Физический праздник "И мир становится теплее…"

Разделы: Физика


Урок-игра по физике для учащихся 8 классов с использованием мультимедийного проектора.

Для игры класс необходимо разделить на две или более команды по усмотрению учителя. Можно также по этому сценарию провести соревнование между классами. Если учителю самому трудно в процессе игры оценивать достижения команд, то в жюри можно пригласить старшеклассников или других учителей. Игра сопровождается показом презентации Приложение1.

Слайд 1.

Внимание, внимание! Физический праздник начинается!!!

На праздник к нам пришли команды (представить команды). В празднике участвуют зрители, и за всем следит внимательное жюри.

Конкурс 1. Будьте внимательны!

Смотрите и запоминайте!

Идёт погружение в физический океан!

Команды в течении 1 минуты будут иметь возможность посмотреть на фотографии физических приборов. Смотрите внимательно!Запоминайте все детали!После чего вам нужно будет ответить на некоторые вопросы.

Слайд 2.

(Слайд через 1 минуту автоматически переключится сам и появится слайд 3 с вопросами)

Ответьте на вопросы:

  • Перечислите приборы, которые вы видели на рисунках!
  • А каковы были показания приборов?

(Команды отвечают)

Подведение итогов 1 конкурса

Слайд 4.

Конкурс 2. Прогулка по свежему воздуху !

Перед вами 7 названий и фотографий явлений природы. Я задаю вопрос, а вы угадываете, о каком явлении идёт речь.

(При ответе команды, например, могут поднимать карточку с правильным ответом по команде учителя “отвечаем”, либо записать ответ тайно, а затем прочитать. )

Каждый ответ поясняется дополнительно учителем или детьми.

Вопрос 1.

Наклонил он ветки груш.
Нужен саду свежий душ!!!
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить? (Дождь)

Пояснение к ответу:

На Земле много океанов, морей, рек и ручейков, из которых испаряется вода. Лёгкий водяной пар поднимается вверх на много километров. А на высоте холодно, и из водяного пара образуются капельки воды. Когда капли становятся тяжёлыми, то проливаются на землю дождём.

Вопрос 2.

Лежали тихие снега.
Вдруг как пошла
Крутить пурга!
Всё замело,
Заволокло,
Исчез мой дом,
Моё село. . .
И только снег передо мной
Встаёт
Расплывчатой стеной. (Метель)

Пояснение к ответу:

Метели бывают зимой после выпадения снега в ветреную погоду, когда ветер поднимает с земли лёгкие и пушистые снежинки и несёт их, метёт, как метлой.

А если в солнечный день ветер несёт снег по низу, то такую метель называют позёмка!

Вопрос 3.

Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде.
И яркое солнце играет
В косматой его бороде. (Мороз)

Пояснение к ответу:

Красив морозный зимний день!Цветными искорками переливается снег на солнце, слепит глаза. На окнах появляются узоры, похожие на листья пальмы и папоротника, на диковинные цветы. Их мороз нарисовал с помощью тёплого влажного воздуха, который замёрз на холодном стекле. Людей от тепла спасает тёплая одежда, хотя вы теперь знаете, что не сама одежда нас греет, а воздух, согретый теплом человека, спрятавшийся в слоях одежды.

Вопрос 4.

Лес – в карман,
Поля – в карман
Спрятал
Этот хулиган.
Спрятал копны и стога,
И лужайки, и луга.
Даже солнышко
В карман
Спрятал этот хулиган! (Туман)

Пояснение к ответу:

Туманы в безветренную погоду можно наблюдать в любое время года. Летние туманы благодатные: ягоды, овощи и фрукты наливаются соком. А в туманное осеннее утро на улице сыро и прохладно. В тумане мы идём словно сквозь облако. А это и есть облако, только низко над землёй!

Вопрос 5.

Осторожно шалунишка
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Впергонку с пылью. (Ветер)

Пояснение к ответу:

Над тёплыми морями, над снежными полями, над жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли. То сильнее, то слабее дует ветер. Ветры приносят тепло или холод, развевают над городом столбы пыли, приносят дожди. Ветер может быть другом или помощником, но бывает врагом разрушителем.

Вопрос 6.

Такой большой,
Что занимает весь мир!
Такой маленький,
Что в любую щель пролезет! (Воздух)

Пояснение к ответу:

Воздух – невидимка. Он повсюду. У чистого воздуха нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.

Без воздуха мы бы замёрзли или, наоборот, нас сожгли бы беспощадные лучи солнца.

Что же такое воздух?

Почему нужно беречь леса, сады, травы и цветы?

Вопрос 7.

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А потом пошла искать их днем -
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

Пояснение к ответу:

После захода Солнца земля, трава, листья деревьев начинают остывать, а воздух ещё тёплый. Водяной пар, находящийся в воздухе прикасается к остывающим листьям и траве и оседает на них крохотными капельками. За ночь они сольются в большие капли и утром в солнечных лучах будут сверкать чистые хрустальные капли.

Подведение итогов 2 конкурса

Слайд 5.

Конкурс 3. Хитрые опыты.

Учитель показывает опыт. Команды внимательно наблюдают за происходящим. После чего они должны объяснить суть происходящего.

(Можно провести следующие опыты:

1. В стеклянную бутылку с широким горлом бросить горящую бумажку. Через 5-10 секунд на горлышко бутылки положить сваренное и очищенное яйцо. Все наблюдают, как яйцо втягивается в бутылку.

2. Гвоздь плотно обмотать длинной и тонкой полоской бумаги, внести в пламя спиртовки. Видим, что бумага не горит. Однако если снять бумагу с гвоздя, то в пламени огня она мгновенно сгорает.

3. В коробочку, сделанную из бумаги налить воды и нагревать её в пламени спиртовки. Опустить в воду термометр, что доказывает нагревание воды. Видим, что бумажная коробочка не горит. Однако, если пустую такую же коробочку внести в пламя свечи, то она мгновенно сгорает.

4. На дно пробирки положить кусочки льда (лёд должен быть подкрашен для лучшей видимости), на лёд положить камушек или гильзочку (чтобы лёд не всплыл), налить осторожно в пробирку воды. На спиртовке нагревать верхнюю часть пробирки с водой. Через некоторое время вода вверху пробирки закипит, а лёд внизу пробирки ещё не растаял.

Подведение итогов 3 конкурса

Слайд 6.

Конкурс 4. Поэтические секреты.

(Стихотворения можно заранее дать выучить двум учащимся класса, а также тексты стихотворения можно напечатать для команд. )

Прослушайте внимательно стихотворение. Проанализируйте с научной точки зрения поэтические строки. Подробно расскажите о физических явлениях, которые затрагиваются в стихотворении.

Слайд 7.

Всё – точно в полусне. Над серою водой
Сползает с гор туман, холодный и густой,
Под ним гудит прибой, зловеще разрастаясь,
А тёмных голых скал прибрежная стена,
В дымящийся туман погружена,
Лениво курится, во мгле теряясь.

И. А. Бунин

Слайд 8.

А я всё гладил снег рукой,
А он всё звёздами отсвечивал…
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Он весь как музыка. Он весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег… Не зря в нём есть
Всегда какая-нибудь тайна.

С. Г. Островой

Подведение итогов 4 конкурса

Слайд 9.

Подведение итогов игры.

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, и путь опыта – это путь самый горький.

Конфуций.

Задумайтесь над словами великого мыслителя и выберите свой путь.