Тема: Тепло родного очага.
Цель:
- Показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что нет взаимопонимания - дети не умеют понимать родителей, родители не понимают детей.
- Развитие способности взаимопонимания, умения находить выход из конфликтных ситуаций.
- Воспитание любви к близким людям, уважения к старшим, стремления помогать им во всем.
Оборудование:
- Выставка рисунков “Семейные радости”.
- Сочинения “Моя семья”.
- Грамзапись “Песня мамонтенка”.
- Пословицы о семье.
- Иллюстрации о семье.
- Дидактический материал: (, цветные карандаши)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Психологическая минутка.
- С каким настроением пришли на урок? Почему?
3. Сообщение темы и цели урока.
- Прочитайте про себя тему урока?
- Как вы понимаете слово “очаг”?
- В толковом словаре Ожигова, дано такое толкование: очаг - устройство для разведения и поддержания огня. Домашний очаг - родной дом, семья.
Ученик рассказывает историю возникновения выражения “родной очаг”.
- Очаг, который был для первобытного человека первой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены - словом, строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение “родной очаг” - стало обозначать - семью, дом.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о доме, семье)
- Да, мы поговорим на уроке о семье, о взаимоотношениях в семье?
4. Новый материал.
- А что такое семья? (мама, папа, дети).
- Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
- А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.
- Сценка, “Какой хороший вечер” (Золтана Зелка)
- Какой хороший вечер!
- Как хорошо быть вместе!
- С газетой папа дремлет.
- Готовит мама ужин.
- Под крышкой пар в кастрюле
- Насвистывает песню.
- Глаза мои закрылись
- Раскрыть бы их пошире,
- Глядеть бы удивленно.
- Да открывать мне лень их.
- Весь мир исчез
- Лишь мама
- Посередине мира
- И я, уже уснувший
- У мамы на коленях.
- Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему?
- Выберите слова, которые живут в этой семье?
За доской слова: Уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда.
Согласие - мир, порядок.
Здоровье, здоровая семья - это нормальное состояние организма, движение, закаливание. Семья - где любят и заботятся друг о друге.
- Ребята, мы с вами писали сочинения, кто хочет поделиться впечатлениями о своей семье?
Сочинения ребят, рисунки, фото семьи.
- Ребята, вот мы прочитали стихи, сочинения, кто же скажет: какая должна быть семья, чтобы всем, кто живет в ней, хотелось быть дома, идти в родной дом?
Благополучная семья - это семья, в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.
- А всегда ли так хорошо бывает дома? (нет)
- Давайте посмотрим, возникают ли у вас дома проблемы. И сделаем это так:
- каждый раскрасит свои фигурки, лежащие на парте в один из цветов: синий или красный.
- будет относиться к родителям,
- будет относиться к братьям, сестрам.
- А теперь, если у вас с родителями проблем нет, закрасьте в синий цвет, если возникают проблемы - в красный цвет. ( с - так же)
Выполнив работу, дети помещают, на доску.
- Посмотрите, какая разноцветная картинка у нас получилась.
- Значит, в семье у вас есть проблемы. Какие? (Ребята говорят проблемы).
- Учитель предлагает ученикам рассмотреть некоторые ситуации, которые могут произойти у них в семье.
Сценка “Маму не запускать”.
(2 ученика сидят на полу, игрушки разбросаны)
Автор.
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом,
Мама глядит кругом.
Мама: - Был на квартиру налет?
Дети: - Нет!
Мама: - К нам приходил бегемот?
Дети: - Нет!
Мама: - Может быть дом не наш?
Дети: - Наш!
Мама: - Может этаж не наш?
Дети: - Наш! Это приходил Сережка, поиграли мы немножко!
Мама: - Значит это не обвал?
Дети: - Нет!
Мама: - Стол у нас не танцевал?
Дети: - Нет!
Мама:
Значит, просто показалось,
Я напрасно волновалась.
Вместе в доме уберем
И порядок наведем?
Дети: - Да-а-а!
- Чему учит эта сценка?
- Мы знаем, как вести себя в школе, в театре, на улице.
- Давайте, выведем правила поведения в семье.
- Уважать старших.
- Помогать по дому.
- Делать работу вместе.
- Понимать друг друга.
Сценка “Сюрприз”.
Учитель: Вечер. Квартира семьи Петровых. Дома отец, Сергей Иванович, сын Дима, дочь Оля, подруга дочери Аня. Отец и сын играют в шахматы, девочки играют в куклы.
Оля (подруге) - Как есть хочется! Скорей бы мама пришла, Хоть бы ужин приготовила.
Аня: - А разве вы не можете приготовить ужин сами к маминому приходу?
Оля: - Не знаю. Мы так никогда не делаем.
Аня: - А давай попробуем.
Оля: - Давай.
(Девочки идут на кухню).
Аня: - Где у вас картошка?
Оля: - Вот. А еще у нас огурец есть.
(Девочки начинают чистить картошку. Оля роняет кастрюлю. На шум приходит папа и сын.)
Отец: - Что это у вас здесь за шум?
Оля: - Готовим маме сюрприз.
Сын: - Какой?
Оля: - Ужин.
Сын: - Ура! Я тоже хочу приготовить сюрприз, только я картошку не умею чистить.
Аня: - Да уже и не надо. Ты лучше мусор вынеси.
Отец: - Выходит, один я без сюрприза. Придется браться за веник.
Все работают. Раздаётся звонок. Входит мама. Удивленно глядит вокруг себя, роняет сумки, хватается за сердце. Все суетятся.
Сын: - Ну вот, сюрприз! И зачем мы все это затеяли? Как было раньше хорошо; мама придет, всех накормит, все уберет. А теперь что?
Отец: - А к сюрпризам-то надо готовить постепенно.
Сын: - Мамочка, успокойся, мы больше так не будем!
Оля: - Нет, неправильно! Мы будем это делать каждый день, и ты привыкнешь, мамочка.
Все: Ведь мы тебя очень любим!
Мама: Спасибо, родные! Мне очень приятно, что вы решили помочь мне.
- Какой эпизод понравился больше всего?
- Почему успели с сюрпризом до прихода мамы? (Каждый делал свою работу).
- Какие правила поведения дома можно вывести?
5. Заботиться о ближних.
6. Делать приятное.
- А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?
Игра (Распределение обязанностей в семье).
1 гр - мамы
2 гр. - папы
3 гр. - дети.
Учитель называет обязанности, если вы считаете, что это обязанность мамы - встают мамы и сразу садятся и т.д.
- Готовить обед.
- Ремонтировать утюг.
- Собирать портфель.
- Мыть посуду.
- Следить за цветами.
- Уборка квартиры.
- Оберегать тепло родного очага.
Итог урока.
- Посмотрите, сколько много хороших слов о семье было сказано на уроке.
- Каким одним словом можно заменить их? (тепло).
- Правильно, тепло родного очага зависит от уюта в доме, от здоровья родных, от хороших взаимоотношений, от понимания друг друга.
- Прочитайте пословицы, выберите те, которые подошли бы к теме нашего урока:
- Где мир и лад, не нужен и клад.
- Лад и согласие - первое счастье.
- Верному другу цены нет.
- Заканчивая урок, споем все вместе “песню мамонтенка”.
По синему морю
К зеленой земле
Плыву я на белом
Своем корабле,
На белом своем корабле.
Меня не пугают
Ни волны, ни ветер
Плыву я
К единственной маме на свете,
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.Скорей до земли
Я добраться хочу.
Я здесь, я приехал,
Я ей закричу.
Я маме своей закричу.
Пусть мама услышит,
Пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет.
Ведь так не должно быть на свете,
Чтоб были потеряны дети.
- Какое у вас сейчас настроение? Почему?