Цель урока:
- Уточнение представлений учащихся о звуках Ж, Ш как твердых, развитие умения правильно писать ЖИ, ШИ.
- Закрепить умение выполнять звуко–буквенный анализ слов.
- Отработка каллиграфического навыка.
- Следить за посадкой детей.
- Развивать культуру общения, воспитывать внимание, тренировку памяти.
Ход урока
I. Правила посадки при письме.
II. Работа по теме (с использованием сказочного сюжета):
Ребята! Сегодня мы отправимся на сказочный остров, где происходят чудеса, волшебство. За окнами у нас зима, а мы отправимся на сказочный остров, где присутствует другое время года, а что это за время года, мы узнаем, разгадав этот кроссворд:
Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный? (волк)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы? (белка)
Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище? (кот)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи (собака)
Какие из них домашние животные, а какие дикие? Почему?
(дети читают название времени года в рамочке: лето).
- Правильно, лето!
1. Минутка чистописания.
Отопрем замочек и пропишем правильно и красиво букву л
(дети прописывают букву л в тетрадях)
2. Звуко-буквенный анализ слова лето
Лето – 4 б., 4 зв., 2 гл., 2 согл., 2 слога.
3. Словарный диктант.
Ну, вот мы в сказочной словарной стране! А вот и волшебный сад, который надо миновать, чтобы попасть на сказочный остров. На первой яблоне – на волшебных яблочках растут гласные буквы: о, а. А на второй яблоне – на яблочках растут гласные буквы: и, е.
Здесь зашифрованы словарные слова, нужно правильно срывать волшебные яблочки.
(дети подходят к доске, срывают волшебные яблочки, прикрепляют их).
Запись трех слов в тетрадях детьми, проверка.
(запись по памяти).
Молодцы!
Ну, вот и сказочный остров!
(сообщение темы урока)
Тема нашего урока:
Слова с сочетаниями: жи, ши.
Послушайте сказку:
“Жили-были согласные ж и ш – твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.
(ставлю рядом трех девочек ж, и, ш, которые держатся за руки, и выставляю карточки с сочетаниями: жи, ши).
Физминутка (под музыку).
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1) - Над нами светит волшебное солнышко. Каждый лучик состоит из сочетания:
жи или ши.
(на доске написаны слова)
ланды - ры - ки мы - камы - - раф пру - на
Вместо черточек надо вставить нужный лучик: жи или ши.
2) Составить предложение из слов:
кружатся, Снежинки, воздухе, в.
(дети составляют и записывают).
Подчеркните сочетание: жи
IV. ОБОБЩЕНИЕ.
- У нас в гостях лиса (девочка в костюме лисы). Она тоже учится в лесной школе. У лисы письмо от учащихся лесной школы.
(читаем письмо)
Дорогие ребята!
Очень просим выполнить задание, которое мы вам предлагаем:
Правильно запишите слова и подчеркните в них сочетания жи и ши. Лиса показывает картинки с рисунками, раздает их ученикам. Дети выходят по одному к доске, записывают их и подчеркивают сочетания: жи и ши.
Снежинка, кувшин, ежи, машина, шишка, карандаши, лыжи.
Ребята! А вы знаете, почему лыжи называются так?
Слово лыжи произошло от слова “улизнуть”. Оказывается, они слова-родственники. А в старину слово “лызгать” обозначало “скользить по льду”
Лызнуть – улизнуть – скрыться.
И, выходит, что в самом названии лыжи заключается главное свойство скольжения.
Лыжи слово древнее, появилось около 800 лет назад.
V. – Ну, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Я думаю, что вы всегда будете правильно писать сочетания: жи, ши.
Поурочный балл:
- Волшебная яблонька дарит свои волшебные яблочки тем ребятам, которые хорошо работали на уроке.
Литература
Авторская работа Аксёновой Елены Владимировны – учителя начальных классов средней школы № 26 города Калуги.