Все реальные знания приобретены человечеством путем сравнений,
наблюдений и опытов при помощи постепенно расширяющихся выводов
и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей могут быть
с пользой переданы эти знания детям.А. Я. Герд.
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Экологическое образование признано международной общественностью приоритетным направлением совершенствования образовательных систем в условиях экологической опасности. Перед школой ставится задача формирования экологической культуры как основы нового образа жизни, характеризующейся гармонией отношений человека с окружающей средой. Решать эту задачу, призван факультативный курс “Жизнь растений леса”. В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразии, их взаимосвязи в природе, значении, влиянии деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. Курс нацеливает на овладение умениями по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений, их распознаванию и определению, на применение знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.
Содержание курса обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, практических и лабораторных работ. Особое значение и внимание уделяется экскурсиям в природу, а так же обсуждению докладов учащихся, проведению конференций, оформлению стендов.
ПРОГРАММА
(34 ЧАСА, 1 ЧАС в НЕДЕЛЮ)
Введение (2 ч)
Растительный мир как составная часть природы. Роль леса в жизни всей природы и человека.
Наблюдения фенологические и метеорологические.
Лес как природное сообщество (15 ч)
Растения леса. Приспособленность растений, животных, бактерий, грибов к жизни в лесу. Теневыносливые и светолюбивые растения леса. Видовое многообразие растений леса. Доминирующие виды. Ярусность.
Круговорот веществ в лесу. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в лесном сообществе. Связи в сообществе: пищевые, пространственные, родственные. Саморегуляция в сообществе.
Морфология древесных растений. Морфологическое описание важнейших древесных пород Пензенской области. Лекарственные, съедобные, ядовитые растения леса. Грибы.
Влияние антропогенного фактора на лесную растительность Пензенской области. Народные названия лесов и других частей сообщества. Сокращение площади природных сообществ. Охрана лесных сообществ. Красная книга растений Пензенской области. (Экскурсии (8 ч))
- Морфология деревьев и кустарников. (2 ч)
- Определение деревьев и кустарников по побегам и почкам. (1 ч)
- Определение кустарников по коре. (1 ч)
- Деревья и кустарники пришкольного участка. (1 ч)
- Изучение состояния биологического разнообразия биогеоценоза леса. (2 ч)
- Мини-экспедиция в заповедник. (1 ч)
Лабораторные занятия (5 ч)
- Описание деревьев и кустарников по листьям.
- Описание хвойных пород по хвое.
- Плоды и семена лиственных деревьев.
- Описание хвойных пород по шишкам и семенам.
- Описание древесины у различных растений.
Практика (4 ч)
Изготовление гербария и наглядных пособий.
Наблюдения за изменениями в растительном мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы, правилами ТБ, распределение тем для исследований. | 1ч |
2. Организация фенологических и метеорологических наблюдений. Роль леса. | 1ч |
3. Растения леса. Приспособленность растений к жизни в лесу. Ярусность. | 1 ч |
4. Морфология древесных растений. Описание важнейших древесных пород. | 1ч |
5-6. Экскурсия №1 Морфология деревьев и кустарников. Сбор материала. | 2 ч |
7. Значение гербаризации в изучении растений. Правила сбора растений. Практика изготовление гербарного образца. | 1 ч |
8. Лабораторное занятие № 1 “Описание деревьев и кустарников по листьям” | 1ч |
9. Практика: изготовление гербария. Игра “Нарисуй - узнаю” | 1ч |
10. Лабораторное занятие №2 “Описание хвойных пород по хвое”. Игра-викторина. | 1 ч |
11. Побеги и почки в безлистном состоянии. | 1 ч |
12. Экскурсия №2 “Определение деревьев и кустарников по побегам и почкам” | 1 ч |
13. Практика: изготовление наглядного пособия. Игра “Детки на ветке” | 1 ч |
14. Кора | 1ч |
15. Экскурсия №3 “Определение деревьев и кустарников по коре” | 1ч |
16. Лабораторное занятие №3 “Плоды и семена лиственных деревьев” | 1ч |
17. Лабораторное занятие №4 “Определение хвойных пород по шишкам и семенам” | 1ч |
18. Практика: изготовление наглядного пособия. Игра “Детки на ветке” | 1ч |
19. Древесина, особенности, свойства, использование. | 1ч |
20. Лабораторное занятие №5 “Описание древесины у различных растений” | 1ч |
21. Практика: изготовление наглядного пособия. | 1 ч |
22. Съедобные растения леса | 1ч |
23. Лекарственные растения леса | 1ч |
24. Ядовитые растения леса | 1ч |
25. Грибы. | 1ч |
26. Игра-КВН “Знаешь ли ты лес?” | 1ч |
27. Влияние антропогенного фактора на лесную растительность Пензенской области. Красная книга растений Пензенской области. | 1 ч |
28. Экскурсия №4 “Деревья и кустарники пришкольного участка” (паспортизация, состояние и др.) | 1ч |
29. День леса (посадка) | 1ч |
30 - 31. Экскурсия №5 “Изучение состояния биологического разнообразия биоценоза леса” | 2 ч |
32. Деловая игра “Как наше дело отзовется” | 1ч |
33. Экскурсия №6 Мини-экспедиция в дендрарий | 1ч |
34 - 35 Практическая конференция. Отчет об исследовательской работе. | |
Итоги. | 2ч |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
- История озеленения села.
- Народные названия лесов и других частей лесных сообществ.
- Деревья пришкольного участка.
- Влияние древесных насаждений на температуру воздуха.
- Зависимость живого напочвенного покрова от освещенности
- Изменение силы ветра внутри различных групп растений.
- Состояние древесно-кустарниковых растений данной экосистемы.
- Биоиндикация чистоты воздуха по наличию эпифитных мхов.
- Влияние на растительное сообщество фактора вытаптывания.
- Биоиндикация чистоты воздуха по видовому составу лишайников.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
В процессе изучения курса учащиеся должны знать:
- роль леса в природе и жизни человека;
- приспособленность различных растений к жизни в лесу;
- морфологию древесных растений;
- значение гербаризации в изучении растений;
- съедобные, ядовитые, лекарственные растения; грибы;
- редкие и исчезающие виды растений Пензенской области;
- влияние антропогенного фактора на растительность леса;
- деревья пришкольного участка;
Уметь:
- распознавать основные породы деревьев;
- проводить наблюдения;
- изготавливать гербарные образцы;
- проводить исследования;
- правильно проводить посадку деревьев.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- Лесная энциклопедия, 2т. М. Советская энциклопедия, 1985
- Беляева B. C., Василевская С. Д. Изучаем природу родного края. М. Просвещение, 1971
- Зорина Т. Г. Школьникам о лесе. М. Лесная промышленность, 1971
- Ивченко СИ. Школьный дендрарий. М. Просвещение, 1960
- Новиков B. C., Еубанов И. А. Школьный атлас – определитель высших растений. М. Просвещение, 1991
- Петров В. В. Лес и его жизнь. М. Просвещение, 1986
- Рычин Ю. В. Древесно-кустарниковая флора. М. Просвещение, 1972
- Гаммерман А. Ф. , Гром И. И. Целебные растения. М. Медицина, 1967
- Скляревский Л. Я. Ядовитые растения. М. Просвещение, 1967
Творчество внушает ребенку
ощущение его собственной силы,
и потому самостоятельно исполненная
работа доставляет ему наибольшее
удовлетворение.
А. Я. Герд.