Цели:
- познакомить с жизнью Преподобной Марии Египетской;
- показать детям значимость послушания и к чему приводит непослушание, через пример жития Марии Египетской;
- развивать умение анализировать, оценивать положительные и отрицательные качества человека;
- показать преимущества жизни православного христианина;
- раскрыть смысл духовно-нравственного возрастания;
- формировать у ребёнка активное нравственное сознание;
- пополнять словарный запас учащихся через изучение новых церковно-славянских языков.
- компьютер,
- мультимедиа,
- кроссворд,
- иллюстрация “Воздвижение Креста Господня”,
- карточки с названиями недель поста и событиями,
- которые упоминаются на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
Молитва перед уроком. (“Царю небесный…”)
2. Сообщение темы урока.
- То, о чём сегодня пойдёт речь: это время усиленной молитвы. Мы продолжаем говорить о Великом Посте. Послушайте стихотворение:
Пост и молитва - душу укрепляют,
Пост и молитва - разум просветляют,
Пост и молитва - юность просвещают,
Пост и молитва - старцев просвещают,
Пост и Молитва Высшею рукой
Нам посылают радость и покой.
- Как вы думаете, почему так говорят?
(Дети отвечают на вопрос, используя “Закон Божий” для семьи и школы).
3. Повторение пройденного материала.
- Время Поста для православных христиан – особенное. Каждая неделя имеет своё название и посвящено определённому событию.
- Давайте соберём недели в том порядке, в котором они следуют, а так же восстановим события этих недель.
(На доске в рассыпанном виде на карточках названия недель, основные события, правила, которые следует соблюдать в эти дни.)
- Молодцы! Каждый урок во время подготовки к посту и во время него мы знакомились с новыми, неясными для нас по смыслу, словами. Они встречались нам на Богослужениях или при чтении книг священного Писания. Давайте вспомним их и разгадаем кроссворд:
- Отваренная пшеница с мёдом. (Коливо)
- В память о чуде какого Святого принято вкушать коливо? (Тирон)
- Притворщик, неискренний человек. (Лицемер)
- Святой с острова Крит, который написал покаянный канон? (Андрей)
- Иудейская секта 3 века, не верящая в бессмертие души? (Саддукеи)
- Чем господь озаряет человека за подвиг Поста и Молитвы? ( Свет)
- О чём говорится в первой части книги “Лествица”? (О пороках)
- Что подразумевается под крестом каждого человека? (Трудности)
- Опять или ещё раз… (Паки)
- Дело, противное Богу. (Беззаконие)
- Спасительная сила Божия. (Благодать)
- Человек, нанятый на работу. (Работник)
- Всегда, беспрестанно (Присно)
- На какой горе находилась обитель, где Иоанн Листвичник был игуменом? (Синай)
- О чём говорится во второй части книги Иоанна Листвичника “Лествица”? (О добродетелях)
- Кража… (Татьба)
- Похититель вещи тайно. (Тать)
(Кроссворд чертится так, чтобы в результате получилось слово ХРИСТИАНИН)
- Как вы думаете, что значит быть христианином?
- Откуда мы можем взять примеры?
(Из жития Святых)
- У нас заканчивается 4-я неделя Великого поста. Кого мы вспоминали на этой неделе?
(Иоанна Лествичника)
- Почему его так называют?
- Приведите примеры из учения Иоанна Лествичника.
(О лжи, злоречии, кротости и т.д.)
- О чём мы должны постоянно помнить, особенно в дни Великого поста?
(О заповедях Божиих)
4. Введение нового материала.
- Святая Православная Церковь зовёт нас покаяться в грехах, старается пробудить нашу совесть.
Так случилось и с этой Святой. Это произошло около 1500 лет назад в VI в. С самого детства все восхищались её красотой. Это внимание и восхищение стали для неё бедой. Она стала интересоваться только собой, больше ничего ей было неинтересно. Она не умела читать, любила только развлечения, веселье и танцы. Это всё и привело её к тому, что она покинула родительский дом.
- Кто догадался, о ком идёт речь? (О Марии Египетской)
5. Работа над новым материалом.
- Каждый год на 5-й неделе Великого Поста мы вспоминаем Преподобную Марию Египетскую. Давайте немного вспомним о её житие.
(Где родилась, почему ушла из дома, к чему приводит непослушание)
- Так прожила в грехах она 17 лет. И вот однажды она увидела корабль, который готовился к отплытию. Люди, стоявшие возле него, отправлялись в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. И Мария решила отправиться вместе с ними.
- Как вы думаете, с какой целью?
(Чтобы показать себя, но никак не для молитвы)
- Что же всё-таки привело Марию к покаянию?
(Рассказывает заранее готовившийся ученик)
- Что же на самом деле не пускало Марию в храм?
- С каким чувством она приложилась к Кресту Господню?
- Что велела ей Богородица?
- Послушалась Мария её?
- Сколько лет она провела в пустыне?
- Как вы думаете, легко ли ей было? Что беспокоило её первое время?
(Голод, холод, жара, воспоминания о прошлой жизни)
- Так она прожила 17 лет, борясь со своими грехами и пороками, ровно столько, сколько грешила в миру.
- От кого мы узнали о Святой Марии?
В то время жил в монастыре старец по имени Зосима, который в первые дни Поста отправился в пустыню для уединённой молитвы, где и встретил Святую.
- Как вы думаете, была ли воля Божия в том, чтобы они встретились?
Подумайте почему.
(1 - поведать миру о жизни Святой Марии)
(2 - причастие…)
- Какие чудеса вы можете вспомнить из жития Марии Египетской?
(Переход через Иордан, смерть: лев, нетленные мощи, запись на песке- всё сохранилось в течение года).
- Что привело её к чудесам? Какие подвиги?
(Постоянная молитва, богомыслие, безмолвие.)
- Без труда, лишений невозможно одержать победу над врагом.
Микроитог:
- К чему привело непослушание Марии в детстве?
- Почему Православная Церковь каждый год чтит память преподобной Марии Египетской?
- В чём проявляется человеколюбие Божие?
Словарная работа.
-Сегодня мы познакомимся с новым словом, а почему я его выбрала, скажите сами:
Вайя- пальмовые ветви.
- Какое событие знаменует это слово?
Итог урока.
- Образцом чего является преподобная Мария Египетская?
- Церковь дает в лице Марии Египетской образец истинного покаяния, показывает на ней пример милосердия Божия.
Молитвами преподобной Марии Египетской милосердный Господь помогает нам, укрепляет в благодетели и благочестии.
Домашнее задание.
“Закон Божий” стр. 680. Написать сочинение- рассуждение как бороться с грехом гордости, приведите примеры из своей жизни и жития святых.