В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями в современном российском обществе, одной из важных сфер деятельности становится образование вообще, и дошкольное образование, в частности. В этом ключе, система образования, как составная часть социальной среды должна адекватно реагировать на изменения в обществе.
В связи, с принятым Законом Российской Федерации “Об образовании” Правительства РФ, и одобряемой в нем концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, понятие “модернизация образования” рассматривается как масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Цель модернизации образования здесь рассматривается в создании механизма устойчивого развития системы образования, а также управление качеством образования.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель должен учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов учреждения. Безусловно, постановка задач на повышение качества образования в дошкольном учреждении, меняет стиль управления дошкольным учреждением - оно должно быть инновационным, и более того, гибким, способным быстро воспринимать происходящие перемены. Другими словами, управление дошкольным учреждением – это планомерное систематическое воздействие на коллектив педагогов с целью обеспечения его оптимального функционирования и развития.
Одним из первоначальных условий успешного управления в этой связи можно назвать нормативно-правовую основу: правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения, которое носит многоуровневый характер: от федерального до муниципального. Кроме этого с целью обеспечения эффективности деятельности, учитывая изменения, инновационные процессы, происходящие в дошкольном образовании руководителем ДОУ, могут быть разработаны и локальные внутренние нормативные акты.
Локальные нормативные акты представляют собой правовые документы, которые дополняют, конкретизируют и восполняют общую законодательную правовую норму, применительно к условиям дошкольного учреждения, с учетом имеющихся особенностей, традиций, специфики воспитательного процесса в ДОУ. Кроме основных локальных нормативных актов могут быть дополнительные внутренние акты. К примеру:
- Положение о клубе “Молодой специалист”, “Семейный очаг” и т.д.
- Положение о родительском собрании
- Положение о повышении квалификации
- Положение об индивидуальной накопительной (методической) папке педагога МДОУ “Детский сад”.
- Положение о внутреннем контроле МДОУ “Детский сад”
- Положение о дополнительном образовании.
Работа дошкольного учреждения в период, предположим, капитального ремонта, смены педагогического состава и пр., снижает динамику развития учреждения, его конкурентоспособность, затрагивает личностные, в том числе и профессиональные интересы членов трудового коллектива. На этом этапе одной из задач управления детском дошкольным учреждением становиться создание благоприятного морально-психологического климата, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества. Общеизвестно, что только творчески работающий коллектив педагогов может обеспечить высокий уровень воспитательной, образовательной работы с детьми, а невостребованость творческого потенциала педагогов способствует значительному снижению их и интересов к работе, и к качеству проделанной работы. Именно поэтому, руководитель дошкольного учреждения постоянно находится в поиске оптимальных вариантов для успешного функционирования и развития учреждения, стараясь действовать с учетом интересов сотрудников.
Положение, в котором оказалось дошкольное учреждение МДОУ №8 “Тундровичок”: ремонт, частичная смена коллектива, смена административного корпуса, негативно отразилось на творческом потенциале педагогов, снизило их интерес к работе и. отчасти повлияло на качество работы с детьми.
При анализе практического опыта дошкольного учреждения нами были выявлены определенные закономерности, влияющие на творческую индивидуальность каждого воспитателя.
- Практически всем сотрудникам была необходима помощь при собственном творческом раскрытии, более того помощь была необходима и в нахождении этому применение в общей работе всего детского сада.
- Осознать свои творческие возможности и применять их в работе с детьми может не каждый педагог.
Изучение педагогического коллектива, анализ его деятельности, опора на высококвалифицированных педагогов, перспективное видение “нового” дошкольного учреждения, развитие которого, прежде всего, зависит от новых форм, технологий, инновационной работы педагогического коллектива, воплотилось в создании 4 микроцентров (комплексов) развития ребенка: физического, эстетического, нравственного и познавательного направления.
При определении цели деятельности этих комплексов мы исходили из необходимости повышения качества воспитательно-образовательного процесса, сохранения и укрепления психофизического развития каждого ребенка, оказания дополнительных образовательных услуг, которые могли бы осуществляться в соответствии с целями и задачами устава ДОУ, а также с учетом индивидуальных склонностей и психофизических возможностей детей.
При создании этих микроцентров (комплексов) администрацией МДОУ были изданы локальные акты соответствующего характера. Так, в частности, был издан приказ руководителя МДОУ, разработано Положение о микроцентрах (комплексах), которые были утверждены на педагогическом совете.
При создании микроцентров (комплексов) мы опирались на закон от 20 декабря 2005 года № 17- 4256, который был принят Законодательным собранием Красноярского края и губернатором А. Хлопониным “Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных стандартов общего образования в Красноярском крае”. В законе выделен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, в который входили:
1. Традиции и быт народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.
2. Традиционные виды народных промыслов, ремесел, декоративно-прикладного искусства и культуры народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе малочисленные народов Севера.
Именно Закон “Об установлении краевого (национально- регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае” помог педагогам МДОУ отобрать материал для работы с детьми, в микроцентре – комплексе (кабинете) “Граждановедение”, разработать циклы занятий, темы экскурсий, оформить стенды, на которых представлена геральдика, карты, схемы города, края, гербы России, Норильска. флаги России, Норильска, детского сада, широко представлена детская субкультура в рисунках и макетах.
Коллектив ДОУ, отслеживая многие педагогические позиции, в том числе и те, которая связаны с гражданско-патриотическим и нравственным воспитанием, отметили, то факт что не все современные образовательные программы для дошкольных учреждений адаптированы к условиям Крайнего Севера (исключением может быть названа программа по физическому развитию “Север”, автор Шарыпова Л. и др).
Перспективное видение деятельности детского сада нами видится в создании региональной программы “Корни”, адаптированной к северным регионам, что будет способствовать не только профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра, но и предполагает выработку новых концептуальных подходов к воспитанию патриотических и нравственных качеств у детей через систематическое программное обучение с учетом региональных и локальных актов.
Но даже при условии понимания и грамотного руководства, педагогический коллектив детского сада столкнулся с проблемой нехватки знаний. Именно этот факт, подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или само образовываться. Исходя из этого, дошкольным учреждением были приглашены специалисты института повышения квалификации, проведены курсы повышения квалификации “Метод проектов в образовании”. Под руководством специалистов института педагоги ДОУ стали работать над собственными исследовательскими проектами. По нашему мнению, научное творчество должно объединить не только педагогических работников для работы в микроцентрах при разработке проектов, имеющих определенные цели, но и сплотить коллектив педагогов в коллектив единомышленников. Следует отметить, что до недавнего времени в практике работы педагогов МДОУ города Норильска проектный метод практически не использовался. В этой связи, отрадно отметить, что именно в процессе работы над своими исследовательскими проектами у педагогов нашего дошкольного учреждения, стали меняться направления деятельности, отношения к себе, к коллегам, что свидетельствовало, прежде всего, о внутреннем росте каждого.
Более того, проводимая работа, на наш взгляд, отражается на полноценном развитии будущего Человека, готовит ребенка, как Гражданина, к решению проблем и обеспечивает успешность его дальнейшего обучения и развития.
Результатом грамотного управления и организации полноценной жизнедеятельности ребенка являются, как правило, достижения воспитанников ДОУ: это и участие в конкурсах (на международных, региональных, городских) смотрах, соревнованиях. Активизация нашего педагогического коллектива принесло свои плоды и результаты:
Это – 2 место и Диплом (2004 год), ценный подарок на восьмом региональном конкурсе хореографических коллективов “Гранд па”; грамота- лауреата за сольное пение на Городском фестивале – конкурсе “Надежда Норильска” - в 2005 г; и Диплом участника Международного конкурса “Золотой феникс” (эстрад.танец 3-9 лет); и Диплом участника 1-го Московского Детско-юношеского конкурса красоты “Юная красавица”; и Диплом лауреата Ежегодного городского фестиваля детского творчества “Театральная весна”.
Развитие современного образовательного учреждения невозможно сегодня без научного сопровождения, а научно-методическая работа, по нашему мнению, должна присутствовать в работе каждого руководителя.
Именно поэтому вся работа нашего дошкольного учреждения связана с задачами регионального компонента и реализуется в проекте: “Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра”.
Исходя из опыта внедрения проектной деятельности в учебный процесс дошкольного учреждения можно с уверенностью говорить о том, что этот процесс не только служит повышению профессиональной компетенции и мастерства самих педагогов, учувствует в повышении оперативности управленческих решений, но и носит опережающую функцию.