Тема урока: "Тепло родного очага"

Разделы: Начальная школа


Тема: Тепло родного очага.

Цель:

  1. Показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что нет взаимопонимания - дети не умеют понимать родителей, родители не понимают детей.
  2. Развитие способности взаимопонимания, умения находить выход из конфликтных ситуаций.
  3. Воспитание любви к близким людям, уважения к старшим, стремления помогать им во всем.

Оборудование:

  1. Выставка рисунков “Семейные радости”.
  2. Сочинения “Моя семья”.
  3. Грамзапись “Песня мамонтенка”.
  4. Пословицы о семье.
  5. Иллюстрации о семье.
  6. Дидактический материал: (, цветные карандаши)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Психологическая минутка.

- С каким настроением пришли на урок? Почему?

3. Сообщение темы и цели урока.

- Прочитайте про себя тему урока?

- Как вы понимаете слово “очаг”?

- В толковом словаре Ожигова, дано такое толкование: очаг - устройство для разведения и поддержания огня. Домашний очаг - родной дом, семья.

Ученик рассказывает историю возникновения выражения “родной очаг”.

- Очаг, который был для первобытного человека первой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены - словом, строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение “родной очаг” - стало обозначать - семью, дом.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о доме, семье)

- Да, мы поговорим на уроке о семье, о взаимоотношениях в семье?

4. Новый материал.

- А что такое семья? (мама, папа, дети).

- Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

- А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.

- Сценка, “Какой хороший вечер” (Золтана Зелка)

- Какой хороший вечер!

- Как хорошо быть вместе!

- С газетой папа дремлет.

- Готовит мама ужин.

- Под крышкой пар в кастрюле

- Насвистывает песню.

- Глаза мои закрылись

- Раскрыть бы их пошире,

- Глядеть бы удивленно.

- Да открывать мне лень их.

- Весь мир исчез

- Лишь мама

- Посередине мира

- И я, уже уснувший

- У мамы на коленях.

- Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему?

- Выберите слова, которые живут в этой семье?

За доской слова: Уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда.

Согласие - мир, порядок.

Здоровье, здоровая семья - это нормальное состояние организма, движение, закаливание. Семья - где любят и заботятся друг о друге.

- Ребята, мы с вами писали сочинения, кто хочет поделиться впечатлениями о своей семье?

Сочинения ребят, рисунки, фото семьи.

- Ребята, вот мы прочитали стихи, сочинения, кто же скажет: какая должна быть семья, чтобы всем, кто живет в ней, хотелось быть дома, идти в родной дом?

Благополучная семья - это семья, в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.

- А всегда ли так хорошо бывает дома? (нет)

- Давайте посмотрим, возникают ли у вас дома проблемы. И сделаем это так:

- каждый раскрасит свои фигурки, лежащие на парте в один из цветов: синий или красный.

- img1.gif (132 bytes)будет относиться к родителям,

- будет относиться к братьям, сестрам.

- А теперь, если у вас с родителями проблем нет, закрасьте в синий цвет, если возникают проблемы - в красный цвет. ( с - так же)

Выполнив работу, дети помещают, на доску.

- Посмотрите, какая разноцветная картинка у нас получилась.

- Значит, в семье у вас есть проблемы. Какие? (Ребята говорят проблемы).

- Учитель предлагает ученикам рассмотреть некоторые ситуации, которые могут произойти у них в семье.

Сценка “Маму не запускать”.

(2 ученика сидят на полу, игрушки разбросаны)

Автор.

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама заходит в дом,

Мама глядит кругом.

Мама: - Был на квартиру налет?

Дети: - Нет!

Мама: - К нам приходил бегемот?

Дети: - Нет!

Мама: - Может быть дом не наш?

Дети: - Наш!

Мама: - Может этаж не наш?

Дети: - Наш! Это приходил Сережка, поиграли мы немножко!

Мама: - Значит это не обвал?

Дети: - Нет!

Мама: - Стол у нас не танцевал?

Дети: - Нет!

Мама:

Значит, просто показалось,
Я напрасно волновалась.
Вместе в доме уберем
И порядок наведем?

Дети: - Да-а-а!

- Чему учит эта сценка?

- Мы знаем, как вести себя в школе, в театре, на улице.

- Давайте, выведем правила поведения в семье.

  1. Уважать старших.
  2. Помогать по дому.
  3. Делать работу вместе.
  4. Понимать друг друга.

Сценка “Сюрприз”.

Учитель: Вечер. Квартира семьи Петровых. Дома отец, Сергей Иванович, сын Дима, дочь Оля, подруга дочери Аня. Отец и сын играют в шахматы, девочки играют в куклы.

Оля (подруге) - Как есть хочется! Скорей бы мама пришла, Хоть бы ужин приготовила.

Аня: - А разве вы не можете приготовить ужин сами к маминому приходу?

Оля: - Не знаю. Мы так никогда не делаем.

Аня: - А давай попробуем.

Оля: - Давай.

(Девочки идут на кухню).

Аня: - Где у вас картошка?

Оля: - Вот. А еще у нас огурец есть.

(Девочки начинают чистить картошку. Оля роняет кастрюлю. На шум приходит папа и сын.)

Отец: - Что это у вас здесь за шум?

Оля: - Готовим маме сюрприз.

Сын: - Какой?

Оля: - Ужин.

Сын: - Ура! Я тоже хочу приготовить сюрприз, только я картошку не умею чистить.

Аня: - Да уже и не надо. Ты лучше мусор вынеси.

Отец: - Выходит, один я без сюрприза. Придется браться за веник.

Все работают. Раздаётся звонок. Входит мама. Удивленно глядит вокруг себя, роняет сумки, хватается за сердце. Все суетятся.

Сын: - Ну вот, сюрприз! И зачем мы все это затеяли? Как было раньше хорошо; мама придет, всех накормит, все уберет. А теперь что?

Отец: - А к сюрпризам-то надо готовить постепенно.

Сын: - Мамочка, успокойся, мы больше так не будем!

Оля: - Нет, неправильно! Мы будем это делать каждый день, и ты привыкнешь, мамочка.

Все: Ведь мы тебя очень любим!

Мама: Спасибо, родные! Мне очень приятно, что вы решили помочь мне.

- Какой эпизод понравился больше всего?

- Почему успели с сюрпризом до прихода мамы? (Каждый делал свою работу).

- Какие правила поведения дома можно вывести?

5. Заботиться о ближних.

6. Делать приятное.

- А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

Игра (Распределение обязанностей в семье).

1 гр - мамы

2 гр. - папы

3 гр. - дети.

Учитель называет обязанности, если вы считаете, что это обязанность мамы - встают мамы и сразу садятся и т.д.

  1. Готовить обед.
  2. Ремонтировать утюг.
  3. Собирать портфель.
  4. Мыть посуду.
  5. Следить за цветами.
  6. Уборка квартиры.
  7. Оберегать тепло родного очага.

Итог урока.

- Посмотрите, сколько много хороших слов о семье было сказано на уроке.

- Каким одним словом можно заменить их? (тепло).

- Правильно, тепло родного очага зависит от уюта в доме, от здоровья родных, от хороших взаимоотношений, от понимания друг друга.

- Прочитайте пословицы, выберите те, которые подошли бы к теме нашего урока:

  1. Где мир и лад, не нужен и клад.
  2. Лад и согласие - первое счастье.
  3. Верному другу цены нет.

- Заканчивая урок, споем все вместе “песню мамонтенка”.

По синему морю
К зеленой земле
Плыву я на белом
Своем корабле,
На белом своем корабле.
Меня не пугают
Ни волны, ни ветер
Плыву я
К единственной маме на свете,
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.
Скорей до земли
Я добраться хочу.
Я здесь, я приехал,
Я ей закричу.
Я маме своей закричу.
Пусть мама услышит,
Пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет.
Ведь так не должно быть на свете, 
Чтоб были потеряны дети.

- Какое у вас сейчас настроение? Почему?