Конспект урока по русскому языку в 4-м классе по теме: "Обобщение изученного об именах существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить изученное об именах существительных (род, число, склонение).
  2. Развивать речь устную и письменную.
  3. Проверить знания , умения и навыки учащихся.
  4. Воспитание любви к Родине.

Оборудование:

  1. Учебник “Русский язык” 4 класс (авторы М. К. Волков, А. В. Рыбакова, Ф. Ф. Тринитатова).
  2. Карточки “Кроссворд”.

Ход урока

I. Вступление.

Учитель: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Во всех школах нашей страны мальчики и девочки учатся на родном языке, но все они изучают и русский язык.

Знание русского языка помогает всем людям нашей Родины лучше понимать друг друга.

Учитель: Русский язык изучают во многих странах, потому что он очень красив, мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет”. Торжественно, с душевным трепетом произносим мы слова Родина, мир, труд, свобода, равенство, братство, счастье.

Русский язык – это мост для общения между народами. Это язык - язык международного значения.

Учитель: Ребята, вы знаете, такие бывают слова. Слова бывают разные: веселые и грустные, маленькие и большие. Есть вежливые слова. Назовите их.

Дети: Спасибо, здравствуйте, пожалуйста, будьте добры... – Есть слова очень важные, есть дорогие для нас слова. Назовите их: Мама, школа, товарищ, мир. – Но среди многих слов есть самое важное, самое дорогое слово – это слово...

Дети: мама и Родина.

Какую бы картину вы нарисовали, если бы нужно было подписать ее словом Родина, (после ответов можно показать несколько репродукций и отобрать те, которые можно подписать словами “Моя Родина”). Далее по очереди ученики читают стихотворения на тему “Родина” (П. Градов “Родина”, В. Алферов “Моя Россия”).

II. Учитель: Сколько разных слов в русском языке! В устной речи слова складываются из звуков, которые на письме передаются особыми знаками. Послушайте загадку.

Черные, кривые
Встанут в ряд –
Заговорят. Кто такие?

Дети: буквы.

Учитель: А вот еще загадка.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. . .

Дети: алфавит.

Учитель: Почему в загадке тридцать три богатыря?

(В русском алфавите 33 буквы, в чувашском алфавите 37 букв.)

Учитель: А теперь приведите примеры, только имена существительные, где

Звуков больше чем букв.

Звуков меньше, чем букв.

Учитель: А теперь посмотрите сюда. Тут нарисовано 11 шариков. На каждом из них буква, здесь и гласные и согласные. Составьте из этих букв разные слова. (Буквы могут быть разные, по выбору учителя)

Учитель: Какие волшебные буквы. Их только 11, а сколько разных слов из них получилось. И вы - настоящие волшебники.

А волшебниками мы стали потому, что хорошо учимся и дружим с русским языком. А если не учиться – ничего не получится. Назовите 2–3 пословицы о труде. (Называют)

Учитель: На доске пословицы. А теперь эти 3 пословицы прочитайте и спишите. В них спрятаны правила

  1. Без труда и отдых не сладок.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

III. Физкультминутка.

IV. Учитель: Это письмо от русского языка.

Письмо с карточками. На карточках какие-то знаки. Что это за обозначения.

Дети: Так обозначаются приставка

Корень

Суффикс

Окончание.

Учитель: Нужны 2 команды по 5 человек.

Задание такое: кто скорее составит по схемам слова и запишет их на доске под схемами.

 

А теперь проверим.

– Ребята, вы быстро и хорошо выполнили работу.

V. Учитель: А теперь я прочитаю вам стихотворение “Труд”, а вы найдите в нем имена существительные (текст можно демонстрировать на доске)

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каравай хлеба –
Все это создано трудом
А не свалилось с неба.

Назовите имена существительные и определите род.

Учитель: А теперь послушайте стих “Клей”.

Найдите в нем имена существительные, которые употреблены во множественном числе. Поставьте их в единственное число.

Клей.

Эй, спасайтесь поскорей –
Убежал из кухни Клей!
Никого он не жалеет
Всех, кого не встретит, клеит!
Склеил банки и бутылки,
Ложки, плошки, чашки, вилки,
Склеил книжки и игрушки,
Одеяла и подушки,
Склеил пол и потолок –
И пустился наутек.

VI. Кроссворд.

Учитель: Давайте поиграем в игру “Кто быстрее и больше” (Ученикам раздаются схемы кроссворда с вопросами. )

Задание: Кто разгадает больше слов, тот победит.

(После заполнения схемы определяется склонение имени существительных (ответов), работает весь класс.)

Кроссворд

 

Вопросы:

  1. Человек, выращивающий хлеб. (Хлебороб.)
  2. Инструмент для колки дров. (Топор.)
  3. Поездка, круиз. (Путешествие.)
  4. Линия кажущегося соприкосновения неба с землей (Горизонт. )
  5. Синоним слова “грусть”. (Печаль.)
  6. Возле самого порога начинается... (Дорога. )
  7. День недели. (Четверг.)
  8. Он – мужчина, она – (Женщина.)
  9. Главный продукт питания. (Хлеб.)
  10. Крупное промышленное предприятие. (Завод.)
  11. Средство связи. (Телефон.)
  12. Свидетельство об уплате проезда. (Билет.)
  13. Человек, управляющий самолетом. (Пилот.)
  14. У реки есть левый и правый . . . (Берег.)
  15. То, что пишут на конверте. (Адрес.)

Учитель: Вот и подошел к концу веселый наш урок. Что же мы узнали? (Подведение итогов.)

VII. Итог урока.

Учитель:

– Нет в мире краше
Родины . . . (нашей)

Всех слов дороже нам слова:
Мама, Родина, . . . (Москва)

Учитель:

Теперь все вместе исполняем 1 куплет песни “Широка страна моя родная”.

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной родины своей.
Всюду жизнь и вольно и широка,
Точно Волга полная, течет,
Молодым – везде у нас дорога,
Старикам – везде у нас почет.