Общественный смотр знаний по математике в 6-м классе по теме: "Путешествие в город десятичных дробей"

Разделы: Математика


Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! Уважаемые родители и учителя! Сегодня мы собрались с вами на необычный урок “Путешествие в город десятичных дробей”.

Цель нашего урока:

  1. Систематизировать знания о десятичных дробях.
  2. Умение применять десятичные дроби при решении примеров и задач.
  3. Развивать логику мышления.
  4. Воспитание стремления к взаимовыручке.

Я думаю, что нашим девизом будут слова…

Все учащиеся произносят хором:

“Будем думать
Будем решать
Будем друг другу
Во всем помогать!”

Ученики по очереди читают четверостишия:

Математика повсюду

Математика повсюду
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.

Вот строительство большое
Прежде, чем его начать,
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать,

А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите
Это может нравиться?

Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать.
Но должно быть всем понятно,
Что математику
Нам нужно знать на пять.

Учащиеся прикрепляют на магнитную доску плакаты:

  • “Математика не управляет миром, но показывает, как мир управляется”.
  • “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”.
  • “Тем, кто учит математику,
    Тем, кто учит математике,
    Тем, кто любит математику,
    Тем, кто еще не знает,
    Что может полюбить математику
    Наш урок посвящается!”

Учитель объясняет классу порядок работы на уроке:

Ребята! Сегодня на уроке мы совершим путешествие в город “Десятичных дробей”. Свое путешествие мы совершим на самолетах. У нас с вами 5 экипажей. Командиры экипажей Санников Дима, Бухарин Саша, Куликов Данил, Кокорин Костя и Соловьев Максим. Ваша задача следить за порядком в своих экипажах, за тем, чтобы все работали и все благополучно возвратились. Так как мы летим на самолетах, то первой задачей для экипажей будет “Проверка готовности к полету”.

1 задание: “Найти ошибку”

Каждая команда получает карточку с заданием, решение показывается на доске одним из членов команды с объяснением.

1). 2,56 + 3,7 = 2,93;
2). 31,6 – 1,6 = 15,6;
3). 0,6 • 2,1 = 12,6;
4). 0,274 • 3 = 822;
5) 20,15 : 5 = 4,3.

Наши самолеты к полету готовы. Но в самолетах пассажирам необходимо знать правила поведения. Мы взлетаем и повторяем правила.

2 задание: “Повторяем правила”

Отвечают по желанию, кто первый поднимет руку.

1). Сформулировать правило сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.
2). Сформулировать правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

Только успели повторить правила, а мы уже подлетаем к городу “Десятичных дробей”, но аэропорт по техническим причинам нас не принимает. Поэтому мы будем прыгать с парашютом.

3 задание: “Прыжок с парашютом”

Устный счет. Каждый ученик решает пример. У допустившего ошибку не раскрывается парашют. Его спасают члены команды.

1) 1,67 + 0,3 = ;
2) 6,5 + 5 = ;
3) 0,3 • 0,2 = ;
4) 15,3 : 3 = ;
5) 43,7 : 10 = ;
6) 8,6 • 10 = ;
7) 18,4 : 2 = ;
8) 9,2 – 2 = ;
9) 33,7 : 100 = ;
10) 8,6 – 2,4 = ;
11) 2,84 • 10 = ;
12) 19 – 2,8 = ;
13) 15,5 – 0,5 =;
14) 7,96 – 0,6 = ;
15) 9,3 + 0,7 = ;
16) 5,6 + 7,2 = ;
17) 18,9 • 100 = ;
18) 15,6 • 0,1 = ;
19) 100- 93,5 = ;
20) 0,5 • 2 = ;
21) 14,2 : 0,2 = ;
22) 5,9 + 4,1 = ;
23) 32,7 – 2 = ;
24) 15,2 + 3,8 = ;
25) 16,4 : 4 = .

Очень приятно, что мы все удачно приземлились. Но чтобы продолжить путь необходимо подкрепиться, и мы устраиваем пикник.

4 задание: “Пикник”

Команды получают карточку с задачей, решив которую сообща, показывают решение на доске.

  1. В первый день старик поймал 5,8 кг рыбы, что меньше массы рыбы, пойманной во 2 день, на 1,5 кг. Сколько рыбы поймал старик за 2 дня?
  2. Спица на куполе может выдержать вес 4,7 кг. Царю подарили петушка массой 3,25 кг. Выдержит ли спица, если петушок поправиться на 1 кг?
  3. Геологи 4,5 ч летели на вертолете со скоростью 80 км/ч, затем 2 ч верхом со скоростью 12 км/ч. Какой путь они проделали за это время?
  4. На трех машинах 14,5 т груза. На 1 машине 5,2 т, а на второй на 0,8 т меньше, чем на первой. Сколько тонн груза на третьей машине?
  5. Для столовой куплено 1,5 мешка риса по 0,88 ц в каждом мешке и 3,5 мешка пшена по

0,32 ц в мешке. На сколько центнеров меньше куплено пшена, чем риса?

Вот мы и отдохнули после трудного полета, можно отправляться в путь. Но дороги мы не знаем, поэтому нам нужен проводник.

5 задание: “Ищем проводника”

Мы с вами умеем превращать десятичную дробь в обыкновенную и наоборот, поэтому мы должны найти пару. Все учащиеся получают карточки с десятичной или с обыкновенной дробью. После выполнения задания появляется старшеклассник в костюме проводника.

Проводника нашли, продолжаем наш путь, а для этого решаем примеры.

6 задание: “Трудный путь”

Решаем примеры. В случае затруднений члены команды могут обратиться за помощью к проводнику.

  1. 3,5 : 7 + 2,8 : 0,4 – 0,74 • 5
  2. 30 – 19,56 : (4,2 + 3,95)
  3. 15,3 : (1 + 0,25 • 16)
  4. 10,79 : 8,3 – (5 – 0,56) : 3,7
  5. 2,05 : 5 + (4,9 – 0,8) • 3,2

Примеры решили. Молодцы! Мы незаметно подошли к дворцу королевы десятичных дробей. Королева оказалась очень приветливой и согласилась познакомить нас с историей возникновения своего королевства – Королевства Десятичных дробей.

Выходит старшеклассница в костюме королевы. Она делает сообщение об истории десятичных дробей.

Сообщение:

К десятичным дробям математики пришли в разные времена в Азии и в Европе. Зарождение и развитие десятичных дробей в некоторых странах было тесно связано с метрологией. Уже во II веке до нашей эры десятичный счет распространился на меры массы и объема. Тогда и было создано понятие о десятичной дроби. Если вначале десятичные дроби выступали в качестве метрологических, то позже они по существу стали все более приобретать характер отвлеченных десятичных дробей. Целую часть от дробной стали отделять особым иероглифом – точкой. Более полную трактовку получают десятичные дроби в трудах ученого математика Каши в XV веке. С начала XVII века начинается интенсивное проникновение десятичных дробей в науку и практику. Запятая, как и точка, в качестве разделительного знака была предложена в 1616–1617 г знаменитым математиком Джоном Непером. В России учение о десятичных дробях впервые изложил в своей “Арифметике” Леонтий Магницкий в 1703 г. Широчайшее применение получили десятичные дроби в XIX веке, после введения тесно связанной с ними метрической системы мер и весов. Десятичные дроби применяются намного чаще, чем обыкновенные, поэтому учить их нужно лучше.

Учитель:

И хотя королева очень гостеприимна, нам пора возвращаться домой. А для этого нужно решить задачи на движение.

7 задание: “Дорога домой”

Каждая команда получает карточку с задачей.

1. Туристы за три дня прошли 48 км. В первый день они прошли всего расстояния, а во второй - остатка. Сколько километров они прошли в третий день?

2. Два мотоциклиста движутся в противоположных направлениях. Скорость одного из них 22 км/ч, а другого на 4 км/ч больше. Какое расстояние будет между ними через 0,25 ч.

3. Один пешеход идет со скоростью 4 км/ч, а другой вслед за ним со скоростью 6 км/ч. В начальный момент времени расстояние между ними равно 8 км. Через какое время второй пешеход догонит первого?

4. Расстояние между селами 15 км. Туристы прошли в первый час 5,2 км, во второй час на 0,5 км меньше, а в третий на 0,9 км меньше, чем во второй. Сколько км им осталось пройти?

5. Два велосипедиста выехали из двух сел одновременно навстречу друг другу и встретились через 1,6 ч. Скорость одного 10 км/ч, другого 12 км/ч. Найдите расстояние между селами.

Учитель:

С задачами мы справились хорошо. Вот мы и дома. Но чтобы благополучно совершить посадку в аэропорту “Вавожский” необходимо выполнить последнее задание. Вам предлагается решить уравнение:

8 задание: “Приземление”

1) (х + 2,1) • 4 = 15,2;
2) (х – 5,6) : 12 = 3,7;
3) 8,1 : (х – 0,7) = 0,3;
4) ( 9,1 – х ) – 2,8 = 2,9;
5) х – 3,243 = 5,1.

Учитель:

Вот и закончилось наше путешествие. Все его участники неплохо справились с решением десятичных дробей. Ребята, умеем мы решать десятичные дроби?

Все хором отвечают:

Да, умеем!

Слово предоставляется командирам экипажей. Они оценивают работу каждого члена экипажа. Всем выставляются оценки.

Слово предоставляется учителям и родителям.