Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание парных согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение писать слова с парными согласными в корне слова;
  • развивать интеллектуальные качества учащихся;
  • развивать речь учащихся.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания (прочитать загадки, в которых слово – отгадка оканчивается на парный согласный.)
  2. Организационный момент.
  3. Минутка чистописания.

На доске – слова: лампа, ветка, улетел.

- Определите букву, которую мы будем писать. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук.

- Какая это буква? В каком слове она находится? (Это буква л, она находится в слове улетел).

- Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в ряду:

лб лп лв лф …

- Как построена цепочка букв? Напишите ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

4. Повторение.

- Назовите все парные согласные (хором). Прочтите запись на доске:

Парные согласные –
Самые опасные.

- Почему?

- Итак, чем мы будем заниматься на уроке ? (Формулируется тема урока).

5. Словарно-орфографическая работа.

На доске слова:

тетра. медве. .
моро. горо.
заво. каранда.

- Прочитайте слова. Определите, какие пропущенные буквы в них надо написать.

Слова для ответа сгруппируйте по орфограммам.

- Что объединяет эти слова? (словарные, имена существительные, оканчиваются на парный согласный).

- Какие различия вы видите? Назовите “лишнее” слово. (Карандаш)

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парной согласной в корне? (Дети повторяют правило).

- Измените данные слова так, чтобы после согласной стояла гласная, и запишите их в алфавитном порядке. (Коллективная проверка).

- Запишем еще два словарных слова.

На доске по кругу написаны буквы: в п д ф ч к т р с у ш г ц ,буква в выделена ярко.

- Уберите мысленно все буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы прочитаете новое словарное слово (на наборное полотно выставляется карточка со словом вдруг.)

На доске записана цепочка букв: я в е о и к е р ю у и г.

- Уберите мысленно все гласные, которые обозначают мягкость согласного, и вы прочтете еще одно словарное слово (выставляется карточка со словом вокруг).

Запись этих слов, выделение орфограмм. Для запоминания – проговорить хором несколько раз.

- Какую еще орфограмму мы могли бы выделить в этих словах?

(Парная согласная на конце слова).

6. Упражнение в написании парной согласной в корне слова.

- Прочитайте словосочетания, определите орфограммы, подберите проверочные слова:

снег пушистый

мед пчелиный

шкаф книжный

березка кудрявая

загадка трудная

- Ориентируясь на второе слово, запишите словосочетания, орфограммы подчеркните. (Учитель стирает на доске вторые слова).

Проверка-орфографическое чтение.

Физминутка. Если учитель называет слово с парной согласной на конце, дети хлопают в ладоши (10-13 слов).

- Прочитайте слова на доске:

1 вариант 2 вариант
ры. ка уда.
нево. самоле.
выку. бараше.

- Из каких сказок эти слова? (А. С. Пушкин “Сказка о Рыбаке и Рыбке” и А. де Сент- Экзюпери “Маленький принц”).

- Подберите проверочные слова и запишите пары слов. Какое слово пишем первым? (проверочное). Выделите орфограммы.

Проверка у доски: дети выходят, проговаривают проверочное слово и вставляют пропущенную букву.

7. Звуко-буквенный разбор слов:

1 вариант – обувь

2 вариант – утюг

Два человека работают у доски за шторками, остальные самостоятельно в тетрадях. Затем – проверка (кто выполнил правильно, ставит на полях “плюс”, кто ошибся - “минус”.

Дети, работающие у доски, устно характеризуют каждый звук в слове.

8. Самостоятельная работа (по карточкам с прорезями).

- Выберите нужную букву и впишите ее в слово.

Работа выполняется по трем вариантам. На карточках слова с парными согласными на конце и в середине слова.

9. Итог урока:

- Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с парной согласной в корне слова?

- Запишите букву, которую вы бы написали в конце слова:

ряд, чиж, берег, арбуз, жемчуг, жук, колос, пешеход, клуб.

(Проверка в парах.)

- Оценки за работу на уроке.

10. Домашнее задание: выписать из книги по чтению 6 слов с парной согласной в корне, написать проверочные слова.

Творческое задание: сочинить двустишия или подобрать рифму. Можно работу оформить рисунками.

Стас искал на речке ____________,

Николай построил _____________.

Персик – очень вкусный _________,

Так и просится к нам в _________.

Был бобер ужасно ____________,

Поломал об дуб свой __________.

Кошка села на ____________

И поглядывает ___________.

Литература:

  1. Г. А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс Москва, 2003г.