Цели урока:
- Обобщить и закрепить изученное об именах существительных (род, число, склонение).
- Развивать речь устную и письменную.
- Проверить знания , умения и навыки учащихся.
- Воспитание любви к Родине.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык” 4 класс (авторы М. К. Волков, А. В. Рыбакова, Ф. Ф. Тринитатова).
- Карточки “Кроссворд”.
Ход урока
I. Вступление.
Учитель: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Во всех школах нашей страны мальчики и девочки учатся на родном языке, но все они изучают и русский язык.
Знание русского языка помогает всем людям нашей Родины лучше понимать друг друга.
Учитель: Русский язык изучают во многих странах, потому что он очень красив, мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет”. Торжественно, с душевным трепетом произносим мы слова Родина, мир, труд, свобода, равенство, братство, счастье.
Русский язык – это мост для общения между народами. Это язык - язык международного значения.
Учитель: Ребята, вы знаете, такие бывают слова. Слова бывают разные: веселые и грустные, маленькие и большие. Есть вежливые слова. Назовите их.
Дети: Спасибо, здравствуйте, пожалуйста, будьте добры... – Есть слова очень важные, есть дорогие для нас слова. Назовите их: Мама, школа, товарищ, мир. – Но среди многих слов есть самое важное, самое дорогое слово – это слово...
Дети: мама и Родина.
Какую бы картину вы нарисовали, если бы нужно было подписать ее словом Родина, (после ответов можно показать несколько репродукций и отобрать те, которые можно подписать словами “Моя Родина”). Далее по очереди ученики читают стихотворения на тему “Родина” (П. Градов “Родина”, В. Алферов “Моя Россия”).
II. Учитель: Сколько разных слов в русском языке! В устной речи слова складываются из звуков, которые на письме передаются особыми знаками. Послушайте загадку.
Черные, кривые
Встанут в ряд –
Заговорят. Кто такие?
Дети: буквы.
Учитель: А вот еще загадка.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. . .
Дети: алфавит.
Учитель: Почему в загадке тридцать три богатыря?
(В русском алфавите 33 буквы, в чувашском алфавите 37 букв.)
Учитель: А теперь приведите примеры, только имена существительные, где
Звуков больше чем букв.
Звуков меньше, чем букв.
Учитель: А теперь посмотрите сюда. Тут нарисовано 11 шариков. На каждом из них буква, здесь и гласные и согласные. Составьте из этих букв разные слова. (Буквы могут быть разные, по выбору учителя)
Учитель: Какие волшебные буквы. Их только 11, а сколько разных слов из них получилось. И вы - настоящие волшебники.
А волшебниками мы стали потому, что хорошо учимся и дружим с русским языком. А если не учиться – ничего не получится. Назовите 2–3 пословицы о труде. (Называют)
Учитель: На доске пословицы. А теперь эти 3 пословицы прочитайте и спишите. В них спрятаны правила
- Без труда и отдых не сладок.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
III. Физкультминутка.
IV. Учитель: Это письмо от русского языка.
Письмо с карточками. На карточках какие-то знаки. Что это за обозначения.
Дети: Так обозначаются приставка
Корень
Суффикс
Окончание.
Учитель: Нужны 2 команды по 5 человек.
Задание такое: кто скорее составит по схемам слова и запишет их на доске под схемами.
А теперь проверим.
– Ребята, вы быстро и хорошо выполнили работу.
V. Учитель: А теперь я прочитаю вам стихотворение “Труд”, а вы найдите в нем имена существительные (текст можно демонстрировать на доске)
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каравай хлеба –
Все это создано трудом
А не свалилось с неба.
Назовите имена существительные и определите род.
Учитель: А теперь послушайте стих “Клей”.
Найдите в нем имена существительные, которые употреблены во множественном числе. Поставьте их в единственное число.
Клей.
Эй, спасайтесь поскорей –
Убежал из кухни Клей!
Никого он не жалеет
Всех, кого не встретит, клеит!
Склеил банки и бутылки,
Ложки, плошки, чашки, вилки,
Склеил книжки и игрушки,
Одеяла и подушки,
Склеил пол и потолок –
И пустился наутек.
VI. Кроссворд.
Учитель: Давайте поиграем в игру “Кто быстрее и больше” (Ученикам раздаются схемы кроссворда с вопросами. )
Задание: Кто разгадает больше слов, тот победит.
(После заполнения схемы определяется склонение имени существительных (ответов), работает весь класс.)
Кроссворд
Вопросы:
- Человек, выращивающий хлеб. (Хлебороб.)
- Инструмент для колки дров. (Топор.)
- Поездка, круиз. (Путешествие.)
- Линия кажущегося соприкосновения неба с землей (Горизонт. )
- Синоним слова “грусть”. (Печаль.)
- Возле самого порога начинается... (Дорога. )
- День недели. (Четверг.)
- Он – мужчина, она – (Женщина.)
- Главный продукт питания. (Хлеб.)
- Крупное промышленное предприятие. (Завод.)
- Средство связи. (Телефон.)
- Свидетельство об уплате проезда. (Билет.)
- Человек, управляющий самолетом. (Пилот.)
- У реки есть левый и правый . . . (Берег.)
- То, что пишут на конверте. (Адрес.)
Учитель: Вот и подошел к концу веселый наш урок. Что же мы узнали? (Подведение итогов.)
VII. Итог урока.
Учитель:
– Нет в мире краше
Родины . . . (нашей)
Всех слов дороже нам слова:
Мама, Родина, . . . (Москва)
Учитель:
Теперь все вместе исполняем 1 куплет песни “Широка страна моя родная”.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной родины своей.
Всюду жизнь и вольно и широка,
Точно Волга полная, течет,
Молодым – везде у нас дорога,
Старикам – везде у нас почет.