Цели и задачи:
- Развивать творческие способности учащихся, дать направление их эстетическому восприятию мира. Развивать пространственное мышление, образное представление и воображение.
- Прививать навыки и умения работы в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приёмами работы. Воспитывать аккуратность и настойчивость в работе.
- Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, учить логически мыслить, осознавать виденное.
- Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.
- Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Девиз урока:
“Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”
Оборудование:
- Грамзапись “Голоса птиц”, “Птичий дом” - музыка Д.Кабалевского, “Скворцы” - стихотворение
- Репродукция картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.
- Скворечник.
- Гнездо малиновки.
- Иллюстрации картин перелётных птиц и их гнездовий: скворца, грача, стрижа, кукушки и др..
- Выставка книг о птицах.
- Выставка детских рисунков.
- Маска головы скворца.
- Таблица “Рисование птицы”.
- Кисти, краски, цветные карандаши, листы белой бумаги, стаканчики для воды.
- Запись на доске девиза урока, строчек из стихотворения.
- Сценка “Птицы прилетели”.
- Газета “Бийский рабочий” с рубрикой “Окно в природу” о прилёте птиц весной.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Звучит грамзапись весенней музыки - “Песня жаворонка”.
2. Сценка “Птицы прилетели”.
(Выходит мальчик, одет в пальто, Галошах, шапке.)
Мальчик
Идут куда-то облака…
И ручейки бегут!
И, распустив волосики,
Стоят девчонки-сосенки,
И, растопырив пальчики,
Глядят кусты, как мальчики!
Они бы тут не ждали, если бы могли,
Как бы побежали,
Да ноги приросли…
Выбегают две девочки: Девочка и Солнышко, читают стихи.
Девочка
- Знаете что, снимите пальто!
Солнышко
- Ваши галоши снимите тоже!
Девочка
- А то, знаете что? Они надоели.
Солнышко
- Знаете что? Дни потеплели!
Девочка
- Знаете что? Они прилетели.
Солнышко
- Знаете что? Они просвистели!
Девочка
- Знаете что? Снимите пальто!
Девочка и Солнышко помогают мальчику снять галоши и пальто.
Мальчик
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
3. Вводная беседа:
(Читаю стихотворение о весне.)
Кто прошёл так тихо – тихо?
Ну, конечно, не слониха.
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
Дождь идёт – стучит по крыше.
Ход часов мы тоже слышим.
У часов обычный шаг:
Тик-так, тик-так.
Но никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И конечно, и конечно, поутру
Порою вешней
Вы услышать не могли,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
Кто там выглянул молчком
Кверху белым колпачком?
Смотрят заяц и зайчиха,
Как подснежник вышел тихо.
И повсюду – тишина.
Это так, а не иначе.
Это значит, это значит –
Тише всех пришла Весна.
- Ребята, кто из вас может прочитать стихи о весне?
(Дети читают стихи о весне по выбору.)
- Слушание грамзаписи стихотворения “Жаворонок”
Учитель
- С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы. (Читаю записанное на доске стихотворение.)
И кажется, весна сама в разведку
Послала птицу, и, пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.
- Вслед за грачами прилетают скворцы.
(Появляется “скворец”.)
Скворец
Здравствуйте, ребята!
Вы меня узнаёте?
А тем, кто меня не узнал,
Разрешите представиться:
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня …(Дети угадывают.)
(скворец)
Верно! Вы угадали.
Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.
Из года в год, из века в век живу я там,
Где живёт человек.
Селюсь с колхозником рядом,
Слежу за его полем и садом –
Очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек и жучков.
И поэтому,
Я не просто скворец, а скворец-молодец!
Учитель
- Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травкой, - вот и его гнездо.
Вслед за ними – ласточки.
- Гнёзда у птиц очень разнообразны.
У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбель, в которой выкармливаются беспомощные птенцы.
- Например, птица иволга строит вот такой гамачок для детишек.
(показ картинок)
- Грач строит своё гнездо на вершине дерева. Также просто устраивают свои гнёзда ближайшие родственники грача – вороны и галки.
- Есть птицы, которые не гнёзда вьют, а норки роют.
Как, например, ласточки-береговушки.
- К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться.
- День прилёта птиц – весенний праздник школьников
Его называют День птиц.
- К этому дню ребята вместе с взрослыми делают скворечники и развешивают их на деревьях. (Показываю скворечник.)
- Кто из вас готов встречать птиц? И делает дома скворечник? (Ответы детей.)
- Молодцы!
Только не забудьте их развесить на деревьях на высоте 3-5 метров от земли,
- Долгожданная весна!
После суровых и хмурых зимних дней тёплое солнце разбудило заспавшуюся природу.
- Много зависит от хода весны.
Про весну говорили:
Коли грачи прямо на гнёзда летят – дружная весна.
По весне делались и долгосрочные прогнозы:
Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.
Грачу посвящено множество пословиц и поговорок, примет и поверий.
После прилёта грачей весна изо дня в день набирает силу.
Увидал грача – весну встречай.
И советовали:
Если грачи сели на гнёзда – через три недели можно сеять хлеб.
- В городской газете “Бийский рабочий” регулярно выходит рубрика “Окно в природу”, где печатаются статьи о природе и природных явлениях.
Сегодняшняя рубрика посвящена прилёту птиц.
(Зачитываю небольшой отрывок.)
4. Знакомство с картиной А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.
- Что показано на картине?
- По каким признакам можно видеть, что изображено начало весны?
- Нравится ли вам картина?
- Что можно услышать, глядя на картину?
(Шум, крик, гвалт птиц.)
- Послушайте, как описали картину “Грачи прилетели” писатели Георгий Скребицкий и Вера Чаплина.
(Читаю рассказ.)
- Первыми к нам прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже важно расхаживают по дорогам – чёрные, белоносые.
Выберут грачи парк или рощу и начнут гнёзда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнёзд ломают. Старые гнёзда чинят, новые вьют.
А вечером сядут у своих гнёзд и спят до утра. А утром снова за работу!
Спешат грачи! Пора выводить птенцов.
Грачата – самые ранние птенцы. Ещё на деревьях листья не распустились, а малыши уже кричат, есть просят.
(Включаю грамзапись “Голоса птиц” - крик, голоса птенцов.)
5. Беседа
- Каких птиц вы видели?
- Какова окраска оперенья этих птиц?
- Какого они размера?
- Какую пользу приносят птицы?
- Зачем надо бережно относиться к ним, заботиться о них?
- Обратите внимание на то, как художники-анималисты рисуют животных и выразительно передают разнообразие форм, гармоничность линий представителей мира пернатых.
(Образное рассматривание разных видов птиц.)
ВЫВОД
- Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.
Синица съедает за сутки столько насекомых, сколько весит сама.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, улиток и жуков.
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день до 400 червей, вредителей растений.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Кроме того, многие птицы – щеглы, овсянки, зеленушки, жаворонки и другие склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.
Многие птицы – санитары.
Вороны, галки, сороки, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей Родины.
- Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города.
- Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Нас много, ребята!
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас!
6. Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать на уроке? (Ответы детей.)
Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать птицу грача.
Вам нужно будет выполнить обобщённое изображение птицы.
- Ребята, как мы выберем положение листа: вертикально или горизонтально?
(Высказывания детей.)
Вывод:
Птичка у нас вытянута, поэтому лист лучше взять горизонтально.
А сама птичка должна находиться посередине листа, чтобы было расстояние со всех сторон.
7. Объяснение задач урока.
- Чтобы вы смогли красиво и быстро выполнить рисунок птицы, вспомним последовательность рисования предметов сложной от общего к деталям:
(Показываю на доске набросок рисунка грача.)
- Проведение наклонной линии, определяющей общее пространственное положение туловища птицы:
- Определение длины и толщины туловища, размера головы, хвоста, положения лапок:
- Уточнение характера формы птицы:
8. Обзор таблицы “Рисование птицы”.
9. Самостоятельная работа учащихся.
(под фонограмму весенних мелодий)
10. Выставка работ учащихся.
11. Обзор выставки книг о птицах.
ИТОГ УРОКА
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали?
- Чему вы научились?
- Что запомнили?
ПРОСЬБА
Музыка А.Пахмутовой
Слова Р.Рождественского
Раненая птица в руки не давалась
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц –
не небо!
А море без рыб –
не море!
И земля без зверей –
не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье.
Припев:
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться –
Пусть расправит крылья раненая птица!
Припев: