Цель:
- познакомить учащихся со стихотворением, продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения;
- над развитием умения своим чтением передавать настроение и чувства автора, над формированием личностного отношения к природе на основе художественного анализа произведения;
- воспитывать любовь к природе, к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы
Учитель.
- В гостях у нас сегодня снова поэзия И.А. Бунина, а именно, стихи о природе (показать портрет).
3. Скорочтение
(1. мин читают, 1 мин. подсчитывают, записывают результаты)
Учитель.
- Для того, чтобы наслаждаться чтением, мы должны полностью овладеть техникой чтения.
4. Рассказ о поэте
(Включить музыку)
1. - Итак, наша гостиная открыта… Чтобы понять творчество И.А. Бунина, мы должны хоть немного прикоснуться к его личности, к его восприятию мира, природы.
2. Монтаж о И.А. Бунине.
Ученики.
- Прохладный хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и березы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживленно беседуют.
- Недавно прочитал где-то стихи:
- “Грибы сошли, но крепко пахнет
- В оврагах сыростью грибной…
- И восклицает: “Очень хорошо! Очень верно!
- Это Лев Толстой. Его собеседники зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.
- Ныне имя Бунина известно всему миру, оно составляет славу и гордость нашей родной литературы вместе с именами Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова.
- И.А. Бунин родился 10 октября 1870 г. в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалеку от Ельца и запомнилось писателю веселыми солнечными днями.
- Стихи Бунин начал писать еще в гимназии. Начнешь читать Бунина и попадешь в многоцветный, радостный яркий мир природы.
5. Проверка домашнего задания
5.1. “Шире грудь – распахнись для принятия”
Учитель.
- Какое стихотворение И.А. Бунина вы читали дома? Какие чувства пробуждает у поэта весенняя природа? О чем он мечтает? Что вы должны передать при чтении этого стихотворения слушателям?
5.2 Просмотр иллюстраций..
Учитель.
Посмотрим на иллюстрации к стихотворению, которые вы нарисовали. Они помогут вам настоится на лирический лад.
5.3. Выразительное чтение стихотворения.
а) чтение стихотворения (3-4 ч.);
б) анализ.
Учитель.
- У кого получилось лучше всех передать настроение поэта? Почему?
5.4. “Гаснет вечер, даль синеет…”
Учитель.
- Бунин был жизнелюбом. Общение с природой делало его счастливым. А кого поэт называет счастливым в стихотворении “Гаснет вечер, даль синеет…”
Предположительный ответ.
Людей, которые видят красоту этого вечера.
Учитель.
- Какие краски, звуки, запахи вы чувствуете, когда читаете это стихотворение?
- Обратите внимание на иллюстрации, которые вы нарисовали.
- Каким голосом надо читать это стихотворение?
Предположительный ответ.
Спокойным, но радостным, счастливым.
5.5. Чтение стихотворения по строфам (2 чел.)
5.6. Сравнение, анализ чтения.
5.7. Конкурс на лучшее прочтение стихотворения.
Учитель.
а) А теперь проведем конкурс на лучшее прочтение стихотворения (2-3 ч.)
б) Анализ чтения, выбор лучшего чтеца.
6. Знакомство с новым стихотворением И.А. Бунина “Детство”
Учитель.
- Листаю сборник стихов И.А. Бунина и вижу стихотворение “Детство”.
- Давайте прочитаем его. Я буду его читать, а вы подумайте, какие чувства хотел передать автор читателям.
- В стихотворении вам встретились такие слова, объясним их смысл.
бор, палаты, зной, корявая.- Читаем это стихотворение в полголоса (жужжащее чтение).
- Вникнем в его содержание.
6.1. Работа по содержанию.
- Сколько строф в этом стихотворении?
- Прочитать первую строфу.
- Почему поэт называет лес солнечными палатами? В какое время суток бродил поэт в этом чудном сосновом бору?
- Какое настроение у него было?
– Давайте отметим паузы и логическое ударение в I строфе.
6.2. Выразительное чтение первой строфы.
– Найдите рифму в I строфе (бору – поутру, ароматом – палатам).
- Такая рифма называется перекрестной.
6.3. Работа над второй строфой.
- С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне?
а) расстановки пауз и логических ударений.
б) выразительное чтение II строфы.
6.4.Работа над третьей строфой.
- Представьте себе эту старушку – сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу?
- Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение.
- Выразительное чтение III строфы.
6.5. Выразительное чтение стихотворения “Детство”.
- Читаем стихотворение, выразительно. Постарайтесь своим чтением донести до слушателей настроение автора.
- Посмотрите на иллюстрацию.
К какой строфе она нарисована? Чем бы вы дополнили ее.
6.6. Анализ чтения.
- Кому удалось более точно передать настроение автора, чувство любви к природе?
7. Итог
Учитель.
- Наша гостиная закрывается. С каким стихотворением И.А. Бунина вы познакомились? Захотелось ли вам почитать другие стихотворения этого поэта? (Выставка книг)
- За работу на уроке вы получите в подарок портрет И.А. Бунина.
7.1. Домашнее задание. (По выбору и желанию).
- Научиться читать стихотворение выразительно.
- По желанию выучить наизусть.
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
- Прочитать другие стихи И.А. Бунина.