ЦЕЛЬ.
Построение грамматической модели местоименных существительных.
ЗАДАЧИ.
- Обнаружить у местоименных существительных общее грамматическое значение “обозначение лиц, участвующих в разговоре”.
- Показать отличие грамматической модели местоименных существительных от грамматической модели существительных.
- Выделить местоименные существительные в отдельную часть речи – местоимение.
- Найти место новой части речи в системе частей речи.
- Развивать память, мышление, внимание, речь, умение доказывать, рассуждать, объяснять.
- Воспитывать трудолюбие, отзывчивость, взаимопомощь.
ОБОРУДОВАНИЕ.
- грамматические модели частей речи,
- названия частей речи,
- маркеры,
- листы бумаги для коллективной и групповой работы.
ПРОЕКТ УРОКА
1.
У. – Откройте тетради. Сегодня двадцать четвертое января. Запишите.
2.
У. – Что такое части речи?
Д. – Части речи – это группы слов с общими грамматическими значениями.
У. – Какие части речи мы с вами изучили?
Д. – Мы изучили самостоятельные и служебные части речи.
У. – Как их отличить друг от друга?
Д. – К самостоятельным частям речи можно задать вопрос и они имеют определенные грамматические значения, а у служебных частей речи этого нет. Служебные части речи помогают самостоятельным частям речи, служат им.
У. – Какие вы знаете служебные части речи?
Д. – Служебные части речи – это предлог, союз, частица.
У. – Что мы относим к самостоятельным частям речи?
Д. – К самостоятельным частям речи мы относим имена и глаголы.
У. – Как их отличить друг от друга?
Д. – Те слова, у которых можем определить падеж, мы называем именами, а те слова, у которых можем определить время, называем глаголами.
У. – Какие имена вы знаете?
Д. – Мы знаем имена существительные, имена прилагательные, имена числительные.
У. – Какие еще слова есть в русском языке?
Д. – Местоименные слова.
3.
У. – Сейчас запишем предложения под диктовку. Работаем у доски и в тетрадях.
Я стою на берегу Волги.
Ты любуешься красотами природы.
Коля приласкал щенка, а он лизнул мальчика в нос.
(Пишем и проверяем по одному предложению. Если возникнет необходимость, то объясняем орфограммы.)
У. – Проверьте свои записи и запись на доске. Все ли написано правильно? Может кто-то хочет задать вопрос?
У. – Теперь во всех предложениях определите части речи. Работаем самостоятельно. (Сущ., прил., гл., с., пр., м.)
Проверяем. (Дети объясняют, я записываю на доске.)
У. – К какой известной части речи мы можем отнести слова Я, ТЫ, ОН?
Д. – К именам существительным, местоимениям, местоименным словам.
4.
У. – Сейчас вам нужно будет это доказать.
Работаем в группах.
Д. (Доказывают каждый выбранный ими грамматический признак слова Я, ТЫ, ОН.)
У. – Слова какой части речи мы можем заменить словами Я, ТЫ, ОН?
Д. – Имена существительные.
У. – Хорошо. Давайте попробуем заменить в предложениях слова Я, ТЫ, ОН именами существительными.
Д. (Подбирают подходящие слова и читают предложения.)
У. – Значит, мы можем их назвать именами существительными? Почему?
Д. – Нет. Ведь они предмет не называют, а только на него указывают.
У. – Скажите, а кто такой Я? ТЫ? ОН?
Д. – Я – тот, кто говорит. ТЫ – тот, кому говорят. ОН – тот, о ком говорят.
У. – Употребите их с глаголом ждать.
Д. – Я жду, ТЫ ждешь, ОН ждет.
У. – Какую работу выполняют слова Я, ТЫ, ОН?
Д. – Помогают определить лицо глагола.
У. – Итак, что вы можете рассказать о словах Я, ТЫ, ОН?
Д. – Они имеют грамматические значения падежа, рода, числа, лица.
У. – Назовите их главное отличие от имен существительных.
Д. – Я, ТЫ, ОН – обозначают лицо; предмет не называют, а только на него указывают.
У. – Какие слова тоже могут указывать, но не называть?
Д. – Местоименные прилагательные, местоименные числительные.
У. – Можем ли мы их объединить в одну группу? Как эта группа слов называется?
Д. – Можем. Местоимения.
У. – В чем главное отличие местоимений от других частей речи?
Д. – Местоимения не называют имена, а только на них указывают.
У. – Найдите место для местоимений в нашей схеме.
Так что же такое местоимение?
Д. – Местоимения – это слова, которые указывают на имена, но конкретно их не называют, а местоименные существительные еще и обозначают лицо.
У. – Необходимо вернуться и написать часть речи у слов Я, ТЫ, ОН.
Д. (Дописывают часть речи.)
5.
У. – Послушайте следующее задание. Из набора слов необходимо составить пары предложений.
От дома, река, течет, недалеко;
Она, но, глубокая, неширокая.
Журчит, где-то, поблизости, ручей;
Постоянно, куда-то, он, торопится.
Д. – Недалеко от дома течет река.
Она глубокая, но неширокая.
Где-то поблизости журчит ручей.
Он постоянно куда-то торопится.
У. – Назовите местоимения. Какую работу они выполняют?
Д. – Указывают на предмет.
(Если остается время: написать предложения в тетрадь. Определить части речи. Проверить в паре. Если есть вопросы, то обсудить.)
У. – Чем отличаются местоименные существительные от имен существительных? Почему мы их называем местоименные существительные?
(Ответы детей.)
6.
Домашнее задание.
Написать в три столбика по 5 местоимений: 1-й – местоименные существительные, 2-й – местоименные прилагательные, 3-й – местоименные числительные. Подготовить вопросы по данной теме для проверки знаний одноклассников.