Развитие исследовательской деятельности

Разделы: Администрирование школы


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Словарь

Метод обучения ( от греч. слова metodos – “путь к чему-либо”) означает способ достижения цели определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемых; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы обучения

I группа методов – методы управления учебной деятельностью и восприятия информации

1 подгруппа 2 подгруппа 3 подгруппа 4 подгруппа
По источнику передачи и восприятия информации По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности учащихся при овладении знаниями По степени управления учебной деятельностью
Словесные:

- рассказ,
- беседа,
- лекция

Наглядные:

- иллюстрация,
- демонстрация (в т. ч. с использованием ИКТ),
- использование цифровых образовательных объектов,

Практические:

- опыты,
упражнения,
практические задания.

- индуктивные,
- дедуктивные
- репродуктивные,
-проблемно-поисковые
- Учебная деятельность, организованная и управляемая учителем

- Самостоятельная деятельность учащихся:
- работа с учебными текстами,
- творческая письменная работа,
лабораторная работа,
- выполнение практических заданий.

II группа – методы стимулирования

1 подгруппа 2 подгруппа
Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования долга и ответственности
Интерактивные методы:

- деловые учебные игры;
- использование компьютера и электронных учебных продуктов;
- “мозговой штурм”;
- дискуссии;
- дебаты;
- проблемные ситуации;
- развивающие ситуации;
- социально-правовые ситуации;
- работа в парах и группах разного состава (в том числе и переменного);
- проект;
- педагогическая мастерская;
- методы развития критического мышления.

- убеждение в ценности образования;
- предъявление требований;
- упражнения в выполнении требований;
- поощрение и порицание.

III группа – методы контроля и самооценки

1 подгруппа 2 подгруппа 3 подгруппа
Методы устного и письменного контроля и самооценки Методы взаимного контроля и самооценки Методы лабораторно-практического контроля и самооценки
- Индивидуальная работа и опрос.

- Фронтальная работа, опрос.

- Письменный и устный зачеты, тестирование, экзамены.

- Мониторинг знаний и умений с помощью компьютера.

- Самоконтроль.

- взаимоконтроль в парах, в малых группах;
- экспертная оценка,
- рейтинговая оценка индивидуальных выступлений учащихся,
- самооценка,
- самоконтроль.
Лабораторно-практические методы контроля.

Контроль с помощью электронных программ.

Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Доля учителя: трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы можно брать из окружающей действительности, из жизни.

Из истории

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. С начала XX века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Американцы назвали его – “наш метод школьной работы”.

В 1910-е годы профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

1) “проекты игр”;

2) “экскурсионные проекты”;

3) “повествовательные проекты”;

4) “конструктивные проекты”

На рубеже 1910-1920 годов метод проектов входит в практику отечественной школы.

ПРОЕКТ – это 5 “П”: Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация

Классификация проектов (типы):

  • Практико-ориентированный проект (например: от учебного кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России); нацелен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика.
  • Исследовательский проект (например: “История моей семьи”, “Мониторинг рек Хакасии”); напоминает подлинно научное исследование.
  • Информационный проект (“Первые предприниматели города”, “Наркомания и ее опасность”, “Япония в эпоху мэйдзи”, “История мирового футбола”, “Басня как литературный жанр”); направлен на сбор информации об объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
  • Творческий проект (это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Например, учащиеся начальных классов – создание сказки, среднего звена – “Дом моей мечты”)
  • Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п.

По комплектности

По характеру контактов между участниками

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными;
  • межрегиональными (в рамках одного государства) через Интернет
  • международными

Форма продукта проекта

  • Web-сайт;
  • анализ данных социологического опроса;
  • атлас (например, “Исследование влияний климата природных зон на растительный и животный мир” может завершиться в подготовку Атласа несуществующего материка);
  • атрибуты несуществующего государства;
  • бизнес-план;
  • видеофильм;
  • видеоклип;
  • выставка;
  • газета;
  • действующая фирма;
  • журнал;
  • законопроект;
  • игра;
  • карта;
  • коллекция;
  • костюм;
  • макет;
  • модель;
  • музыкальное произведение;
  • мультимедийный проект;
  • оформление кабинета;
  • пакет рекомендаций;
  • письмо в…;
  • праздник;
  • прогноз;
  • публикация;
  • путеводитель;
  • серия иллюстраций;
  • система школьного самоуправления;
  • сказка;
  • справочник;
  • сравнительно-сопоставительный анализ;
  • статья;
  • сценарий;
  • учебное пособие;
  • чертеж;
  • экскурсия (в т.ч. и видеоэкскурсия)

Например:

  • дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи или по СССР конца 1980-х годов (видеомонтаж с собственным комментарием);
  • популярное пособие “Право на каждый день” (брошюра с рекомендациями и видеофильм);
  • частотный словарь английского молодежного сленга;
  • главы из учебника будущего “Биология и экология”;
  • Манифест Николая II “О даровании народу России Конституции”, каким он мог бы быть;
  • экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне;
  • сборник научно-фантастических сочинений учащихся 7 класса “Как принимали гостей в Средневековье”;
  • коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.

Паспорт проектной работы

  • Название проекта.
  • Руководитель проекта.
  • Консультант(ы) проекта.
  • Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  • Состав проектной группы (если групповой).
  • Тип проекта.
  • Цель проекта (практическая и педагогическая цель).
  • Задачи (2-4, акцент на развивающих задачах!)
  • Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание).
  • Предполагаемый продукт(ы) проекта.
  • Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе (если групповой).

Виды презентаций проектов:

  • воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);
  • деловая игра;
  • демонстрация видеофильма, выполненного на основе информационных технологий;
  • диалог исторических или литературных персонажей;
  • защита на Ученом Совете;
  • игра с залом;
  • иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…;
  • инсценировка реального или вымышленного исторического события;
  • научный доклад;
  • отчет исследовательской экспедиции;
  • пресс-конференция;
  • путешествие;
  • реклама;
  • ролевая игра;
  • соревнования;
  • спектакль;
  • спортивная игра;
  • телепередача; экскурсия.

Например:

  • инсценировка-диалог Сознания, Самосознания и Бессознательного;
  • пресс-конференция участников экспедиции на неизвестный материк;
  • ролевая игра, имитирующая поведение муравьев неизвестного науке вида в муравейнике;
  • инсценировка драматической постановки на тему алхимии, включающая демонстрацию реальных химических опытов-парадоксов;
  • диалог с участием Чацкого, представителей “фамусовской Москвы” и “современных людей” по теме “Проблема ума и безумия”.

Роль учителя

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний.

Педагогу предстоит “прожить” в ходе руководства проектом несколько ролей:

  • энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
  • специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);
  • руководителя (особенно в вопросах планирования времени);
  • “человека, который задает вопросы” (поддержка обратной связи);
  • координатора всего процесса;
  • эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Персональные или групповые проекты: что эффективнее?

Преимущества персональных проектов Преимущества групповых проектов
1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.

2. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности.

3. Учащиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах работы.

4. Формирование у учащихся важных общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

1. Формируются навыки сотрудничества.

2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

3. Каждый этап работы имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

4. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

  • Рефлексивные.
  • Поисковые (исследовательские).
  • Навыки оценочной самостоятельности.
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве.
  • Менеджерские умения и навыки.
  • Коммуникативные умения.
  • Презентационные умения и навыки.

“Подводные камни” проектного метода

  • Опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
  • Превращение проекта в реферат.

Приложение 1 (формат .pub)

Приложение 2 (формат .pub)