Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Цели урока:
1. Образовательные:
- рассмотреть возможные случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве;
- ввести понятие параллельности прямой и плоскости;
- изучить признак параллельности прямой и плоскости;
- формировать умения и навыки читать и строить чертежи пространственных конфигураций, пространственных фигур к задачам.
2. Развивающие:
- развивать пространственное воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;
- учить учащихся учиться математике, самостоятельно добывать знания.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волю;
- формировать эмоциональную культуру и культуру общения.
Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедиа проектор; экран; модели кубов, призм у учащихся на партах; две указки; модель плоскости; цветные мелки.
Структура урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Постановка познавательной задачи – 2 мин.
- “Открытие” новых знаний – 26 мин.
- Первичное осмысление и закрепление новых знаний – 9 мин.
- Подведение итогов урока – 4 мин.
- Постановка домашнего задания – 2 мин.
1. Организационный момент.
Приветствие учеников. Урок геометрии. Ребята, в 10 классе мы начали изучать какой раздел геометрии? Назовите основные фигуры стереометрии. Мы изучили с вами систему аксиом стереометрии, следствия из системы аксиом, все возможности расположения прямых в пространстве, дома вы написали к сегодняшнему уроку домашнюю контрольную работу по теме: “Взаимное расположение прямых в пространстве их параллельность и единственность”.
2. Постановка познавательной задачи.
Ребята, как вы думаете, опираясь на наши знания, мы готовы изучить взаимного расположения, каких основных фигур стереометрии? (Прямой и плоскости). Верно. Поэтому тема нашего урока: (Слайд № 1 презентации). Сегодня на уроке мы должны изучить с вами взаимное расположение прямой и плоскости, “открыть” признак параллельности прямой и плоскости.
3. “Открытие” новых знаний.
Ребята, как вы думаете, какие существуют возможности взаимного расположения прямой и плоскости? Сколько общих точек у прямой и плоскости в каждой из возможностей? Приведите примеры из окружающего нас мира, иллюстрирующие эти возможности. (Слайд № 2 презентации).
О том, что две первые возможности осуществимы, мы уже убедились на прошлых уроках. А вот третья возможность? Когда прямая и плоскость не пересекаются? А это вообще возможно? Я ставлю перед вами учебную задачу: “ Построить для данной плоскостине пересекающую её прямую а”. (Учащиеся вместе с учителем решают эту задачу на построение, используя подручные средства, затем решают задачу в тетрадях, учитель работает на экране). (Слайд № 3 презентации).
Вопрос: “Как вы думаете, такое взаиморасположение прямой и плоскости по аналогии прямым на плоскости, как называется?” (Параллельностью прямой и плоскости). Сформулируйте определение параллельности прямой и плоскости. (Слайд № 4 презентации), (Слайд № 5 презентации).
Часто при решении задач надо установить параллельность прямой и плоскости. Как, это можно сделать? (Можно воспользоваться определением или признаком параллельности прямой и плоскости (т.е. теоремой, дающей достаточное условие параллельности прямой и плоскости)). При решении задачи на построение сегодня на уроке, мы с вами получили признак параллельности прямой и плоскости. Вернёмся к задаче на построение параллельной прямой а и плоскости . (Слайд № 6 презентации).
Прямая а лежит в плоскости Прямая а параллельна какой прямой? Прямая а1 где лежит? Получили: , т.е. признак параллельности прямой и плоскости. Сформулируйте признак параллельности прямой и плоскости. (Слайд № 7 презентации).
К доске вызывается ученик, хорошо успевающий по математике, он делает чертёж и доказывает признак параллельности прямой и плоскости, остальные учащиеся это делают в тетрадях.
Вопрос: “Существенно, ли в этой теореме, что а (Да, так как среди прямых, параллельных прямой а1, есть и лежащие в плоскости . А их мы не называем параллельными плоскости ).
4. Первичное осмысление и закрепление новых знаний.
- В классной комнате, используя признак параллельности прямой и плоскости, укажите прямые и параллельные им плоскости.
- Работаем в парах. Используя признак параллельности прямой и плоскости, укажите прямые и параллельные им плоскости на моделях куба или призмы
- (Устно) Решение задач под руководством учителя и сего помощью. (Слайд № 8 презентации).
5. Подведение итогов урока. (Слайд № 9 презентации).
Несколько учеников по просьбе учителя оценивают работу класса на уроке; оценивают свою собственную работу на уроке. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
6. Постановка домашнего задания. (Слайд № 10 презентации).
Урок окончен, спасибо, вам, за урок, ребята.
Литература
- А.В. Погорелов. Геометрия. Учебник для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001.
- А.Н. Земляков. Геометрия в 10 классе. Методические рекомендации к учебнику А.В.Погорелова. М.: Просвещение, 2002.
- И.М. Смирнова. Сборник устных задач и упражнений по геометрии для 10 – 11 классов средней школы. М.: Аквариум, 1998.