Урок в 5-м классе по теме: "Вычитание смешанных дробей" (по учебнику "Математика-5" под ред. Г.В. Дорофеева)

Разделы: Математика


Цели:

  • осмыслить с учащимися различные варианты вычитания смешанных дробей;
  • выполнить практическую работу по осмыслению нового материала.

Задачи:

  • развивать интеллектуальные умения и навыки: умение анализировать, обобщать, находить общие признаки;
  • развивать коммуникативные умения и навыки, умение работать в группе, исполняя разные социальные роли;
  • продолжить развитие вычислительной культуры учащихся.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор,
  • магнитная доска.

Наглядность:

  • карточки с готовыми ответами,
  • карточки-инструкции,
  • карточки с заданиями,
  • слайды,
  • синквейн*.

Применяемая технология:

  • технология сотрудничества.

* Синквейн - пятистишие, в котором первая строчка состоит из одного слова – понятия, вторая – из двух слов (прилагательных), характеризующих основное понятие, третья – из трёх слов (глаголов), четвёртая – из четырёх-пяти слов, в которых заключена суть основного понятия, пятая – одно слово (существительное) – синоним первой строчки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся разбиты на группы, в каждой группе образованы пары.

2. Разъяснение цели:

Образовательная – научиться вычитать смешанные дроби разными способами;

Социальная – каждый из вас внесёт собственный вклад в общее дело, свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе, чтобы каждый понимал, что он делает и как следует выполнять задание.

3. Актуализация умений и навыков.

(слайд №1, слайд №2).

На доске записаны смешанные дроби (приложение №1), на столе лежат карточки с ответами. После завершения работы один учащийся из пары отыскивает правильный ответ и прикрепляет к доске, последний переворачивает карточки, на обратной стороне которых написаны буквы, получается слово “вычитание”.

(приложение №2)

4. Изучение нового.

Мы научились вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, с разными знаменателями, из смешанной дроби научились вычитать целые числа, а сегодня мы начнём с вами учиться вычитать из смешанной дроби смешанную дробь. Возьмём такой пример (слайд№3). Как вы думаете, сколькими способами можно его решить? Предложите свой. Я хочу показать вам 5 способов решения этого примера. Демонстрация слайдов №№4, 5, 6, 7, 8.

5. Работа в группах.

У каждой группы карточка – инструкция с одним из способов решения и карточка с пятью примерами, которые нужно решить этим способом. После обсуждения в группах решения предлагаются на доске. Объяснение ведёт один представитель от группы. Оценку получает вся группа.

(приложение №3 и №4).

6. Обратная связь.

Каждый ученик получает карточку и решает примеры любым способом на отдельном листе. Для тех, кто решит быстро, слайд №9 “Найди ошибку”.

7. Итог урока. Синквейн.

(приложение №5).

8. Домашнее задание:

Придумать свой синквейн, №955.