Развитие когнитивных процессов при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Уровень развития логического мышления, объем и качество знаний у детей по математике определяют успешность прохождения вступительного собеседования, готовность ребенка к обучению в школе. Так как математика является одним из наиболее сложных школьных предметов, то моя задача - обеспечить детям высокий уровень подготовки к школе. Уровень развития логического мышления играет решающую роль.

Но к развитию личности ребенка нельзя подходить только с одной позиции. Поэтому я подхожу с позиции комплексного развития личности ребенка:

  • Развитие его познавательных интересов,
  • Интеллектуальных и творческих сил,
  • Качеств личности.

А также большое внимание уделяю формированию мыслительных операций (анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, аналогии).

Одна из важных задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, что позволит им успешно обучаться в школе, избегая психоэмоциональной перегрузки.

Все малыши хотят учиться. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, необычному, радуются учению, хотя еще толком не знают, что это такое.

Приходит время – и куда что подевалось. Потухшие глаза, реже тянуться ручонки и все чаще скользит на лице безразличие и скука.

В школе все начинается с первых дней, с первых огорчений. Дети и не предполагают, что учиться нелегко. Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий, которые надо развивать и формировать задолго до школы. Нелегко бывает до конца довести начатое дело.

Работая с детьми по данной теме: “Развитие когнитивных процессов при формирование элементарных математических представлений”, я поставила перед собой задачу, обеспечивающую высокий уровень подготовки детей к школе, который позволит им поступить в любые элитные учебные заведения нашего города. Например:

  • Многопрофильные гимназии №4, №5, №7;
  • Физико-математический колледж.

А также, чтобы у детей на долгие школьные годы сохранилась высокая мотивация к учению, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества.

Так как успешность обучения в школе во многом определяется не запасом представлений, приобретенных детьми в дошкольный период (знание букв, умением читать, считать и т. д.), а уровнем развития психических процессов, в частности мыслительных операций, наличие у ребенка опыта самостоятельного разрешения познавательных ситуаций проблемного характера. Из опыта работы знаю, что дети с хорошим развитием этого базового компонента готовности к школе обладают лучшей обучаемостью.

Интеллектуальное развитие ребенка связано не только с расширением его кругозора, но и с совершенствованием навыков обработки информации, синтеза в его сознании первичного целостного образа мира, а также с совершенствованием умений: сравнивать, классифицировать, воспринимать причинно – следственные зависимости и связи, отражать обратимость и необратимость процессов, которые он наблюдает.

Традиционно важную роль в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста играет формирование у него элементарных математических представлений.

Формирование элементарных математических представлений – это еще одно средство умственного развития малыша, средство познания и восприятия окружающего мира. Именно знакомство с математикой позволяет ребенку увидеть, что в мире есть определенный порядок, симметрия, пропорциональность. Малыш задумывается о том, что мир познаваем, и начинает использовать полученные знания на практике. Он видит присутствие чисел в природе, в жизни, нам остается наполнить эти числа конкретным содержанием. Важно не столько добиться усвоения ребенком названий геометрических фигур, сколько сформировать у малыша представления о разнообразии форм.

По результатам своей работы могу сделать следующие выводы: работа прошла успешно; дети очень активно и радостно принимают участие; педагогический процесс развития привлекал их своей новизной, яркостью материалов. Дети с удовольствием участвовали в различных конкурсах (например: “На лучшую математическую сказку”, “На лучшую загадку”, в выставках “Геометрия в искусстве”). Тесное сотрудничество с семьей дало очень хорошие результаты. Итак, сравнительные диагностики показали такие результаты:

  • Очень высокий уровень умственного развития в старшей группе имеют 6 детей (100 %).
  • Высокий – 7 детей (80 – 99%).
  • Средний – 4 детей (65 – 79%).
  • Низкий – 3 детей (50 – 64%).
  • Очень низкий – 2 детей (менее 49%).

Очень многие дети из низкого уровня поднялись в средний, а некоторые даже в высокий. Например: Лена Алекян, Никита Щупель, Женя Полонец, Рома Шукри.

В результате чего успешно подтвердилась моя гипотеза.

Я предполагала, что наиболее успешное развитие когнитивных процессов будет достигнуто в том случае, если будет:

  • Организованная, систематическая, целенаправленная деятельность.
  • Заинтересованность не только воспитателей, но и родителей в развитие личности ребенка.
  • Компетентный саморазвивающийся воспитатель, постоянно ищущий новые методы и приемы и любящий детей.
  • Обучение и развитие должно доставлять детям огромную радость.

Итак, можно смело сказать, что моя работа решает задачи интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, обеспечивает детям психологическую комфортность, эмоциональное благополучие, способствует сохранению у детей здоровья.

Сказки, придуманные детьми и их родителями. (Приложение)

Конспект математического занятия по сказке “Репка” (Приложение)