В последнее десятилетие нравственно-патриотическое воспитание переживает второе рождение.
Наше общество наконец-то осознало, что потеря главного ориентира – патриотизма, ведет к разрушению стержня государственности.
В общей системе воспитания граждан России патриотическое воспитание стало приоритетным, чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа.
Произошла переоценка многих традиционных представлений в области патриотического воспитания. Изменения коснулись и дошкольного образования. В настоящее время сделаны первые шаги по выстраиванию системы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Отбросив идеологизированные, чрезмерно назидательные методические рекомендации советского периода, педагоги-“дошкольники” заполнили брешь методической литературой по приобщению детей к отечественному наследию. В разных уголках нашей страны педагоги буквально “заболели” русской народной культурой, справедливо полагая, что обращение к наследию предков воспитывает у детей уважение. Гордость за землю, на которой они живут, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
Бесспорно, что это ознакомление с культурным наследием помогает детям расти не “Иванами, родства не помнящими”, а патриотами, осознающими свою сопричастность к многовековой истории народа.
Но не будем в очередной раз повторять эти, уже ставшие прописными истины. В последние годы о значении приобщения дошкольников к русской народной культуре написано достаточно. Разработано много интересных рекомендаций, напечатаны сборники конспектов и программы. Но, читая некоторые публикации, ловишь себя на мысли, что мы вновь “наступаем на старые грабли”. К сожалению, опять наблюдается погоня за количеством – за объемом знаний. Педагоги перегружают детей излишними подробностями, деталями.
Некоторые перспективные планы по нравственно-патриотическому воспитанию пугают своими объемами. Практически ежедневно, утром, днем и вечером, на занятиях и вне организованной деятельности предлагается проводить мероприятия по воспитанию патриотизма.
Понятно, что такая “обязаловка” ни к чему хорошему не приведет. Мероприятие, подготовленное второпях, не прочувствованное сердцем, не найдет отклика в детской душе.
Понятно стремление объять многогранное по содержанию патриотическое воспитание. Но нельзя забывать, что, когда мы говорим о нравственности, о патриотизме, главным становится не количество, не объем знаний, а качество.
Особенно настораживает появившаяся в последнее время диагностика, оценивающая наличие у дошкольников чувства патриотизма на основе выявленных у детей знаний. И это не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Есть опасность, что мы в очередной раз заболтаем эти основополагающие, фундаментальные понятия и воспитаем поколение, которое сможет красиво и много говорить о патриотизме. Но будет ли оно по настоящему нравственным и патриотичным? Не известно. Нельзя измерить патриотизм с помощью диагностики! Нельзя любовь к Родине перевести в баллы и проценты.
На наш взгляд, работая с дошкольниками, нужно помнит общие дидактические требования: доступность и постепенное расширение сведений и знаний от простого к более сложному, от единичного, конкретного – к общему. Преступно морализировать, переутомлять детей, завышать требования.
Пусть дошкольник узнает немного (знания можно будет приобрести в школе), но пусть это немногое будет эмоционально окрашенным. Самое главное – научить ребенка чувствовать. Важно “влюблять” дошкольника в родную страну, ее природу, культуру. А для этого нудно, чтобы каждая встреча ребенка с наследием предков, любое занятие или беседа по патриотическому воспитанию было радостным, ярким, запоминающимся. Этот тот случай, когда “лучше меньше, но лучше”.