Цели игры:
- провести урок-игру по темам: “Кодирование информации”, “Устройство системного блока”, “Периферийные устройства” с целью контроля и систематизации знаний учащихся;
- посредством игры развивать интерес к изучению информатики;
- формирование навыков коллективной работы.
Ход урока
I. Организационный момент (5 мин.)
(Разделить класс на 3 команды)
Команды выбирают капитана и название команды.
На доске изображение карты необитаемого острова, на который попадают команды. На карте отмечены все этапы игры и путь достижения цели.
II. Основная часть (35 мин.).
Критерии оценок:
- В жюри входит 2 ученика и 1 учитель информатики, которые оценивают ответы команд и присваивают за выполнение задания тотем одного из 3 видов: тотем 5 баллов, тотем 4 балла, тотем 3 балла.
- В конце игры по количеству тотемов командам присуждается одно из 3 мест.
- Жюри присуждает и грамоты в номинациях: “за артистичность”, “за активность”, “за самый лучший ответ”.
Задание 1: Для того чтобы пройти первый этап, командам необходимо ответить на вопросы.
Ведущий задает вопросы, команды отвечают кто быстрее. Команда, набравшая большее количество ответов, получает “тотем”.
Вопросы:
- Что такое пиксель? (единица изображения на экране).
- Что такое бит? (наименьшая единица представления информации, принимающая два значения 0 и 1.)
- Что такое клавиатура? (устройство для ручного ввода текстовой, числовой, управляющей информации в компьютер.)
- Что такое система счисления? (способ записи чисел.)
- Что такое винчестер? (накопители на жестких дисках.)
- Что такое процессор? (центральное устройство компьютера, которое выполняет операции по обработке информации.)
- Что такое принтер? (устройство, осуществляющее вывод информации на бумагу.)
- Что такое ПЗУ? (микросхема памяти, содержание которой не может быть изменено при выключении питания.)
- Что такое дисковод? (устройство, которое содержит механизмы для прокручивания и перемещения головки чтения и записи по его поверхности.)
- Что такое диск? (магнитный носитель для хранения информации.)
- Что такое мышь? (вспомогательное устройство для ввода информации в компьютер, которое может частично заменить клавиатуру.)
- Информатика это …? (наука об общих свойствах информации и способах ее обработки.)
Молодцы! Вы добрались до следующего этапа и получили листок с текстом, но он пострадал. Чтобы перейти к следующему этапу, вам необходимо восстановить текст.
Задание 2: Придумать рассказ или стихотворение, используя данные 10 слов. (Информация, память, компьютер, карта, мышь, камера, шина, диск, вентилятор, бумага.)
Пример текста:
Компьютер - лучший друг человека,
Хороший помощник для нашего века.
Информация нужная хранится в нем,
И памяти больше, чем в ком-то другом.
А мышкой что угодно найдем.
По карте в компьютере куда угодно придем.
Перевод мы найдем и на бумагу все перенесем.
Камерой можно, как угодно, вертеть,
А вентилятор не даст элементам сгореть,
Про шину не знаем, что и сказать,
Наверно, нам нужно сейчас помолчать.
(команда “Хакер” 9Б, 2005г.)
В компьютер поступила информация, что пропала память, которую сгрызла мышь. Все жители компьютера: камера, шина, вентилятор стали ее искать. Взяли карту и вскоре нашли информацию у диска, который передал ее наиболее надежной хранительнице – бумаге.
(команда “Звезда” 9В, 2005г.)
Молодцы! Теперь вы знаете, где находится следующий этап. Когда вы доберетесь до него, помимо “тотема” вас ждет конверт с мозаикой.
Задание 3: Составить картинку и рассказать о том, что изображено на ней. Командам раздаются конверты с пазлом. Изображение на пазлах: монитор, системный блок, сканер.
Задание 4: Конкурс капитанов.
Капитаны должны исполнить стихотворение на мотив мелодии: “Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…”, “в стиле рэп”, “в стиле похоронного марша”. Команды помогают капитанам.
Гимн текстовой обработке данных.
Отложу я учебник:
Мой приятель-волшебник
Приглашает опять и опять
Электронным потоком
На стекле синеоком
Бесконечные тексты писать.
В каждом сайте сигнала,
Что бежит с терминала,
Я и тайны, и сказку открыл,
Буква к букве ложится,
Заполняя страницы,
Без бумаги, пера и чернил.
По дискетам разложит,
Через принтер размножит
Электронные файлы услуг
Инструмент “на все руки”,
И лекарство от скуки,
И учитель, и преданный друг.
Задание 5: Пантомима. Команды должны изобразить (принтер, клавиатура, мышь), а остальные команды должны это угадать.
Задание 6: Кроссворд. (Командам раздаются листы с кроссвордом.)
По горизонтали:
- К какому виду информации может относиться таблица умножения?
- Каким свойством обладает исчерпывающая информация?
- Минимальная единица измерения информации.
- На основе чего были сделаны ЭВМ первого поколения?
- Операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы.
- Двоичная, восьмеричная, десятичная…?
По вертикали:
- С помощью какого вида информации человек определяет, каков предмет – сладкий, соленый?
- Вид информации, который включает в себя одновременно звук, видео, текст, графику?
- Система счисления, где количественный эквивалент каждой цифры зависит от его места в записи числа?
- Система счисления, где количественный эквивалент каждой цифры не зависит от его места в записи числа?
- Какая система счисления сохранилась до наших дней (используемая для обозначения дат, разделов и томов книг)?
- Какую информацию человек получает в наибольшем объеме?
Задание 7: Зашифрованное слово. Командам раздаются листы с заданиями. Решите примеры в двоичной системе счисления и расшифруйте слово.
01110+11101=101011
10101+10111=101100
1010*111=1000110
11011+1101=101000
010101*111=10010011
11011*111=10111101
100111+11111=1000110
101001*1101=1000010101
01011*1101=100001111
11101+01110=101011
11111+100111=1000110
Шифр: 101000-О, 101100-Н, 1000110-А, 100001111-К, 101011-И, 10010011-Р, 1000010101-Т, 1000110-Ф, 10111101-М, 10111-П, 11111111-Л, 1000001-Ю, 1100110011-В, 101010100-Ц.
III. Итог урока:
Подведение итогов конкурса, присуждение дипломов и грамот.(5 мин.)
Вы молодцы! Вам удалось добраться до цели благодаря своим знаниям. Теперь подведем итоги и наградим победителей.