ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Раздел: Искусство Возрождения
Тема урока: Великий юбиляр Леонардо да Винчи
Тип урока: интегрированный
Цель урока: познакомить учащихся с многогранным талантом Леонардо да Винчи, сделав акцент на литературном наследии – сказках, легендах, притчах.
Задачи урока:
1) создание атмосферы, созвучной произведениям великого художника;
2) реализация идеи свободного творчества (сценарная работа, постановочная деятельность);
3) соединение на уроке различных видов искусств (живопись, литература, театральная постановка)
Т. С. О.: аудиомагнитофон, видеомагнитофон
Наглядные пособия: репродукции картин, выставка книг, комплекты открыток
СОДЕЖАНИЕ УРОКА:
1. Вступление: краткая характеристика эпохи Возрождения
2. Знакомство с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи. Детские годы. Склонность к изучению наук, живописи, музыки. Обучение в живописной школе Андреа Вероккио. (Возможен просмотр фрагмента видеофильма)
3. Многогранность таланта Леонардо да Винчи: проявил себя в различных областях искусства: как музыкант, писатель, поэт, архитектор, математик, физик, ботаник, анатом (опрос учащихся) и, конечно – как великий художник. (Возможен просмотр фрагмента видеофильма о знаменитой картине “Джоконда”)
4. “Тайная вечеря” - одно из величайших произведений живописи всех времен. Чтение Библии (Матфея 26: 14-25)
5. Мадонны Леонардо в Эрмитаже (возможен просмотр фрагмента видеофильма). Задание учащимся: сравнить изображения Богоматери на иконах и в картинах Леонардо.
6. Литературное творчество Леонардо: сказки, легенды, притчи; работа несколько лет над составлением толкового словаря живого разговорного тосканского диалекта. Показ учащимися театрализованной притчи “Камень и дорога”.
7. Заключение. Чтение одной из последних записей Леонардо и проникновенной легенды “Лебедь”.
Педагог: Давайте заглянем в книгу жизни человечества, а именно в те страницы, которые посвящены эпохе Возрождения. Вот что говорит об этом времени энциклопедия:
“Возрождение, Ренессанс (франц. ) – исторический период в истории Западной Европы, приходящийся на XIV-XVI века.
В истории искусства термин “Возрождение” применяется в архитектуре и в изобразительных искусствах стран Западной Европы 15-16 веков (и прежде всего, Италии, передовой страны того времени).
К раннему Возрождению (XIV-XV вв. ) относится творчество живописцев Джотто, Мазаччо, скульптора Донателло; к Высокому Возрождению принадлежат творения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля…
15 апреля исполнилось 550 лет со дня рождения Леонардо да Винчи.
Что мы знаем о нем? Это выдающийся художник, скажете вы. Но на самом деле – это бездна талантов. Русский художник Василий Николаевич Яковлев писал о феномене Леонардо: “Этот гениальный человек является гармоничным сочетанием всех областей (живопись, инженерное искусство, архитектура, музыка, наука): как солнечный свет, в котором воедино сливается все богатство оттенков спектра”.
2. Детство. Давайте познакомимся поближе. Леонардо родился 15 апреля 1452 года в тосканском городе Винчи близ Флоренции. Он был внебрачным сыном местного нотариуса и молодой крестьянки, умершей несколько лет спустя после появления ребенка на свет.
Уже в детстве Леонардо настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в тупик преподавателей. Увлекался рисованием, лепкой, прекрасно играл на лире. В нем рано пробудилась любовь к природе. Часто, забыв про шумные мальчишеские забавы, он без устали бродил по окрестным лесам и лугам; вслушивался в незнакомые голоса земли, старался разгадать тайну жизни камней, растений и животных…
Однажды отец отнес рисунки Леонардо своему давнишнему другу Андреа Вероккио. Тот изумился и сказал, что мальчик непременно должен посвятить себя живописи. В тринадцатилетнем возрасте Леонардо поступил учеником во Флорентийскую мастерскую Вероккио. Очень скоро ему было суждено затмить своего учителя.
(просмотр видеофильма)
3. Многогранность таланта. Находясь во Флоренции, Леонардо кроме живописи, изучал все доступные по тому времени науки.
В те годы флорентийские художники редко оставались подолгу на родине. Леонардо, который также не находил достаточного применения своим способностям во Флоренции, ищет покровительства миланского герцога Людовико Моро. В 30-тлетнем возрасте он пишет герцогу письмо, в котором сообщает о том, на что способен. Это письмо может показаться бредом сумасшедшего, потому что один человек не в состоянии исполнить обещанного. А между тем, в нем нет ни одного слова самохвальства, а только твердое убеждение в своих силах:
1. Я знаю способ делать мосты, в высшей степени легкие и удобные для переноски, посредством которых можно преследовать, и даже обращать в бегство врагов; и другие надежные мосты, неповредимые в огне и битве, легкие и удобные для подъема и перекидывания. Я знаю способы предавать огню и разрушать мосты врагов.
2. На случай осады какой-нибудь местности, я знаю способ осушить рвы и делать различные мостки со ступенями другие орудия, пригодные для осады.
3. Я знаю способы делать пушки, очень удобные и легкие дл передвижения, которыми можно метать, подобно буре, мелкие камни, и дым которых нагоняет страх на врагов, причиняя им урон и вызывая смятение.
4. Я знаю способы прокладывать не производя ни малейшего шума подземные ходы, узкие и извилистые, на случай, если бы понадобилось идти под рвами или под какой-нибудь рекой.
5. Я делаю закрытые повозки, надежные и неповредимые. Врезавшись в среду врагов, повозки эти, со всей артиллерией могут разомкнуть какое угодно количество вооруженных людей.
6. В случае, если дело происходит на море, я знаю множество орудий, в высшей степени пригодных для нападения и обороны, и суда, выдерживающие самую жесткую пальбу и вещи, производящие дым.
7. В мирное время надеюсь быть в высшей степени полезным по сравнению с кем угодно – в архитектуре, в сооружении публичных и частных зданий, и в проведении воды из одного места в другое.
Могу работать в качестве скульптора над мрамором, бронзою и глиною, также в живописи могу делать все, что только можно сделать по сравнению с кем угодно.
Давайте заглянем в каждую грань многостороннего таланта Леонардо.
1 ученик: Я перечислю лишь некоторые из его изобретений: стекла для усиления света лампы, водолазный шлем, вертолет, аэроплан и парашют – результаты занятий воздухоплаванием, паровая пушка, шариковый подшипник, винторезный и строгальный станки, токарный станок, переносной разборный мост, велосипед.
2 ученик: О географических познаниях Леонардо свидетельствует тот факт, что в Лондонском музее хранится начертанная им под руководством его друга Америго Веспуччи первая карта Нового Света – Америки. Написал книги о регулировании рек, чтобы они сохраняли свои берега, о том, что Земля есть светило.
3 ученик: Леонардо усовершенствовал флейту. Наиболее совершенным музыкальным инструментом, который он изобрел, является виола. Вместо смычка по струнам скользила бычья жила, растянутая между двумя колесами, наподобие придворного ремня. Беспрерывное касание тянущейся ленты-смычка придает звучанию слитность.
4 ученик: От природы Леонардо был наделен богатырской силой и без труда гнул подковы и железные прутья. Ему не было равных в фехтовании, а как наездник он мог усмирить любого норовистого скакуна.
5 ученик: Он превосходно играл на лютне, скрипке, арфе и в кругу друзей любил импровизировать, подбирая музыку к своим сонетам и мадригалам. Леонардо обладал чарующим голосом, недаром его звали “сладкоголосым Орфеем”.
6 ученик: Леонардо был большим мастером того что мы называем кроссвордами, составляя музыкальные, словесные и рисованные ребусы – интеллектуальные забавы для дам и кавалеров, коротавших в его обществе вечера.
Педагог: Современники с неодобрением относились к его научным занятиям. Они укоряли мастера за “забвение интересов живописи”. Но это было не отступничество, а глубокая потребность. Так, изучая оптику и законы отражения и преломления света, Леонардо разработал метод так называемой “дымчатой светотени”, придававшей неповторимую поэтичность его шедеврам.
Но для современников многое в этом человеке оставалось непостижимым, таинственным, как загадочная улыбка на устах его Джоконды.
(просмотр фрагмента видеофильма “Всемирная история живописи”)
4. “Тайная вечеря” (1495-1497). Это библейское событие послужило сюжетом для написания одного из величайших творений Леонардо, которому на момент написания картины было 45 лет. До нас она дошла в полуразрушенном виде. Эту композицию художник писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария дель Грацие. Леонардо произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что вызвало ее быстрое повреждение. Монастырь находился в низине и его часто заливало. А затем, в 1796 г. дело завершили солдаты Бонапарта, устроившие там конюшню.
Но даже в полуразрушенном виде картина производит неизгладимое впечатление…
… Иисус покорен своей судьбе. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук прекрасно передают это. Фигура Иисуса – центр композиции. Чувствительный Иоанн – любимый ученик Христа – опустил глаза. Страстный Петр схватился за нож, готов броситься на злодея. Слева – преданный Андрей – остолбенел от ужаса. Фома сомневается.Вглядитесь в их позы и вы увидите, какие разные чувства и переживания сумел передать художник в одном произведении.
5. Мадонны Леонардо в Эрмитаже.
(возможен просмотр видеофильма “Великие мастера”)
А теперь мы перенесемся с вами в Санкт-Петербург, в Эрмитаж. Когда Леонардо писал Мадонну с цветком (Бенуа), ему было 26 лет. Это хронологически первая Мадонна, образ которой лишен видимой святости. А теперь давайте внимательно всмотримся в мадонн Леонардо.
Мадонна – это Богоматерь. Похоже ли изображение на икону? Мадонна Бенуа – веселая, с ласковой улыбкой. Счастливая молодая мать, одетая и причесанная по моде XV века, играет со своим ребенком. Вся сцена кажется взятой из жизни.
Мадонна Литта кормит младенца молоком. Это самая близкая связь матери и ребенка. Не зря говорят – впитан с молоком матери. Удивительно тонкая, светлая красота…6. Литературное творчество Леонардо да Винчи. А теперь давайте обратимся к чарующему миру сказки. Ее любят и взрослые, и дети, а в лице добрых мудрых сказочников мы обретаем верных друзей. С одним из сказочников мы знакомимся впервые. Его имя – Леонардо да Винчи.
Сочиненные им притчи, легенды и сказки принесли ему при жизни не меньшую известность, чем картины. До сих в итальянских деревнях рассказывают некоторые сказки Леонардо, давно ставшие народными.
К настоящему времени рассеянные по всему свету богатейшее рукописное наследие Леонардо собрано воедино и насчитывает свыше 7000 листов.
Леонардо ревностно оберегал записанные им самим мысли, наблюдения и заметки от постороннего глаза. Он даже придумал особую систему тайнописи, вписывая одну строчку в другую, или применяя графические знаки и символы. Чаще всего он писал справа налево, так что написанное можно прочитать только с помощью зеркала.
Немногим более 20 лет назад сказки и легенды Леонардо впервые увидели свет отдельным изданием, в которое вошли более ста произведений.
Примечательно, что столь ценное литературное наследие было осуществлено старейшим флорентийским издательством “Джунти”, которое в свое время пользовалось услугами нотариальной конторы отца Леонардо. Сам Леонардо никогда не домогался издательских лавров, однако долгие годы работал над составлением толкового словаря живого разговорного тосканского диалекта, послужившего основой итальянского литературного языка.
Сказки Леонардо необычны. Их герои – звери, птицы, рыбы, растения, камни – наделены даром речи и способностью оценивать свои и чужие поступки, которые ничем не отличаются от поступков людей. Одну из таких сказок-притч мы с вами сейчас расскажем:
(исполняется театрализованная притча “Камень и дорога”)
Жил-был на свете большой красивый камень. Протекавший мимо ручей до блеска отполировал его бока, которые так и сверкали на солнце.
Но со временем ручей высох, а камень продолжал лежать на пригорке. Вокруг него было раздолье для высоких трав и ярких полевых цветов.
Сверху камню хорошо была видна пробегавшая внизу мощеная дорога, по обочине которой были свалены в кучи голыши и булыжники.
Оставшись в одиночестве без привычного журчания веселого ручья, камень все чаще стал с тоской поглядывать вниз на дорогу, где всегда царило оживление. Однажды ему сделалось так грустно, что он не выдержал и воскликнул:
- Не век же мне вековать одному! Что проку от трав и цветов? Куда разумнее жить бок о бок с моими собратьями на проезжей дороге, где жизнь бьет ключом.
Сказав это, он сдвинулся с насиженного места и стремглав покатился вниз, пока не очутился на дороге среди таких же как он камней.
Кто только не проходил и не проезжал по дороге! И колеса повозок с железными ободьями, и копыта лошадей, коров, овец, коз, и щегольские сапоги с ботфортами, и подбитые гвоздями крепкие крестьянские башмаки.
Камень оказался в дорожной толчее, где его грубо отшвыривали в сторону, топтали, крошили, обдавали потоками грязи, а порою он бывал выпачкан коровьим пометом.
Куда девалась его былая красота! Теперь он с грустью посматривал вверх на пригорок, где когда-то мирно лежал среди благоухающих цветов. Ему ничего более не оставалось, как тщетно мечтать о возврате утраченного спокойствия и одиночества. Не зря говорят: “Что имеем не храним, потерявши – плачем”.
Педагог: Свой последний час Леонардо встретил мужественно и величаво, словно подтверждая одну из последних записей в своих тетрадях: “Подобно тому, как разумно и дельно проведенный день одаривает нас безмятежным сном, так и честно прожитая жизнь дарит нам спокойную смерть”.
Эти слова, в свою очередь, подтверждает одна из последних легенд – “Лебедь”:
(звучит музыка Аве Мария Шуберта)
Наклонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело словно в зимние холода.
Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью.
Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу. И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни.
Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под сенью которой любил, бывало, пережидать летний зной.
Опустился вечер и закат окрасил в пурпур воды озера.
В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле…
- Лебедь поет, - прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя.
Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца.
Педагог: Закончить наш урок – своеобразную дань памяти великому юбиляру – позвольте словами ученика Леонардо, художника Франческо Мельци. Глубоко опечаленный смертью учителя, он писал: “…пока буду жив, я буду постоянно чувствовать это горе, горе, которое должны разделять все люди, потому что не во власти природы создать еще одного такого человека…”
Литература:
- Алпатов М. Немеркнущее наследие. – М. : Просвещение. 1990.
- Дмитриева Н. Краткая история искусства. Вып. 1. – М. : Искусство, 1985.
- Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 2000.
- Леонардо да Винчи. Сказки. Легенды. Притчи / под ред. Г. Мурадалиевой. – Л. : Детская литература, 1983.
- Маневич И. Сказка о художнике и его тайне. М. : Белый город, 2002. 6. Ротенберг Е. Искусство Италии. – М. : Искусство, 1974.
- Художественная галерея, 2004, №7.
Видеоматериалы:
- Великие мастера. Леонардо да Винчи. – Союз-видео, 2000.
- Всемирная история живописи. Часть 1. – 2000.