…в игре раскрывается перед детьми мир,
раскрываются творческие способности
личности. Без игры, нет, и не может
быть полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.В. Сухомлинский
Опыт работы позволяет считать, что воспитательно-образовательный процесс должен всемерно развивать интеллектуальные способности учащихся, в то время как просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства. Как правильно заметил В. Шаталов в своей работе “Эксперимент продолжается”: “Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей, - развить ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя”.
Как никогда ранее эта проблема актуальна сегодня. Кем бы не стали ученики после школы, им всегда будут нужны знания, умения логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать факты.
Конечно, мне, как и любому учителю, хотелось, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого задания, владели умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо и при решении задач повышенной трудности и при сдаче экзаменов. Мне частично удалось преодолеть эти трудности, но не дополнительными занятиями после основных уроков, а с помощью введения в урок игровых моментов. Ведь именно в игре “дети обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидером, вести за собой других. Их действия, раскрепощённые и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления, мышления смелого, масштабного, нестандартного” (В. Шаталов).
Таким образом, я пришла к выводу, что с детьми нужно - необходимо играть! Наиболее благоприятными для игровых уроков являются обобщающие, итоговые уроки.
В качестве примера хочу предложить урок-игру “Программа ТВ-передач”, которую я проводила в 6 классе по теме “Умножение обыкновенных дробей”. Надеюсь, что данный урок пригодится начинающим учителям. Материал рассчитан на 2 уч. часа.
Цели и задачи:
- Закрепление и отработка у учащихся навыков умножения обыкновенной дроби на число, на обыкновенную дробь, на смешанное число; умножения смешанных чисел.
- Совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
- Привить трудолюбие, самостоятельность.
- Расширение кругозора учащихся, знакомство в форме игры с ТВ-программами.
- Формировать эмоционально - ценностное отношение учащихся к предмету, к процессу познания путём разнообразных методов и приёмов.
- Воспитывать коммуникативные способности учащихся при совместной работе, при обсуждении изученного материала; культуру умственного труда; создать на уроке доброжелательную психологическую обстановку в отношении “учитель-ученик”.
Оборудование:
- карточки и график к диктанту;
- модель телевизора, названия и заставки к телепередачам;
- карточки-задания к устному счёту;
- карточки-подсказки;
- набор для математического домино;
- карточки- тесты;
- математический кроссворд;
- модель параллелепипеда;
- карточки для города “Исторических справок”;
- набор ключей (8 штук), улица новостроек (8 домиков);
- учебник Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. М.: Мнемозина,2001.
На доске эпиграф:
Незнающие пусть научатся,
а знающие - вспомнят ещё раз.Античный афоризм
Ход урока
I. Организационный момент.
- Подготовка учащихся к уроку (необходимые принадлежности).
- Объяснение учителем целей и плана урока.
1. Вступительное слово учителя.
Мы все любим смотреть телевизор и нам нравятся разные программы. Вот сегодня я и предлагаю вам на время урока перенестись в телецентр.
- Кто знает, что это такое?
Вы сегодня будите выступать в необычной для вас роли, не в качестве зрителей, а в качестве игроков, участников, режиссёров различных программ. Право главного режиссёра я оставляю за собой. Только я буду строгий начальник, буду наказывать за любую провинность в работе - шум, крики, подсказки, неверные ответы. Всё это будет учитываться при составлении ведомости на заработную плату (т.е. при выставлении ваших оценок за урок). Согласны?
2. Первая программа, как и положено с утра, это “Прогноз погоды” ваших ошибок на 16.11.05. (графический диктант)
Я считаю, что при умножении обыкновенной дроби на натуральное число, нужно числитель этой дроби умножить на это число, а знаменатель оставить тем же.
1 * 3 = 3
* 9 = 3
Мне кажется, что для того, чтобы выполнить умножение смешанных чисел, надо отдельно умножить целые части и отдельно умножить дробные части, а затем сложить полученные результаты.
1 * 1 =
Чтобы выполнить умножение обыкновенных дробей надо отдельно выполнить умножение числителей и отдельно выполнить умножение знаменателей, а затем, первый ответ записать в числитель, а второй – в знаменатель ответа. Если можно, то в конце выделить целую часть или сократить.
+ = =
Я думаю, что у всякой правильной дроби можно выделить целую часть. Вы согласны со мной?
Если я умножу две неправильные дроби, то в конце получу обязательно неправильную дробь.
* 0 = 2 | [рисунок 1] | (взаимопроверка карандашом) |
Нормативы оценок
“5” - нет ошибок
“4” - 1-2 ошибки
“3” - 3-4 ошибки
“2” - 5 и более ошибок
Учитель. Посмотрим, насколько верным окажется ваш прогноз!
3. Игра “Слабое звено”
Учитель. Сейчас мы узнаем, кто из вас на сегодня является самым слабым звеном! (устный счёт)
1. * 30 = (15) 2. * 60 = (9)
3. * = ()
4. * = ()
5. * = (6)
6. * = (= 1)
7. 10 * 5 = (54) 8. 1 * 0 = (0)
9. * = (=1)
10. 8 * 1 = (8)
11. 10 * 5 = (50+4=54)
12. * = ().
Учитель. Замечательно! Оказывается, у нас сегодня нет слабого звена!
4. Теперь мы побываем в гостях одновременно сразу у нескольких передач.
(самостоятельная работа)
На I канале у нас “Оч.умелые ручки”. Работа на местах по карточкам-подсказкам. Решают два ученика.
Карточка №1.
Выполни умножение, предварительно разобрав решение предыдущих примеров.
( - дробь сократимая. Поделим и числитель, и знаменатель дроби на их наибольший множитель – число 2) = = ( - неправильная дробь. Выделим целую часть и получим:) = 1.
Т.е. *= = = = 1.
б) *=
в) 3 *8= (Превратим оба множителя в неправильные дроби, т.е. 3
г) 10* 5=
Карточка №2.
Выполни умножение, предварительно разобрав решение предыдущих примеров.
а) *28= *== = ( - неправильная дробь. Выделим целую часть, для этого поделим числитель на знаменатель с остатком 37:2 = 18 и остаток 1)= 18.
б) *9=
в) 2*2= (Превратим оба множителя в неправильные дроби, т.е.
2= = , 2= =) = = = ( - неправильная дробь. Выделим целую часть) =5.
Т.е. 2*2=* = = =5.
г) 3*1=
На II канале будут играть в “Математическое домино”.
Вопросы
1) найти от 27; 2) ()3=; 3) ()2=; 4) ()2=; 5) +=; 6) *=; 7) найти от 50; 8) 1- =; 9) 2+1=; 10) *33 =; 11) *38 =; 12) *=; 13) найти от 88.
Ответы :
22 ; 20; 9; ; ; = ; ; 33; 4; ; 34; ; .
В программе А.Малахова “Пусть говорят” будут вести диалог с героями мультфильмов у доски два ученика: [рисунки 2,3]
Карточка №1. | Карточка №2. |
1. Выполните действия: а) (8- 7)*(11-10) = б) 0,275*0 + 327*1 = 2. Как умножить число на обыкновенную дробь? |
1. Выполните действия: а) (3-1)*(1+)= б) 12*1 - 99*0 = 2. Как умножить друг на друга два смешанных числа? |
В “Лабиринте” тестов форта Боярд на II канале у нас будут блуждать два человека, пожелаем им удачи.
Тест №1 | Тест № 2 |
найти от 49 | 1. найти от 25 |
к) 49, т) , у) 14; | о) 24 , к) , г)10; |
2. умножьте на 6 | 2. умножьте на 7 |
а) , в) 6, н) 1 ; | л) 7, р) 2, м) ; |
3. В одной коробке лежало 7кг
яблок, а в другой - в раза больше. Сколько кг яблок в обеих корзинах вместе? |
3. В одной коробке было 7кг
яблок, а в другой - в раза больше. Сколько кг яблокв обеих коробках вместе? |
а) 2, к) 12, м) 10; | |
з) 1 кг, ц) 9 кг, я) 11 кг; | 4. От рулона обоев, длина
которого 10м, отрезали его длины. Сколько м обоев отрезали? |
4. От рулона обоев, длина которого
10м,
отрезали его длины. Сколько м обоев отрезали? |
|
а) , б) 7, м) 7; | |
и) 9, л) 1, д) ; | 5. От доски, длина которой 2 м,
отпилили её часть. Сколько м доски осталось? |
5. От доски, длина которой 3 м,
отпилили её часть. Сколько м доски осталось? |
|
м) 1, в) , б) 1. | |
к) , я) 2, т) 2. Запиши получившееся слово. Что оно означает? Что оно означает? |
Запиши получившееся слово. |
А на REN-TV Математический кроссворд разгадывают ещё два ученика. [рисунок 4]
По горизонтали:
1. Результат от деления двух чисел.
2. Дробь, записанная с помощью дробной черты.
3. Часть смешанного числа.
4. Число, которое показывает, сколько равных долей взято.
По вертикали:
5. Число, показывающее, на сколько равных долей поделено всё число.
6. Другая часть смешанного числа.
Желаю успеха!
5. Устали? Отдохнём, и все вместе посмотрим программу “Клуб кинопутешественников”.
Сегодня мы с вами сначала посетим “Город исторических справок”. Экскурсию проведёт … (сообщение ученика о возникновении обыкновенных дробей). [рисунок 5]
Хотите повеселиться! Я приглашаю вас в “Комнату смеха”.
Постарайтесь мимикой изобразить, как вы думаете над решением трудной, неподдающейся задачи.
А теперь, к вам пришло озарение! Вы знаете, как решить! Вы поняли!
К большому сожалению, ваше решение не сходится с ответом учебника.
Молодцы!
6. Мы в гостях у программы “Субботник”.
После школы вы все пойдёте домой, но не в старые дома, а обновлённые. Перед вами целая улица. На каждом домике есть свой № (Это № вашего домашнего задания). А узнать, где вам предстоит жить, вы сможете, если правильно подберёте код к замку квартиры. Для этого надо решить задания, написанные на домиках . Ключи у каждого из вас есть.
Самостоятельная работа. На домиках записаны примеры и № домашних заданий, а на ключах - ответы к заданиям. (Все домики и ключи по форме различны.)
Задания | Ключ | № домашнего задания |
*8= | 2= | № 457 (е-з) |
2 *1= | 3 | № 457 (м-п) |
2*= | № 457 (и-л) | |
( )2*7= | 15 | № 435 (а) |
3*1= | 5 | № 458 (б) |
1*3*= | 1 | № 4 63 (б,г) |
*1*3= | 1 | № 4 63 (д,е) |
3*2= | 10 | № 458 (а) |
7. Игра “ Пойми меня”. Фронтальная работа у доски по учебнику.
№ 433 (а,б), №434 (модель параллелепипеда).
8. Игра “Что? Где? Когда?”. Уточнение домашнего задания. На правах ведущего я задаю вопросы всем знатокам нашего класса.
Что задано на дом? (Уточнение ещё раз домашнего задания.) Кому что непонятно?
Где это задание выполнять? (В тетрадях, дома или в ГПД).
Когда принести тетради с готовым домашним заданием? (17.11. 05, т.е. завтра, на урок математики).
9. Завершит наш сегодняшний эфир программа “Итоги”.
Подведение итогов урока.
Давайте проведём рейтинговое голосование в пользу просмотренных сегодня программ. Напишите на листочке номера пяти наиболее понравившихся вам телепередач (номера и названия программ вывешены на доске).
Перефразируя наш сегодняшний эпиграф урока, я думаю, можно сказать, что: “Те, кто знал – вспомнили ещё раз. А кто не знал, чему-то, да научились”. Вся ваша кропотливая работа будет учтена, и завтра вы получите ведомость с начисленной заработной платой (т.е оценки).
Большое спасибо вам за урок, до свидания!
рисунок 1
рисунок 4