Метод творческого проекта как коллективная форма взаимообучения

Разделы: Технология


Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное по времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащихся. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструктивную либо иную задачу.

Почему творческий проект именно, как коллективная деятельность?

В настоящее время дети, особенно в подростковом возрасте имеют массу проблем межличностного характера.

Технологии организации совместной учебной деятельности помогают решить одну из них. Это проблема “публичного одиночества”, когда многие школьники в присутствии других чувствуют себя изолированными и одинокими. Оно вызвано многими причинами: семейными проблемами, социальным дискомфортом, материальным неравенством и т.д. Эти и другие причины порождают замешательство, недоверие, бессилие. Опыт, приобретенный учениками при специально создаваемых условиях в группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающих как при изучении знаний, так и при межличностном взаимодействии. В поддерживающей и контролируемой обстановке школьник может обучаться новым умениям, экспериментировать с новыми стилями отношений среди равных партнеров.

Объединение детей для обучения – неизбежная форма работы с ними сегодня, и в будущем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для индивидуализации образования, а потому, что объединение – в различных формах – всегда выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником.

В основе отличия – главная ценность – интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие его успех, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность – в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств ее достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность – необходимость учета стремления определенного количества участников объединения к общей цели, обусловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвертая особенность – задача учителя, руководителя рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Основные идеи, присущие коллективным формам взаимообучения – общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Как организовать обучение в малых группах?

Начать нужно с размещения рабочих мест детей, чтобы они могли общаться и видеть друг друга.

Подобрать задания для работы учащихся в группе (общее для группы и дифференцированные для членов группы).

Заранее разбить класс на группы и определить функции при выполнении заданий.

Сразу намечать докладчика от группы.

Объяснить ученикам принципы распределения по группам в течение учебного года и методику работы в группах.

Интегрировать работу в группах в обычные уроки, творчески подходя к выбору и конструированию вариантов технологий и способов организации работы, учащихся в группе в зависимости от дидактических задач и этапа урока.

Основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:

  1. взаимозависимость членов группы;
  2. личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
  3. совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;
  4. социализация деятельности учащихся в группе;
  5. общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе и академических результатов.

Сущность коллективного способа обучения: это организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических (смежных) парах, когда каждый учит каждого.

Существует несколько основных вариантов организации обучения в сотрудничестве, но специфика предмета “технология” не позволяет использовать многое из предлагаемого методического материала.

Наиболее эффективны следующие формы организации коллективной деятельности учащихся: “Исследовательская работа учащихся в группах” и “Учимся вместе”.

“Учимся вместе”

(Разработан в Университете штата Минессота в 1987 г.) Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания: контролирующую, мониторинга активности каждого члена группы, культуры общения. Таким образом, группа имеет двойную задачу: академическую и социальную. Учитель также контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.

Исследовательская работа учащихся в группах.

(Шломо Шаран. Университет Телль-Авива, 1976 г.)

Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек Группа выбирает подтему общей темы и разбивает на отдельные задания для каждого ученика. На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Как организовать коллективную проектную деятельность учащихся в рамках предмета технология?

Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом. Основной принцип деления по направлениям прикладных видов творчества. Речь идет о детях более старшего возраста, когда уже имеются основные навыки владения различными видами прикладного творчества.

Каждый ученик (или несколько учеников) имеет одно задание, являющееся под заданием какой-либо большой темы, над которой работает вся группа. В роли отдельного задания может выступать один из этапов выполнения творческого проекта или разработкой отдельных моментов технологической карты одновременно могут заниматься несколько учащихся . Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.

При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Затем каждый ученик обучает остальных членов группы всему новому, что узнал сам.

Учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. При этом изделие может выполнятся одно на всех или у каждого изделие индивидуальное при коллективной исследовательской разработке теоретической части творческого проекта.

На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Папка, содержащая творческий отчет при выполнении самостоятельных изделий у каждого индивидуальная, при выполнении общей практической работы может быть совместная.

Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если коллективный творческий проект превращается в реферат. Чтобы этого избежать, сложность выполняемого изделия и объем исследовательской работы должны быть прямо пропорциональны количеству участников творческого проекта.

Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут “вынесены на проектирование”. Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предлагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов “мозговой атаки”, “круглого стола”);
  • Выдвижение гипотезы их решения;
  • Обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
  • Сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов.

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные, ознакомительно-ориентировочные и пр.
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (В рамках одного проекта), межпредметный.
  3. Характер контактов: (среди участников класса, школы, города, региона, страны, международный)
  4. Количество участников проекта: краткосрочный, средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочный.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, определения планируемых результатов, выяснением исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов, алгоритм проектирования.

Необходимо организовывать работу так, чтобы школьники учились:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь (может быть, при наличии альтернативы);
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусматривать последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Работа над групповыми проектами позволяет формировать некоторые важные личностные качества: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде, удобном и доступном к потреблению представителями той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта.

Этапы проектной деятельности.

  1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата: разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы.
  2. Определение цели и поэтапных задач, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля.
  3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы.
  4. Формирование гипотезы проекта.
  5. Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников.
  6. Информационное обеспечение проекта (можно выбрать учащихся, отвечающих за выпуск информационного бюллетеня).

Выявление и формулировка общей проблемы.

На заседании цикловой комиссии учителей школы в начале года анализируется проектная деятельность в прошлом году, выбирается примерное направление проектной работы на текущий год с учетом преемственности тематики, определяются сроки.

Организация проектной мастерской.

Данный этап осуществляется совместно с учащимися и включает в себя:

  • подбор участников проекта (если работа по данной технологии проводится систематически, то обычно трудностей не возникает; если нет – можно начинать с небольшой группой учащихся);
  • обсуждение на организационном собрании идеи и предложений по ее корректировке; утверждение места и времени проведения презентации, условий работы;
  • определение круга тем и проблем;
  • определение правил работы; взаимопонимание и взаимопомощь; критический подход к себе и другим;
  • распределение заданий по группам в зависимости от содержания проекта и уровня учащихся.

В ходе сбора информации участники проекта уточняют рамки и этапы работы на текущих встречах всех участников или при индивидуальных консультациях с педагогами. Учителя контролируют ход работы в группах, отвечают на вопросы, регулируют споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывают помощь отдельным учащимся или группам в целом.

Исследования. Учащиеся при неявном руководстве учителей определяют, где и как можно собрать информацию. В рамках проекта это можно сделать путем обращения к литературе, беседы с учителями, анкетирования учащихся, различных исследований, обращения электронной базе данных и т.д.

Обработка полученной информации

Обобщение и осмысления материала, составление выступлений, подбор тезисов, выдвижение гипотез, определение дальнейших действий.

Трансформация тем и проблем. Полученную информацию необходимо осмыслить и выбрать только приоритетную для данной темы. Возможно появление новых тем и проблем, отказ от ранее выбранных.

Подготовка к презентации. Определение способов оформления результатов исследований; подготовка рефератов и выступлений; подготовка сопровождающих концертов и творческих номеров; проектирование возможности применения полученных выводов и способов их реализации.