Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления и многое, многое другое.

Уникальная особенность игры состоит в том, что такие довольно сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним – здесь не только допустимы, но и составляют саму ее суть. Все происходит естественно – ведь это “всего лишь” игра.

Почему игра и ИЗО? Во-первых, я давно занимаюсь изобразительной деятельностью, т.к. этот вид деятельности мне ближе всего. Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой – они работали разными материалами, осваивали различные приемы и способы рисования. Но вместе с тем наблюдалась и такая картина – а вдруг не получится, а как провести именно такую линию? И, главное, в работах детей не было фантазии и творчества. Они все повторяли за мной, не могли самостоятельно приступить к работе – боясь, что нарисуют что-то не так, неправильно, ждали моих указаний. Вот здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит.

Для того, чтобы ребенок научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движениями (изображение различных линий, округлых форм и т.д.). Этот процесс требует от детей упражнений в определенной системе.

В современной методике обучения ИЗО определены те предметы, изображение которых способствует овладению нужными формообразующими движениями. Например – для того, чтобы научиться наносить штрихи – рисуют дождик, а для того, чтобы научиться изображать округлые формы – клубочки ниток, баранки. Как известно, сами дети интереса к такому учебному содержанию не проявляют. Они стремятся отразить в рисунке только те предметы, которые произвели на них сильное впечатление. А процесс изображения, эмоционально не затрагивающих объектов и явлений, т.е. клубочек, дождик и т.д.) лишен для детей смысла, поэтому они и действуют без старания и интереса. Я решила подойти к этому вопросу с другой стороны. Ведь, как бы то ни было, нам следует научить детей держать в руках кисть и карандаш. Я начала с элементарного – с линии. На листе бумаги рисую цветок. Лучше, если он будет не схематичными, а действительно красивым. Над цветком облако или туча. Необходимо уговорить тучку полить цветочек – только уговорить не словами, а с помощью карандаша. Показываю ребенку, как это делается – рисую пару штрихов сама. Когда малыш закончит рисовать - цветок его благодарит за помощь и говорит “если бы не ты, я обязательно завял бы без воды. Спасибо тебе!”.

Вместо цветка можно нарисовать машинку или медвежонка, которые хотят попить или умыться. Вот и получится своеобразная игра с линией и как радуется малыш, когда его благодарит цветок или медвежонок.

Следующие игровые приемы дают возможность детям преодолеть неуверенность в себе, страх перед изображением. Во время этой работы нет детей, которых настигла бы неудача. У всех прекрасный результат! Это игры с гуашью, акварелью – в процессе которых дети узнают и свойства красок; что акварель прозрачна и легко смешивается – получается новый тон. А гуашь ложится толстым слоем. Так в нашей группе поселилась монотипия – попробуйте и вам понравится! Сложите лист пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько цветовых пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте ладошкой. Откройте и всмотритесь – что же получилось? Негритенок! Нет, чудные цветы! Моим детям игра с разноцветными красками очень нравится. Каждый раз, когда они раскрывают лист, слышатся возгласы восторга, удивления.

Еще очень любят мои дети играть с кляксами. На лист бумаги я капаю капли из кисточки, затем мы рассматриваем – на что мои капельки-кляксы похожи. “Смотрите, смотрите, солнышко!”, еще одна капелька упала, еще одна “Ой, цыпленок”. Давайте будем медленно поворачивать и рассмотрим эти капли с другой стороны. “Ой смотрите, цыпленок теперь мне напоминает…, а мне…” А хочешь сделать свою кляксу? Ах, как здорово! Т- с – с, твоя капля хочет рассказать на что она похожа. Ты слышишь? На что? На цветок? На снеговика?”. Вот сколько вместилось в кляксе – целый мир!

А разве не приятно побаловаться ладошками, которые предварительно следует окунуть в цветную гуашь? На ватмане появляются и бабочки и цветы, и рыбки, и осьминожки.

Очень хороши и эффективны эти способы рисования в начале учебного года.

Очень любят мои дети играть с красками – т.е. заниматься кляксограмами, монотипией, ладошками – эти игровые приемы дают возможность детям преодолеть неуверенность в себе, страх перед изображением. Во время таких игр нет детей, которых постигла бы неудача.

Очень оживленно проходят игры – путешествия. Мы ездим, ходим, летаем в гости к Краскам на Цветную полянку. Во время путешествий мы играем в дидактические игры, такие как “Найди по цвету…”, “Раз, два, три, четыре, пять – мы идет цвет искать” и т.д. Королева Кисточка, дядюшка Ау и другие персонажи рассказывают нам художественные сказки, истории.

Например про непослушный красный шар, который в конце превратился в божью коровку, про девочку, большое солнце и маленькие солнышки, про елки синие и желтые. Такие истории помогают детям освоить сюжетное рисование, т.к. в процессе рассказа и поэтапного рисования создается сюжет, правда пока один на всех.

Не забываем мы о пальчиковых играх, которые развивают моторику рук наших малышей, а они их очень любят.

Как-то раз я задумалась, а как еще сделать выполнение заданий более осмысленными и интересными? Ребенку важно знать, что он трудится не напрасно, что-то, что он делает кому-то должно быть необходимо. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми предметы? К счастью, такой мир существует! Это тот удивительный мир, в котором куклы ходят в гости, зайцы и медведи посещают салон красоты, супермаркеты. А еще они обращаются к детям за помощью – если кто-то заболел или какая-то беда – это мир детской игры. Игрушки сразу, с пользой для себя, употребляют все, что нарисовано, наклеено детьми. Так, однажды, когда дети играми в игровом уголке – зазвонил телефон, где мама Жучка жаловалась на то, что щенята бегали на улице, играли, а вы знаете, что там так холодно, а они ели снег и сосульки, а теперь они заболели, а таблетки глотать отказываются. Что делать? Дети советуют, как поступить. В ходе беседы Данилка предлагается построить машину и поехать к щенкам в гости. Когда мы приехали, то Лиза предложила напоить щенят чаем с лимоном, после чего укутать щенят теплым платком. Они пропотеют и поправятся. И мы приступили к приготовлению “чая”. “Щенят много и нас много. Мы справимся”. У меня нашлись стаканчики, вырезанные из альбомных листков. Вместе с детьми “готовим чай” – растворяем коричневую краску в воде, а затем кистью, как бы наливаем чай в стаканчики. Затем чай чуть-чуть остужаем (высушиваем) и вспоминаем, что забыли положить лимон – дорисовываем кружочки лимона. Дети поят щенят, заворачивают и укладывают их спать. Мама Жучка благодарит детей. Вот так мы и играем, а начинаем, как вы поняли с проблемной ситуации.

Вот еще одна ситуация – мы помогали зайчонку Ушастику, который без спроса залез в буфет и уронил все банки с зимними заготовками. Дети помогали консервировать овощи и фрукты на листе бумаги.

А что делать, если пришли в гости соседские котята, а мама Ушастика никого в гости не ждала. Оказывается, как говорит Тося, следует “просто пожарить яичницу”. Вт мы уже и жарим – а пальчиками примакиваем зеленый горошек, желтую кукурузу – кому что нравится. Затем помогаем Зайчихе сервировать стол. Приятного аппетита, котята.

А еще как-то раз заболел наш ежик Фурфунчик. Пришел на прием к доктору Даше. Прописала Даша витаминки, сказала, чтобы Фурфунчик лег в постель, иначе у него будет “пентература”. А ежик ей пожаловался – что дома у него не прибрано, даже воды некому подать, один он живет в норке – нет у него ни друзей, ни семьи. Все вызвались помочь Фурфуне, пригласили остаться в группе “мы тебя вылечим”. А Маринка спрашивает, а с кем останется ежик ночью, кто ему даст лекарство?. А Фурфуня жалуется – у Зайчихи вон сколько зайчат и хомяк не один живет и я хочу, чтобы у меня были друзья. “А мы тебе нарисуем друзей!”. Дети взялись за работу и у Фурфуни появились друзья. А следующий раз для постройки дома для ежика (тесно им стало в старом) ребятишки уже трудились над тележками, т.к. ежата им рассказали, что кирпичики не яблоки и на иголки не накалываются.

Такой цикл игр занятий не только учат детей рисовать, но и помогают определять и развивать сюжет игры. Сюжетные игры становятся разнообразнее.

Дети в нашей группе очень любят играть и в настольный театр. Ставят фигурки, рассказывают сказки, придумывают свои рассказы, истории. Как-то раз играли в “Заюшкину избушку”. И зайчик у нас был, и лисичка, и медведь, и петушок. Но вот одно плохо – как говорит Денис: “Зайчишка живет в лесу, а у нас нет деревьев – надо их нарисовать”. Дети на полосе обоев изобразили стволы, а крону мы сделали мятой бумагой, макая ее в краску. Дети станут Чудный лес у нас получился, а сказку мы потом ребятам из других групп показывали. Игровые приёмы, о которых я рассказала, способствуют и развитию воображения, мышления. Катя вместо одного Колобка нарисовала четырех, а когда я ей сказала, что Колобок был один, то услышала на это “Поэтому Вашего Колобка и съела лиса, а моих она испугается и убежит” и спокойно принялась дорисовывать травку.

Впереди нас ждет ещё много интересных дел, но уже сейчас я вижу, насколько помогает игра раскрепостить старше, игры разнообразнее и я радуюсь, когда вижу, как смело, они берутся за работу.

Художественная деятельность ребенка станет более успешной, если мы, взрослые будем оценивать ее положительно, не сравнивать с другими работами и не говорить получился рисунок или нет, а отличать индивидуальную манеру выполнения.

Видя увлечённость детей и родители стали проявлять интерес к нашей деятельности . И теперь наши родители знают, что нужно делать, какие условия создавать, чтобы ребёнок проявлял инициативу, не боялся высказывать своё мнение, знал, что его всегда поймут. Ведь это так несложно. Итак:

  1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
  2. У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, красках и бумаге.
  3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике.
  4. Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте попросить прокомментировать их.
  5. Следует предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить и говорить с ним обо всем, что он любит рисовать.

Стараюсь донести до родителей ту мысль, что через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.

Моя попытка соединить игру и ИЗО, на мой взгляд, оказалась успешной. Дети стали более раскованными в рисовании. Самое главное у них пропал страх перед изображением, а, значит, есть пространство для проявления фантазии и творчества.

Предлагаю вашему вниманию несколько сценариев игровых занятий. Уверена, что они помогут вам в практической деятельности (Приложение 1).