Тема урока: "Музыкальная драматургия". 7-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 7


Цели:

  • развитие нравственной гармоничной личности;
  • формирование музыкальной культуры;
  • приобщение учащихся к “золотому фонду” классической и современной музыки;
  • развитие музыкальных способностей – певческого голоса, ансамбля, хорового исполнения.

Оборудование урока:

  • портрет Д.Д. Шостаковича;
  • фотовыставка "Осаждённый Ленинград";
  • запись симфонии № 7 (эпизод нашествия фашистов).

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель задаёт вопросы учащимся о музыке. В процессе беседы выясняется сильный и слабый ученик.

– Что такое музыка?
– Перечислите фамилии композиторов?
– Чем отличается опера, балет, оперетта друг от друга?
– Перечислите название хоров?
– Назовите ансамбли по числу исполнителей?
– Самый низкий мужской голос? (Бас)
– Самый высокий женский голос? (Колоратурное сопрано)
– Что такое образ?
– Что такое увертюра?
– Перечислите жанры?
– Виды музыкальных образов: лирический, драматический, эпический?
– Что такое драматургия?

Ответы учащихся.

II. Изучение нового материала

Учитель: Мы продолжаем работать над темой “Музыкальная драматургия”. Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975 г.).
Многоплановое и разнообразное по содержанию творчество Шостаковича стало классикой советской и мировой культуры ХХ века. Его творчество очень разнообразное. Он сочинил

  • оперы:
    • “Нос”,
    • “Игроки”,
    • “Леди Макбет Мценского Уезда”;
  • балеты:
    • “Болт”,
    • “Золотой век”,
    • “Светлый ручей”;
  • музыкальные комедии;
  • песни;
  • прелюдии и фуги;
  • симфонии (их – 15).

– Одна из симфоний композитора прозвучит сегодня в классе на нашем уроке. Это – симфония № 7 “Ленинградская”.
"Седьмая симфония" – выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 г.). Работа начата в осаждённом Ленинграде и посвящается этому городу. Симфония написана в 1941 году в декабре месяце. Три первые части сочинены в осаждённом Ленинграде, финал закончен в г. Куйбышеве.
Премьера состоялась в Ленинграде 9 августа 1942 г. В осаждённом городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. В оркестре Радиокомитета осталось всего 15 человек, а нужно было не менее ста, тогда созвали всех бывших музыкантов и ёщё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом.
9 августа "Седьмую симфонию" Шостаковича сыграли в зале филармонии, дирижировал Карл Ильич Элиасберг.

Слушание 1-й части симфонии № 7. Задание перед прослушиванием: найти и записать противопоставление словам.

Противопоставления:

  • мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости;
  • человек – варвар;
  • добро – зло;
  • мир – война;

конфликт:

  • столкновение;
  • борьба;
  • победа.

– Знаменитый “эпизод фашистского нашествия” – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка советского народа с фашизмом, борьба двух миров.

Повторное слушание.

– На чём основана здесь драматургия?

Ответы учащихся.

Вывод учителя: Драматургия основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия.

Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.

Степан Щипачёв

– В минуты затишья между боями каждый солдат вспоминал своих родных и близких. Где-то тихо-тихо играла гармошка, навевая лирическую атмосферу спокойствия и тишины.

Жди меня и я вернусь
Только очень жди…

Можно прослушать любую военную песню о войне (по выбору).

III. Работа над песней

1. Показ песни группы “ЛЮБЭ” “Меж высоких хлебов”.
2. Распевание.
3. Дыхательная разминка.
4. Пение с текстом. (Обратить внимание на распределение дыхания, точное выдерживание длительностей, чёткость дикции, артикуляции.)

IV. Подведение итогов урока

Беседа с учащимися.

V. Домашнее задание

– Сопоставляя уроки литературы (“Героизм и самоотверженность в борьбе за родную землю”), изобразительноего искусства (картина В. Пророкова “У Бабьего Яра”) и музыки (симфонии №7 Д. Шостаковича), постарайтесь сформулировать общую тему: “Борьба Советского народа за свою свободу и независимость”.