Девиз урока:
“Идти вперед и только вперед.
Искать, творить и созидать!”
Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей развития, становления памятника, понятием, видами и значением памятника.
- Развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей и художественного восприятия.
- Эстетическое воспитание, приобщение к художественной культуре, прививать интерес к изучению монументального искусства.
Задание:
- выполнение эскиза памятника, составление словесного портрета проекта своего памятника;
- лепка модели памятника.
Материалы:
- карандаш,
- эскизная бумага,
- пластилин или глина,
- стеки.
Зрительный ряд: учебные пособия и таблицы; Э. Фальконе “Медный всадник”, А. Опекушин “Памятник Пушкину”, И. Мартос “Памятник Минину и Пожарскому”, скульптурные работы В. Мухиной, О. Родена, Ф. Шубина, Вучетича и др., работы педагога.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский “Времена года”.
Литературный ряд: Н. Воронков “Рассказ о великом скульпторе”, В. Ракитин “Искусство видеть”, В. Рябов “Человек творит искусство”.
Ход урока
1. Беседа.
Каждый из нас видел много самых различных памятников, но мало кто задумывался над вопросом: “Откуда берет свое начало памятник? Какова история его развития и становления?”. Именно на эти вопросы мы и постараемся сегодня на уроке найти ответы.
Что такое памятник? Люди разных профессий и специальностей ответят на этот вопрос по-разному. Филолог назовет памятником “Слово о полку Игореве”, произведения Шекспира, Пушкина и др. Для историка памятником будут те же берестяные грамоты, трон Ивана Грозного. Искусствовед назовет памятники архитектуры – старинные строения. В изобразительном искусстве памятником называется статуя или бюст на пьедестале, установленные в память какого-либо человека, сыгравшего выдающуюся роль в жизни всего общества. А если памятник увековечивает важное историческое событие, например победу русского народа в Великой Отечественной войне, завоевание космоса, то его обычно называют монументом, например памятник Кутузову М. И., монумент Петру Великому. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>.
Каждый мыслящий человек задает всегда себе вопрос “Зачем я живу? Что я сделал в этой жизни? К чему знания, труд, сила, если итог всего – смерть, а так хочется, чтобы о тебе помнили”. Одного бальзамирования было недостаточно и чтобы увековечить имя человека стали строить пышные гробницы, усыпальницы. 25 лет строили знаменитую пирамиду египетского фараона Хеопса. И, действительно, вот уже почти 5 тыс. лет мы помним о нем, и нет на планете человека, который бы не слышал о Хеопсе. Чтобы сохранить для своих потомков имя, стали обращаться к богам, создавали их изображения, а рядом с ними помещали и свои изваяния. Расчет был верен, никто не рискнул бы уничтожить в то время храм и статую бога, а заодно и изображение царя или военоначальника. Так наряду со статуями богов появились первые памятники. С одной стороны – это гробницы, с другой – портретная скульптура. Это и есть основные источники, из которых много веков спустя, произошли памятники. Современный памятник включает два элемента: пьедестал (гробница) и статую (чаще всего портретную).
Первые памятники увековечивали лишь имя человека, но не его дела. Мысль об увековечивании дела человека пришла намного позже. В Древней Греции и Древнем Риме родилась еще одна традиция: увековечивать события – походы, завоевания, победы. В их честь стали воздвигаться специальные архитектурные сооружения – триумфальные арки, колонны, храмы. Знаменитый памятник архитектуры в Москве – храм Василия Блаженного – был возведен по приказу Ивана Грозного по случаю взятия Казани и разгрома казанского ханства. <Рисунок 3>.
Итак, родиной возникновения и становления памятника стали Древняя Греция и Древний Рим. В Европе первые памятники появились где-то в XV веке. На Руси памятники появились только при Петре I, так как религия запрещала воплощать образ человека в скульптуре, поэтому строили храмы, соборы, часовни. Особый же размах возведения памятников в России приходиться на XVIII век.
Существуют различные типы памятников. Это памятники политическим деятелям, военоначальникам, деятелям культуры и искусства и даже животным. В мире существует 8 памятников собакам: в Лондоне – собаке, непожелавшей уйти с могилы своего хозяина и умершей на ней; в Америке – собаке, доставившей в пургу сыворотку сотням умирающих людей. В России имеются два памятника собаке: первый – овчарке Дине, которая в годы Великой Отечественной войны уничтожила 300 танков, вынесла с поля боя более тысячи тяжело раненых, а так же была еще и миноискателем, второй установлен возле института физиологии имени Павлова.
Каково же значение памятника в нашей жизни? Прежде всего- это память о том или ином человеке, о каком либо историческом событии. И конечно же, чтобы мы с вами могли любоваться мастерством художников-скульпторов, оценить истинное искусство. Да и как возможно не восхищаться, например, работой известного русского скульптора А. Опекушина “Памятник Пушкину в Москве”. <Рисунок 4>.
2. Сообщение учащегося.
Многим в России хотелось бы увековечить память, проявить свою любовь к Пушкину. В 1880 году в Москве был открыт памятник А. С. Пушкину. И сейчас это один из самых известных и любимых у нас в стране памятников. Этот памятник скульптор А. М. Опекушин, родившийся в 1841 году в крестьянской семье. Опекушин пошел по стопам своего отца, который после тяжелой работы в поле лепил из глины фигурки людей, лошадок. Опекушин учился в Москве, затем в Петербурге, где, будучи воспитанником Академии, много раз получал награды за свои работы. С большой любовью художник подошел к созданию памятника Пушкину. Он изучил все сделанные при жизни Пушкина портреты, написанные известными русскими живописцами Кипренским и Тропининым. Скульптор хотел сделать не торжественный памятник, а передать облик, воссоздать образ любимого народом поэта. И это ему удалось. Он изобразил Пушкина просто и спокойно стоящим. Поэт непринужденно наклонил голову. Свободны его движения: одна рука заложена за жилет, а другая за спину. Спокойно и вдохновенно лицо. Скромный постамент с немногими украшениями – венком и пером – не отвлекает внимание от фигуры. Круглый год, в любую погоду у этого памятника лежат живые цветы.
Учитель:
Памятники – это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре.
Творенья русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных,
И чем-то особым и звонким
Похожи на тех, кто задумывал их!
3. Под музыку П. И. Чайковского учащиеся по группам выполняют практическое задание.
4. Подведение итогов урока: выставка и обсуждение работ учащихся.
5. Домашнее задание: познакомиться с памятниками своего города.