Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Учебно-познавательный проект – это ограниченное по времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащихся. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструктивную либо иную задачу.
Почему творческий проект именно, как коллективная деятельность?
В настоящее время дети, особенно в подростковом возрасте имеют массу проблем межличностного характера.
Технологии организации совместной учебной деятельности помогают решить одну из них. Это проблема “публичного одиночества”, когда многие школьники в присутствии других чувствуют себя изолированными и одинокими. Оно вызвано многими причинами: семейными проблемами, социальным дискомфортом, материальным неравенством и т.д. Эти и другие причины порождают замешательство, недоверие, бессилие. Опыт, приобретенный учениками при специально создаваемых условиях в группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающих как при изучении знаний, так и при межличностном взаимодействии. В поддерживающей и контролируемой обстановке школьник может обучаться новым умениям, экспериментировать с новыми стилями отношений среди равных партнеров.
Объединение детей для обучения – неизбежная форма работы с ними сегодня, и в будущем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для индивидуализации образования, а потому, что объединение – в различных формах – всегда выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником.
В основе отличия – главная ценность – интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие его успех, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.
Вторая отличительная особенность – в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств ее достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.
Третья особенность – необходимость учета стремления определенного количества участников объединения к общей цели, обусловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.
Четвертая особенность – задача учителя, руководителя рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.
Основные идеи, присущие коллективным формам взаимообучения – общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.
Как организовать обучение в малых группах?
Начать нужно с размещения рабочих мест детей, чтобы они могли общаться и видеть друг друга.
Подобрать задания для работы учащихся в группе (общее для группы и дифференцированные для членов группы).
Заранее разбить класс на группы и определить функции при выполнении заданий.
Сразу намечать докладчика от группы.
Объяснить ученикам принципы распределения по группам в течение учебного года и методику работы в группах.
Интегрировать работу в группах в обычные уроки, творчески подходя к выбору и конструированию вариантов технологий и способов организации работы, учащихся в группе в зависимости от дидактических задач и этапа урока.
Основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
- совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;
- социализация деятельности учащихся в группе;
- общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе и академических результатов.
Сущность коллективного способа обучения: это организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических (смежных) парах, когда каждый учит каждого.
Существует несколько основных вариантов организации обучения в сотрудничестве, но специфика предмета “технология” не позволяет использовать многое из предлагаемого методического материала.
Наиболее эффективны следующие формы организации коллективной деятельности учащихся: “Исследовательская работа учащихся в группах” и “Учимся вместе”.
“Учимся вместе”
(Разработан в Университете штата Минессота в 1987 г.) Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания: контролирующую, мониторинга активности каждого члена группы, культуры общения. Таким образом, группа имеет двойную задачу: академическую и социальную. Учитель также контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.
Исследовательская работа учащихся в группах.
(Шломо Шаран. Университет Телль-Авива, 1976 г.)
Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек Группа выбирает подтему общей темы и разбивает на отдельные задания для каждого ученика. На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Как организовать коллективную проектную деятельность учащихся в рамках предмета технология?
Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом. Основной принцип деления по направлениям прикладных видов творчества. Речь идет о детях более старшего возраста, когда уже имеются основные навыки владения различными видами прикладного творчества.
Каждый ученик (или несколько учеников) имеет одно задание, являющееся под заданием какой-либо большой темы, над которой работает вся группа. В роли отдельного задания может выступать один из этапов выполнения творческого проекта или разработкой отдельных моментов технологической карты одновременно могут заниматься несколько учащихся . Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.
При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Затем каждый ученик обучает остальных членов группы всему новому, что узнал сам.
Учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. При этом изделие может выполнятся одно на всех или у каждого изделие индивидуальное при коллективной исследовательской разработке теоретической части творческого проекта.
На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Папка, содержащая творческий отчет при выполнении самостоятельных изделий у каждого индивидуальная, при выполнении общей практической работы может быть совместная.
Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если коллективный творческий проект превращается в реферат. Чтобы этого избежать, сложность выполняемого изделия и объем исследовательской работы должны быть прямо пропорциональны количеству участников творческого проекта.
Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут “вынесены на проектирование”. Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предлагаемых результатов.
- Самостоятельная деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов “мозговой атаки”, “круглого стола”);
- Выдвижение гипотезы их решения;
- Обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
- Сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов.
- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные, ознакомительно-ориентировочные и пр.
- Предметно-содержательная область: монопроект (В рамках одного проекта), межпредметный.
- Характер контактов: (среди участников класса, школы, города, региона, страны, международный)
- Количество участников проекта: краткосрочный, средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочный.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, определения планируемых результатов, выяснением исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов, алгоритм проектирования.
Необходимо организовывать работу так, чтобы школьники учились:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь (может быть, при наличии альтернативы);
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Работа над групповыми проектами позволяет формировать некоторые важные личностные качества: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде, удобном и доступном к потреблению представителями той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта.
Этапы проектной деятельности.
- Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата: разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы.
- Определение цели и поэтапных задач, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля.
- Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы.
- Формирование гипотезы проекта.
- Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников.
- Информационное обеспечение проекта (можно выбрать учащихся, отвечающих за выпуск информационного бюллетеня).
Выявление и формулировка общей проблемы.
На заседании цикловой комиссии учителей школы в начале года анализируется проектная деятельность в прошлом году, выбирается примерное направление проектной работы на текущий год с учетом преемственности тематики, определяются сроки.
Организация проектной мастерской.
Данный этап осуществляется совместно с учащимися и включает в себя:
- подбор участников проекта (если работа по данной технологии проводится систематически, то обычно трудностей не возникает; если нет – можно начинать с небольшой группой учащихся);
- обсуждение на организационном собрании идеи и предложений по ее корректировке; утверждение места и времени проведения презентации, условий работы;
- определение круга тем и проблем;
- определение правил работы; взаимопонимание и взаимопомощь; критический подход к себе и другим;
- распределение заданий по группам в зависимости от содержания проекта и уровня учащихся.
В ходе сбора информации участники проекта уточняют рамки и этапы работы на текущих встречах всех участников или при индивидуальных консультациях с педагогами. Учителя контролируют ход работы в группах, отвечают на вопросы, регулируют споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывают помощь отдельным учащимся или группам в целом.
Исследования. Учащиеся при неявном руководстве учителей определяют, где и как можно собрать информацию. В рамках проекта это можно сделать путем обращения к литературе, беседы с учителями, анкетирования учащихся, различных исследований, обращения электронной базе данных и т.д.
Обработка полученной информации
Обобщение и осмысления материала, составление выступлений, подбор тезисов, выдвижение гипотез, определение дальнейших действий.
Трансформация тем и проблем. Полученную информацию необходимо осмыслить и выбрать только приоритетную для данной темы. Возможно появление новых тем и проблем, отказ от ранее выбранных.
Подготовка к презентации. Определение способов оформления результатов исследований; подготовка рефератов и выступлений; подготовка сопровождающих концертов и творческих номеров; проектирование возможности применения полученных выводов и способов их реализации.