Обобщающий урок-игра по теме: "Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве". 7-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 7


Обобщающий урок-игра.

Цель и задачи урока:

  • Обобщить темы четверти; в игровой форме закрепить знания основ изобразительного искусства, художников, картин.
  • Воспитывать уважение и восхищение художественными произведениями.

Оборудование для урока:

  • на доске - название урока;
  • плакат, закрытый листом ватмана;
  • 2 портрета;
  • экран.

ТСО: Графопроектор.

Ход игры

Правила игры. (2 мин. )

Представление команд. (3 мин. )

Игра. (30 мин. )

Подведение итогов игры. Награждение. (5 мин. )

Оформление игры.

Название игры.

Два флажка.

Секундомер.

Таблички с названиями команд.

Правила игры.

Игра проводится в 4 тура:

  • “Теоретическая часть ИЗО”;
  • “Знаешь ли ты художников-портретистов?”;
  • “Знаешь ли ты произведения художников и скульпторов?”;
  • “Домашнее задание”.

Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов. За каждый тур ставится от 1 до 5 очков.

Вопросы необходимо слушать до конца, затем капитан поднимает флажок и говорит, кто отвечает.

Отвечает первой та команда, которая раньше подняла флажок.

Если игроки затрудняются ответить, предоставляется 1 минута на обсуждение. После звонка ответ не принимается.

Если дан неточный или неправильный ответ, то второй команде дается время, оставшееся до минуты, на обдумывание.

Если не отвечают на вопрос обе команды, вопрос переходит к зрителям. Зрители тоже участвуют в игре. В конце игры отмечается лучший игрок и активный зритель.

Примечания для учителя.

Игра объявляется заранее, чтобы учащиеся сформировали команды, подготовили название, представление для своей команды и домашнее задание.

Играть могут две команды или четыре (по 6–8 человек). Их может сформировать учитель или сами ученики по желанию. Капитана выбирает команда.

Выигрывает та команда, которая набрала больше очков. Если играют 2 команды, то за первое место ставится “5”, а за второе – “4”. Лучшие игроки и зрители также могут быть отмечены оценками “5”.

Вопросы к игре.

Первый тур. “Теоретическая часть ИЗО”

1. Выбери вид изобразительного искусства, где изображен человек.

а) архитектура;
б) живопись;
в) декоративно-прикладное искусство;

Ответ: живопись.

2. Каково происхождение слова “скульптура”? Что оно означает?

Ответ: скульптура – вид изобразительного искусства. Название произошло от латинского “скульпо” – вырезать, высекать.

3. Что такое глаголь?

Ответ: это похожий на букву “Г” прочный стальной стержень, на котором крепится каркас для торса, рук, ног, головы.

4. Что называется бюстом?

Ответ: погрудное изображение человека в скульптуре.

5. В парадном портрете изображают…

а) бедность человека;
б) заслуги, богатство одежд;
в) выявление характера.

Ответ: заслуги, богатство одежд.

6. Какой портрет называют групповым?

Ответ: где изображено несколько человек.

7. Что называется карикатурой?

Ответ: намеренно искаженное изображение человека, показывающее его плохие черты.

Второй тур. “Знаешь ли ты художников-портретистов?”

1. Современный художник – живописец, его работы тесно связаны с историей русского народа, с былинным эпосом. Он написал огромное полотно “Мистерия ХХ века”, в которое вмонтировал зеркало, давая зрителю возможность стать героем картины. Кто этот художник?

Ответ: Илья Глазунов.

2. Какие художники входят в творческий союз, под псевдонимом Кукрыниксы?

Ответ: Куприянов, Крылов, Соколов.

3. Художник, чье творчество отмечено пристальным интересом к фольклорным и сказочным образам, автор произведений “Демон”, “Пан”, “Царевна-лебедь”.

Ответ: М. А. Врубель.

4. Первоначальные навыки живописного мастерства этот художник получил у местных украинских живописцев. Одна из главных тем жанровых композиций художника - жизнь революционера-народника. Автор картин “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”.

Ответ: И. Е. Репин.

5. Кто написал портрет Моны Лизы (“Джоконды”)?

Ответ: Леонардо да Винчи.

6. Перечислите русских художников-портретистов.

Ответ: Серов, Репин, Врубель, Федотов, Рокотов, Венецианов и др.

7. Зарубежные художники-портретисты?

Ответ: Тициан, Рембрант, Веласкес, Халс, Рубенс и др.

Третий тур. “Знаешь ли ты произведения художников и скульпторов?”

1. Узнать картину по описанию: “Изображен лагерь, на заднем плане – дым костров, шатры. На переднем плане небольшая группа хохочущих людей. За наскоро сколоченным столом сидит писарь, он пишет письмо. Остальные подсказывают содержание письма. Картина показывает сплоченность и героизм этих людей”.

Ответ: Репин. “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.

2. По одной из московских улиц мчатся сани, в них сидит раскольница, выступающая за старую веру. За санями бежит мальчик. По обе стороны улицы прохожие, которые ехидно смеются. На снегу сидит юродивый, рядом стоит странник. Как называется картина и кто автор?

Ответ: Суриков. “Боярыня Морозова”.

3. На камне, на берегу темной реки сидит босоногая девушка. Ее голова лежит на коленях, она задумчиво смотрит на воду. На заднем плане еловый лес.

Ответ: В. Васнецов. “Аленушка”.

4. В центре комнаты, опустив голову, стоит мальчик в распахнутом пальто. На грудь ему поставила лапы собака и пытается лизнуть. За столом сидит опечаленная женщина, сложив руки на коленях. На заднем плане девочка-подросток, собирая портфель, укоризненно смотрит на своего брата.

Ответ: Решетников. “Опять двойка”.

5. В кресле за столом, изображенный в профиль сидит пожилой мужчина с седой бородой. Перед ним, на столе лежит листок с диаграммой. Руки, сжатые в кулаки, лежат на листе. На заднем плане окно с видом на дома.

Ответ: Нестеров. “Портрет академика Павлова”.

6. Узнайте произведения скульпторов (через графопроектор показать абрис скульптур).

Ответ: Мирон “Дискобол”, Александр “Венера Милосская”, Мухина “Рабочий и колхозница”.

7. Какая картина спрятана? (На доске висит плакат, закрытый листом ватмана, в котором имеются прорези, учитель открывает части картины до тех пор, пока дети не узнают картину).

Ответ: Моор. “Ты записался добровольцем?”.

8. Собери картину. (На доске висят две одинаковые картины, на столе перемешаны эти же картины, порезанные на части. Учащиеся должны собрать картины как пазлы. )

Четвертый тур. “Домашнее задание”.

Предлагается три домашних задания, например:

  1. представить свою команду;
  2. подготовить интересный рассказ о художнике;
  3. показать в лицах известную картину, чтобы другая команда могла ее угадать.

Жюри (из учащихся 10-11 классов) подводит итоги и награждает команду-победителя.