Педагог: Скрябин и Рахманинов… Два крупнейших музыканта рубежа веков.
Они были почти погодки. По рождению принадлежали к одному и тому же военно-интеллигентно-дворянскому кругу, жили в Москве, вращались в одном и том же музыкальном мире, учились у одних и тех же профессоров в той же Московской консерватории; творчески работали в одной и той же области – оба композиторы и пианисты. И, несмотря на это, трудно представить себе две натуры, столь противоположные, как Рахманинов и Скрябин. Всю жизнь они имели очень мало общего друг с другом, редко встречались, никогда не дружили…
В течение сегодняшнего урока мы попытаемся сравнить личности композиторов, коснемся творческого наследия.
А начнем с того, что вспомним имена тех музыкантов, у которых учились Скрябин и Рахманинов.
1 ученик: Поступив в Московскую консерваторию, Скрябин и Рахманинов учились у Н.С. Зверева, педагога, бравшего способных учеников на полный пансион.
2 ученик: На старшем отделении консерватории – по классу свободного сочинения у А.С. Аренского, по классу контрапункта – у С.И. Танеева.
Педагог: Обратите внимание на даты, написанные на доске. Опираясь на составленные нами биографические таблицы, давайте вспомним, что скрывается за каждой из дат (опрос учащихся):
1882 – Скрябин поступает в Московский кадетский корпус;
1873 – год рождения Рахманинова;
1888 – Скрябин поступает в Московскую консерваторию;
1885 – Рахманинов поступает в Московскую консерваторию;
1892 – Рахманинов заканчивает консерваторию по классу композиции; создает Прелюдию до-диез минор;
1900 – Скрябин создает “Первую симфонию в шести частях;
1909 – Рахманинов написал Третий фортепианный концерт;
1911 – год создания “Прометея” Скрябиным;
1917 – Февральская и Октябрьская революция, отъезд Рахманинова с семьей за границу;
1913-1915 – Скрябин работает над “Предварительным действием” для большого симфонического оркестра, ф-но, органа, хора, солиста, со строкой luce.
1940 – Рахманинов создает свое последнее сочинение – “Симфонические танцы”.
Педагог: Сейчас я буду зачитывать высказывания самих композиторов или современников, а вы попробуйте определить, о каком композиторе идет речь:
1. Современники называли его “божеством в трех лицах”. Он поражал многогранностью своего дарования: композитор, пианист, дирижер. (Рахманинов)
2. Еще в юности он говорил, что ему не интересно все обыденное, повседневное, что его влечет только особенное, чрезвычайное, экстатическое. Позже он так определил две основные сферы своего творчества: высшая грандиозность и высшая утонченность.
…Он непоколебимо верил, что искусство способно преобразить жизнь. Этой верой проникнуты все его произведения, особенно последнее – незавершенная Мистерия. (Скрябин)
3. “Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды”. (Рахманинов)
4. “Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире. Я не в состоянии отказаться от старого стиля письма и не приемлю новый…Я всегда чувствовал, что моя собственная музыка и мое отношение ко всякой иной музыке оставались духовно одним и тем е, неизменно подчиняясь стремлению творить прекрасное”. (Рахманинов)
5. Этому композитору была близка идея синтеза искусств. В одной из его симфонических поэм она выразилась в слиянии музыки и света, в другом произведении должны были соединиться слово, музыка, пение, танцы, шествия, симфония ароматов, необыкновенные световые эффекты. (Скрябин)
6. “Лишившись родины, я потерял желание сочинять”.
(Рахманинов)
7. Он был в общем молчалив, о своей музыке совсем не говорил. Проявлял скромность, которая как-то совсем не вязалась с его мировым именем. Незаконченных сочинений никогда не показывал. Внутренний мир свой либо никому не раскрывал, либо только очень близким людям…Чувствовалась какая-то странная неуверенность, чуть ли не робость, непонятная в таком большом музыканте, вдобавок при жизни блистательно прославленном.
(Рахманинов)
Педагог: Личность какого композитора вам более импонирует? Кто вам наиболее близок?
Обмен мнениями.
Педагог: Мы переходим к творческому наследию композиторов.
Задание 1: работа с карточками. Распределить названия произведений в связи с их принадлежностью Скрябину и Рахманинову*; (Предлагаемый перечень произведений: Скрябин – этюд ре-диез минор, “Мечты”, “Прометей”, “Поэма огня”, “Божественная поэма”; Рахманинов – прелюдия до-диез минор, “Утес”, “Алеко”, музыкальные моменты, “Скупой рыцарь”, “Колокола”, “Весна”, Второй концерт, “Всенощное бдение”, Рапсодия на тему Паганини, “Симфонические танцы”.)
2. Давайте вспомним, в каких жанрах работали композиторы? есть ли общие жанры творчества?
3 ученик: Скрябин писал сонаты, поэмы, этюды, мазурки, ноктюрны – для фортепиано; симфонии, поэмы – для оркестра.
4 ученик: Рахманиновым были написаны 3 оперы, вокально-симфоническая поэма “Колокола”; для оркестра: 3 симфонии, “Симфонические танцы”; 4 концерта для фортепиано с оркестром; для фортепиано: сонаты, этюды-картины, музыкальные моменты, романсы…
5 ученик: Оба композитора работали в жанре прелюдии, этюда, сонаты для фортепиано, а также симфонии.
Педагог: А сейчас попробуем вступить в диалог с композиторами с помощью их музыки. Представьте: вы идете по улице, а навстречу вам идет человек (изображает медленно идущего человека, плечи которого опущены, голова понурая). Можно по походке определить, как чувствует себя этот человек? Какое у него настроение, о чем он думает?
Учащиеся соглашаются.
Педагог: А если он идет так (идет пружинистой походкой, голова вскинута)?
Учащиеся вновь соглашаются.
Педагог: Глядя на идущего человека, мы можем почувствовать его внутреннее состояние, его настроение. Мы начинаем видеть не только глазами, но и сердцем. Давайте настроим свои сердца и постараемся почувствовать человека, который оставил нам следующее звуковое письмо о себе (раздает ноты Прелюдии Скрябина ор.11 №4, ми-минор)
Звучит прелюдия №4
Что вы можете сказать об этом человеке?
Ответы учащихся: …он пережил трагические дни в своей жизни… одинок (был), жизнь его давит…
Педагог: Скажите, а пытается ли этот человек вырваться из сетей обстоятельств?
(наигрывает третью фразу мелодии)
Учащиеся: Да: мелодия словно пытается подняться, ощутить свою свободу…
Педагог: Но смог ли он справиться с обстоятельствами (наигрывает четвертую фразу и окончание (на гармонии каданса))?
Ответы учащихся: …вряд ли…скорее всего, нет…обреченность какая-то…
Педагог: Но ведь жизнь состоит из разных дней, и о характере человека нельзя судить по настроению одного дня его жизни. Давайте обратимся к еще одной звуковой странице жизни композитора:
Звучит этюд №12
Что вы теперь можете сказать об этом человеке?
Учащиеся: …музыка рвется вперед, словно призывая… это целеустремленный, мужественный человек.
Педагог: В этой музыке есть порыв, стремление и взволнованность, вы правы.
Героические и драматические интонации перемешиваются. А как вы думаете. Прослушав два произведения, какая главная черта в характере этого композитора?
Учащиеся: Главная черта – это мужественность, целеустремленность.
Педагог: Этот человек верит в победу над трудностями, в победу жизни над смертью?
Учащиеся соглашаются.
Педагог: А как называют таких сильных духом людей?
Учащиеся: Оптимистами!
Педагог (читает): “Оптимист – это человек, переживший отчаяние и сумевший его преодолеть”. Да, мы можем назвать этого композитора оптимистом, и эта его жизненная позиция прекрасно просматривается в прослушанных произведениях. а как вы думаете, в какое время жил этот композитор?
Мнения учащихся.
Это время грядущих перемен, “прорыв духа к свободе и жизни”. Назовите имя этого композитора.
Учащиеся: Скорее всего, это Скрябин.
Педагог: Верно. Этого композитора называли, как Максима Горького, “буревестником революции”, и его имя Александр Скрябин.
И в заключении урока я предлагаю вашему вниманию два незнакомых вам фрагмента из оркестровых произведений Александра Скрябина и Сергея Рахманинова.
Задание 1. Послушать музыкальные фрагменты и попробовать определить, личности, внутреннему миру какого композитора соответствует характер звучания первого и второго фрагментов;
Задание 2. Зафиксировать впечатления, ощущения от прослушанной музыки.
(звучат фрагменты первых частей “Симфонических танцев” и “Божественной поэмы”)
Обмен мнениями с учащимися.
Заключительные слова педагога.
Литература:
- Аверьянова О. Отечественная музыкальная литература ХХ века. – М.: Музыка, 2001.
- Бэлза И. Александр Николаевич Скрябин. – М.: Музыка, 1982.
- Великович Э. Великие музыкальные имена. – С.-П.: Лань, 2002.
- Енукидзе М. Русская музыка конца 19 – начала 20 века. – М.: Росмэн, 2004.
- Маслова Л. Педагогика искусства: теория и практика. – Новосибирск: Издательство Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997. – с.20-22.
- Никитина Л. История русской музыки. Популярные лекции. – М.: Изд. центр “Академия”, 2000.
- Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. – М.: Классика-ХХ1, 2000.
- Соколова О. Сергей Васильевич Рахманинов. – М.: Музыка, 1982.