла, тотем 3 балла.
  • В конце игры по количеству тотемов командам присуждается одно из 3 мест.
  • Жюри присуждает и грамоты в номинациях: “за артистичность”, “за активность”, “за самый лучший ответ”.

Задание 1: Для того чтобы пройти первый этап, командам необходимо ответить на вопросы.

Ведущий задает вопросы, команды отвечают кто быстрее. Команда, набравшая большее количество ответов, получает “тотем”.

Вопросы:

  1. Что такое пиксель? (единица изображения на экране).
  2. Что такое бит? (наименьшая единица представления информации, принимающая два значения 0 и 1.)
  3. Что такое клавиатура? (устройство для ручного ввода текстовой, числовой, управляющей информации в компьютер.)
  4. Что такое система счисления? (способ записи чисел.)
  5. Что такое винчестер? (накопители на жестких дисках.)
  6. Что такое процессор? (центральное устройство компьютера, которое выполняет операции по обработке информации.)
  7. Что такое принтер? (устройство, осуществляющее вывод информации на бумагу.)
  8. Что такое ПЗУ? (микросхема памяти, содержание которой не может быть изменено при выключении питания.)
  9. Что такое дисковод? (устройство, которое содержит механизмы для прокручивания и перемещения головки чтения и записи по его поверхности.)
  10. Что такое диск? (магнитный носитель для хранения информации.)
  11. Что такое мышь? (вспомогательное устройство для ввода информации в компьютер, которое может частично заменить клавиатуру.)
  12. Информатика это …? (наука об общих свойствах информации и способах ее обработки.)

Молодцы! Вы добрались до следующего этапа и получили листок с текстом, но он пострадал. Чтобы перейти к следующему этапу, вам необходимо восстановить текст.

Задание 2: Придумать рассказ или стихотворение, используя данные 10 слов. (Информация, память, компьютер, карта, мышь, камера, шина, диск, вентилятор, бумага.)

Пример текста:

Компьютер - лучший друг человека,
Хороший помощник для нашего века.
Информация нужная хранится в нем,
И памяти больше, чем в ком-то другом.
А мышкой что угодно найдем.
По карте в компьютере куда угодно придем.
Перевод мы найдем и на бумагу все перенесем.
Камерой можно, как угодно, вертеть,
А вентилятор не даст элементам сгореть,
Про шину не знаем, что и сказать,
Наверно, нам нужно сейчас помолчать.

(команда “Хакер” 9Б, 2005г.)

В компьютер поступила информация, что пропала память, которую сгрызла мышь. Все жители компьютера: камера, шина, вентилятор стали ее искать. Взяли карту и вскоре нашли информацию у диска, который передал ее наиболее надежной хранительнице – бумаге.

(команда “Звезда” 9В, 2005г.)

Молодцы! Теперь вы знаете, где находится следующий этап. Когда вы доберетесь до него, помимо “тотема” вас ждет конверт с мозаикой.

Задание 3: Составить картинку и рассказать о том, что изображено на ней. Командам раздаются конверты с пазлом. Изображение на пазлах: монитор, системный блок, сканер.

Задание 4: Конкурс капитанов.

Капитаны должны исполнить стихотворение на мотив мелодии: “Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…”, “в стиле рэп”, “в стиле похоронного марша”. Команды помогают капитанам.

Гимн текстовой обработке данных.

Отложу я учебник:
Мой приятель-волшебник
Приглашает опять и опять
Электронным потоком
На стекле синеоком
Бесконечные тексты писать.
В каждом сайте сигнала,
Что бежит с терминала,
Я и тайны, и сказку открыл,
Буква к букве ложится,
Заполняя страницы,
Без бумаги, пера и чернил.
По дискетам разложит,
Через принтер размножит
Электронные файлы услуг
Инструмент “на все руки”,
И лекарство от скуки,
И учитель, и преданный друг.

Задание 5: Пантомима. Команды должны изобразить (принтер, клавиатура, мышь), а остальные команды должны это угадать.

Задание 6: Кроссворд. (Командам раздаются листы с кроссвордом.)

По горизонтали:

  1. К какому виду информации может относиться таблица умножения?
  2. Каким свойством обладает исчерпывающая информация?
  3. Минимальная единица измерения информации.
  4. На основе чего были сделаны ЭВМ первого поколения?
  5. Операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы.
  6. Двоичная, восьмеричная, десятичная…?

По вертикали:

  1. С помощью какого вида информации человек определяет, каков предмет – сладкий, соленый?
  2. Вид информации, который включает в себя одновременно звук, видео, текст, графику?
  3. Система счисления, где количественный эквивалент каждой цифры зависит от его места в записи числа?
  4. Система счисления, где количественный эквивалент каждой цифры не зависит от его места в записи числа?
  5. Какая система счисления сохранилась до наших дней (используемая для обозначения дат, разделов и томов книг)?
  6. Какую информацию человек получает в наибольшем объеме?

 

 

Задание 7: Зашифрованное слово. Командам раздаются листы с заданиями. Решите примеры в двоичной системе счисления и расшифруйте слово.

01110+11101=101011
10101+10111=101100
1010*111=1000110
11011+1101=101000
010101*111=10010011
11011*111=10111101
100111+11111=1000110
101001*1101=1000010101
01011*1101=100001111
11101+01110=101011
11111+100111=1000110

Шифр: 101000-О, 101100-Н, 1000110-А, 100001111-К, 101011-И, 10010011-Р, 1000010101-Т, 1000110-Ф, 10111101-М, 10111-П, 11111111-Л, 1000001-Ю, 1100110011-В, 101010100-Ц.

III. Итог урока:

Подведение итогов конкурса, присуждение дипломов и грамот.(5 мин.)

Вы молодцы! Вам удалось добраться до цели благодаря своим знаниям. Теперь подведем итоги и наградим победителей.