Цели:
- развитие нравственной гармоничной личности;
- формирование музыкальной культуры;
- приобщение учащихся к “золотому фонду” классической и современной музыки;
- развитие музыкальных способностей – певческого голоса, ансамбля, хорового исполнения.
Оборудование урока:
- портрет Д.Д. Шостаковича;
- фотовыставка "Осаждённый Ленинград";
- запись симфонии № 7 (эпизод нашествия фашистов).
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель задаёт вопросы учащимся о музыке. В процессе беседы выясняется сильный и слабый ученик.
– Что такое музыка?
– Перечислите фамилии композиторов?
– Чем отличается опера, балет, оперетта друг от
друга?
– Перечислите название хоров?
– Назовите ансамбли по числу исполнителей?
– Самый низкий мужской голос? (Бас)
– Самый высокий женский голос? (Колоратурное
сопрано)
– Что такое образ?
– Что такое увертюра?
– Перечислите жанры?
– Виды музыкальных образов: лирический,
драматический, эпический?
– Что такое драматургия?
Ответы учащихся.
II. Изучение нового материала
Учитель: Мы продолжаем работать над
темой “Музыкальная драматургия”. Сегодня в
классе будет звучать музыка советского
композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
(1906–1975 г.).
Многоплановое и разнообразное по содержанию
творчество Шостаковича стало классикой
советской и мировой культуры ХХ века. Его
творчество очень разнообразное. Он сочинил
- оперы:
- “Нос”,
- “Игроки”,
- “Леди Макбет Мценского Уезда”;
- балеты:
- “Болт”,
- “Золотой век”,
- “Светлый ручей”;
- музыкальные комедии;
- песни;
- прелюдии и фуги;
- симфонии (их – 15).
– Одна из симфоний композитора прозвучит
сегодня в классе на нашем уроке. Это – симфония №
7 “Ленинградская”.
"Седьмая симфония" – выдающийся памятник
героизму советского народа в годы Великой
Отечественной войны (1941–1945 г.). Работа начата в
осаждённом Ленинграде и посвящается этому
городу. Симфония написана в 1941 году в декабре
месяце. Три первые части сочинены в осаждённом
Ленинграде, финал закончен в г. Куйбышеве.
Премьера состоялась в Ленинграде 9 августа 1942 г. В
осаждённом городе люди нашли в себе силы
исполнить симфонию. В оркестре Радиокомитета
осталось всего 15 человек, а нужно было не менее
ста, тогда созвали всех бывших музыкантов и ёщё
тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых
оркестрах под Ленинградом.
9 августа "Седьмую симфонию" Шостаковича
сыграли в зале филармонии, дирижировал Карл
Ильич Элиасберг.
Слушание 1-й части симфонии № 7. Задание перед прослушиванием: найти и записать противопоставление словам.
Противопоставления:
- мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости;
- человек – варвар;
- добро – зло;
- мир – война;
конфликт:
- столкновение;
- борьба;
- победа.
– Знаменитый “эпизод фашистского нашествия” – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка советского народа с фашизмом, борьба двух миров.
Повторное слушание.
– На чём основана здесь драматургия?
Ответы учащихся.
Вывод учителя: Драматургия основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия.
Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
Степан Щипачёв
– В минуты затишья между боями каждый солдат вспоминал своих родных и близких. Где-то тихо-тихо играла гармошка, навевая лирическую атмосферу спокойствия и тишины.
Жди меня и я вернусь
Только очень жди…
Можно прослушать любую военную песню о войне (по выбору).
III. Работа над песней
1. Показ песни группы “ЛЮБЭ” “Меж высоких
хлебов”.
2. Распевание.
3. Дыхательная разминка.
4. Пение с текстом. (Обратить внимание на
распределение дыхания, точное выдерживание
длительностей, чёткость дикции, артикуляции.)
IV. Подведение итогов урока
Беседа с учащимися.
V. Домашнее задание
– Сопоставляя уроки литературы (“Героизм и самоотверженность в борьбе за родную землю”), изобразительноего искусства (картина В. Пророкова “У Бабьего Яра”) и музыки (симфонии №7 Д. Шостаковича), постарайтесь сформулировать общую тему: “Борьба Советского народа за свою свободу и независимость”.