Родители хотят видеть в детях: самостоятельно работающую личность, личность, обладающую прочными знаниями, раскованную и трудолюбивую, честную, добросовестную, профессионально направленную личность с развитыми творческими способностями, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств.
Моделирование образовательной деятельности с учетом социального заказа.
Любое моделирование основывается на “образе желаемого будущего”. Модель выпускника ОУ является ориентиром для построения учебно-воспитательного процесса, согласования деятельности различных звеньев и структур школы, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, развертывания контрольно-одиночных комплексов.
Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:
- освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
- приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде;
- достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточных для организации своей познавательной, проектировочной, оценочной деятельности;
- овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез и т.д.);
- знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.
В процессе выполнения социального заказа в основной сельской школе возникают следующие проблемы:
- Как адаптировать хорошо зарекомендовавшие себя в практике массовой школы формы, методы и средства обучения к обстоятельствам, сложившимся в малочисленных школах?
- Как добиться эффективности этих методов в условиях проявления индивидуально-психологических особенностей детей, нестабильности типологических групп обучающихся, отсутствия соревновательности в усвоении знаний?
- Как повысить качество знаний выпускников сельских школ, обеспечить правильную профессиональную ориентацию обучающихся, гарантировать им равные условия при поступлении в высшие и средние учебные заведения?
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка выглядит так: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия.
Новизна в методах обучения и воспитания состоит в том, что учитель:
- переходит с позицией носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности обучающихся;
- мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации и добивается интереса к предмету;
- организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
- использует коллективные способы обучения;
- организует помощь в деятельности ученику;
- создает ситуацию успеха;
- организует гуманную систему взаимоотношений;
- организует самоанализ деятельности ученика.
В классах с малой накопляемостью весь учебный день и каждую минуту урока ребята находятся под контролем учителя и в непосредственном контакте с ним. Поэтому учителю приходится реагировать на психологические особенности. Рациональное сочетание на уроке различных видов учебной деятельности способно снять психологические перегрузки. Рассмотрим некоторые особенности организации самостоятельной работы с обучающимися, имеющими ярко выраженный тип нервной деятельности. Обучающиеся с разными темпераментами различным образом воспринимают одно и тоже задание, по-разному приступают к его выполнению.
Для холериков характерно то, что их мысли и действия чаще всего находятся в соответствии. Поэтому если они не слушают, это сразу заметно. Если же они слушают или читают, то их внимание сконцентрировано на этом занятии. В непонятных местах они сами спросят – таков их характер. Поэтому если учитель корректировал действия холериков и сангвиников, то он может не бояться за работу этих обучающихся.
Ученики, которые отличаются медлительностью умственных действий (флегматики и меланхолики), не сразу переключаются на другой вид деятельности. Их мысли и чувства как бы отстают от происходящего, переживая и обдумывая ситуацию, предшествующую данной. Потому при организации работы с флегматиками и меланхоликами учитель должен своевременно переключить внимание этих обучающихся на предстоящую деятельность. Это может быть вопрос, есть ли что-то непонятное в условии задания, совет быть внимательнее или предложение вспомнить задачи, решенные накануне, либо краткая беседа – консультация. Такое короткое общение помогает обучающимся установить соответствие между собственными мыслями и требуемыми действиями. Целью обучения является формирование системы знаний. Система знаний – это целостная организация, состоящая из дискретных блоков – навыков и связей между ними. В математике блоками являются аксиомы, теоремы, формулы, алгоритмы реализации формул. Блок – хорошо закрепленный навык, который применяется как единое целое. В качестве связей выступают логические отношения между блоками.
Формирование системы знаний приходит в три последовательных этапа, отличающихся спецификой обучения и длительностью:
- отбор и накопление блоков – навыков;
- объединение отдельных блоков в цепочки;
- образование схемы из цепочек.
На первом этапе происходит накопление навыков. Особенностью этого этапа является нестабильность работы учащихся. Так, ученики путают процедуры сложения и умножения обыкновенных дробей; при умножении ищется общий знаменатель, а при сложении складываются числители и знаменатели. Появление правильного ответа не означает на этом этапе прочного закрепления материала. Первый этап обучения оказывается наиболее сложным для учеников. Запоминаемые блоки знаний пока не связаны между собой и с другими знаниями. Недостаток времени для некоторых учеников при формировании блоков-навыков приводит к появлению ошибочных навыков. Можно и нужно предупреждать эти негативные моменты. Опытный учитель знает характерные ошибки, возникающие при изучении той или иной темы. Так, при изучении темы “Сокращение дробей” ученики стремятся сократить как можно больше и получить короткий ответ.
Например, в дроби они могут сократить х и х? на х, 2 и – 4 на 2 и т.д., несмотря на знаки ±. Уже на первых уроках приводим несколько примеров и объясняем, что так сокращать нельзя, знаки + , - “мешают” нам это сделать, т.к. пока общих множителей нет. На следующих уроках даем устные аналогичные задания и закрепляем, где сокращение возможно, а где нет и почему. Какие нужно выполнять действия, после которых возможно произвести сокращение
При изучении новой темы можно сразу приводить примеры ошибочных действий, чтобы вовремя обратить на них внимание обучающихся и предотвратить аналогичные ошибки в дальнейшем. Полезно вести на съемных стендах рубрику “Учимся на чужих ошибках”, “Внимание ошибка!”.
В сельской школе мало учеников, как в начальных, так и в средних и старших классах. В этих условиях есть опасность эмоционально перегрузить обучающихся, если использовать только традиционные формы контроля заходом учебного процесса. Некоторые способы контроля совсем не “работают” в классах с малой накопляемостью. Чтобы урок не были однообразными, необходимо организовывать разные формы контроля. Среди этих форм следует выделить такие: математическое лото, зашифровка ответа, действия по схеме, карточки-контролеры, таблицы устного счета. Многие учителя используют корточки-консультанты, которые при выполнении домашнего задания, при ответе у доски помогают ученику решить задачу. Сначала карточки составляет учитель, а затем привлекает к этому и обучающихся. В процессе работы они приобретают ряд полезных навыков: учатся выделять узловые моменты, предупреждать ошибки Для иллюстрации приведем пример карточек-консультантов по алгебре используемых при изучении тем “Построение графика квадратной функции” и “Решение систем уравнений второй степени” (9 класс). (Приложение)
Первый этап обучения оказывается наиболее сложным для учеников. Запоминаемые блоки пока не связаны между собой и с другими знаниями. Для большинства учеников связывание блоков между собой и с другими знаниями – это задача второго этапа обучения. Для учителя важно уловить тот момент, когда блоки прочно усвоены.
Малая накопляемость классов, свойственная большинству современных сельских школ, предъявляет особые требования к построению учебного процесса. Изучение специфики малочисленного класса позволило определить особые организационно-педагогические факторы, которые положительно сказываются на ходе учебно-воспитательного процесса, облегчают выполнение педагогом своих функций, активизируют познавательную деятельность учеников.
ЛИТЕРАТУРА:
- “Завуч” №5, 2004г Моделирование образовательной деятельности с учетом социального заказа.
- “Математика в школе” №6, 1992г. М.И. Зайкин. Обобщающие уроки в малочисленных классах.
- “Математика в школе” №2, 1990г. Преподавание математики в сельской школе: проблемы, поиски, предложения.
- “Математика в школе” № 2, 1995г. И.А. Веселаго. Этапы обучения.
- “Математика в школе” №3, 1998г. А.В.Родин. Карточка – консультант.
- “Математика в школе”, 1997г. В.Е Корчевский. Опыт применения тестов на уроках математики.
- “Сельская школа” №2 2004г.
- В.А.Гусев. Задачи по геометрии для 8 класса. Дидактические материалы. Издательство “Просвещение”.
- Т.Л. Афанасьева. Геометрия, 7 класс. Поурочные планы. Издательство “Учитель”.