Цели занятия:
- Познакомиться с понятием, практическим применением, материалами и инструментами, необходимыми для выполнения эскиза, порядком эскизирования, научиться выполнять эскизы деталей;
- Развитие навыков глазомерного построения изображений, логического мышления, развитие навыков самостоятельной работы учащихся;
- Прививать интерес к предмету, воспитывать культуру графического труда, способствовать политехнической и профессиональной подготовке учащихся.
Учебные пособия, принадлежности и материалы.
Для ведущего инженера:
- учебная таблица “Этапы выполнения эскизов”,
- диафильм “Выполнение эскизов”,
- учебные таблицы по химии, физике, технологии,
- таблица “Сравнение эскиза и чертежа”,
- набор деревянных моделей,
- карточки-задания,
- набор чертежных инструментов (линейка измерительная, циркуль, штангенциркуль).
Для чертежников-конструкторов:
- рабочая тетрадь,
- чертежные принадлежности.
План рабочего дня.
- Организационная часть – 2 минуты.
- Постановка темы и целей занятия – 3 минут.
- Изучение материала – 20 минут.
- Самостоятельная работа чертежников - конструкторов – 15 минут.
- Анализ выполнения работ и задание на дом – 5 минуты.
1. На протяжении достаточно длительного времени наша проектная группа занималась моделированием, конструированием, разработкой и выполнением чертежей деталей. Мы много с Вами говорили о роли чертежа в развитии техники, научно-технического прогресса, применении чертежей в различных отраслях народного хозяйства. Но оказывается, что наряду с чертежами на практике часто пользуются эскизами и сегодня тема нашего занятия “Выполнение эскизов деталей”. Перед нашей проектной группой стоит цель: познакомиться с понятием, назначением, приемами выполнения эскизов, научиться эскизированию.
Эскиз – изображение, выполненное по правилам прямоугольного проецирования, но от руки и с соблюдением пропорций на глаз.
Из определения “эскиза” видно, что и эскиз и чертеж выполняются оба по правилам прямоугольного проецирования. Возникает вопрос: “В чем их отличие?”. Кто может ответить на поставленный мною вопрос?
Ответ чертежника-конструктора: “Отличие эскиза от чертежа заключается в том, что эскиз выполняется от руки, без применения чертежных инструментов, а также размеры соблюдаются на глаз”.
Именно этот отличительный признак делает сферу применения эскиза широкой. Послушаем сообщение производственного отдела о практическом применении эскизов.
Сообщение чертежника-конструктора: “Эскизы служат для быстрого выражения технической мысли. Их используют, как правило, в качестве документов, по которым в дальнейшем выполняют чертежи. В отдельных случаях, например, при ремонте, когда требуется только одна или несколько одинаковых деталей и чертеж выполнять нецелесообразно, детали можно изготовить по эскизу. Эскизами пользуются конструкторы, рационализаторы и изобретатели при разработке новых и усовершенствовании существующих изделий, приспособлений, инструментов. В школе эскизы используют для изображения машин, физических приборов, химических приборов и установок”.
Эскизы выполняют обычно на бумаге в клетку и мягким карандашом (М или 2М). Это удобно и быстро, а вот почему давайте подумаем вместе. Есть у кого-либо соображения по данному вопросу?
Ответ инженера-конструктора: “Мягким карандашом проведенные линии лучше видно, а по клетке легко проводить перпендикулярные и параллельные линии и соблюдать пропорциональность частей предмета при построении изображений”.
Работу по выполнению эскиза рекомендуется разделить на этапы, которые тесно связаны друг с другом. Давайте ближе познакомимся с поэтапным порядком эскизирования детали “Опора”.
Этап 1. Ознакомление с деталью.
Определяется форма детали и ее основных элементов, на которые мысленно можно разбить деталь. По возможности устанавливается назначение, технология изготовления, материал детали.
Этап 2. Выбор главного вида и других необходимых изображений.
Главный вид следует выбрать так, чтобы он давал наиболее полное представление о форме и размерах детали. Количество изображений зависит от сложности формы изображаемой детали.
Этап 3. Выбор формата листа.
Формат листа выбирается в зависимости от того, какую величину имеет деталь (ее размеры).
Этап 4. Подготовка и компоновка формата.
Проводят рамку и наносят контур основной надписи. Тонкими линиями на эскизе наносятся “габаритные прямоугольники” будущих изображений.
Этап 5. Зарисовка изображений.
Вначале при необходимости наносят осевые и центровые линии. Затем наносят внешние (видимые) контуры детали на каждом из видов. С помощью штриховых линий изображают невидимые части детали. Обводят эскиз.
Этап 6. Нанесение размерных линий.
Размеры и выносные линии наносятся по правилам ГОСТ 2307-68.
Этап 7. Нанесение размерных чисел.
Первоначально деталь измеряют, а затем наносят размерные числа, а в случае необходимости и надписи. Обмер деталей и их элементов производят с помощью ряда чертежных инструментов.
Послушаем сообщение технического отдела по данному вопросу.
Сообщение чертежника-конструктора: “При эскизировании для обмера деталей пользуются такими чертежными инструментами, как измерительная линейка для измерения линейных размеров, кронциркуль применяется для измерения размеров наружных поверхностей деталей, нутромер применяется для измерения диаметров внутренних поверхностей, штангенциркулем измеряют линейные размеры, диаметры цилиндрических элементов (наружных и внутренних), а также глубину отверстий и углублений. В практике применяют и другие измерительные инструменты: угломеры, радиусомеры, резьбомеры, чертежные треугольники, циркуль”.
Этап 8. Окончательное оформление эскиза.
На данном заключительном этапе заполняется основная надпись, производится окончательная проверка выполненного эскиза и вносятся необходимые уточнения и исправления.
И в заключении необходимо помнить, что хоть эскизы и выполняются от руки в глазомерном масштабе, и являются документами, предназначенными для разового пользования, но требования к ним должно быть в соответствии со стандартами ЕСКД на чертежи. Линии на эскизе должны быть ровными и четкими. Вес надписи следует выполнять чертежным шрифтом.
2. Перейдем ко второй практической части занятия. Завод “Стройдеталь” обратился к нашей проектной группе за помощью. Чтобы быстро и эффективно оказать помощь заводу распределим работу по отделам.
Производственному отделу необходимо разработать эскизы, вышедших из строя, деталей, чтобы по ним изготовить новые детали к станкам. Экспериментальному отделу поручается работа с пакетом карт программированного контроля.
Технический отдел работает по эскизированию технических деталей.
(Старшие инженеры отделов получают пакеты и распределяют работу среди чертежников-конструкторов, руководят работой отдела).
3. Самостоятельная работа чертежников-конструкторов по выполнению эскизов деталей.
4. Подведение итогов работы.
Старшие инженеры отделов подводят итоги работы отдела с анализом выполненных работ.
5. Задание на дом.
а). Прочитать по учебнику стр. 101-106, ответить на вопросы в конце параграфа.
б). Подготовить бумагу в клетку формата А4.
Все те, кого заинтересовала данная тема, могут дополнительно поработать со следующими учебными пособиями: А.Д.Ботвинников “Черчение в средней школе” 1989 г., И.А.Ройтман “Машиностроительное черчение” 1984 г., С.В.Розов “Курс черчения с картами программированного контроля” 1990 г., И.С. Вышнепольский “Техническое черчение” 1988 г., И.С. Вышнепольский “Техническое черчение с элементами программированного обучения” 1988 г.