Цели:
- формировать умение писать слова с парными согласными в корне слова;
- развивать интеллектуальные качества учащихся;
- развивать речь учащихся.
Ход урока
- Проверка домашнего задания (прочитать загадки, в которых слово – отгадка оканчивается на парный согласный.)
- Организационный момент.
- Минутка чистописания.
На доске – слова: лампа, ветка, улетел.
- Определите букву, которую мы будем писать. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук.
- Какая это буква? В каком слове она находится? (Это буква л, она находится в слове улетел).
- Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в ряду:
лб лп лв лф …
- Как построена цепочка букв? Напишите ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
4. Повторение.
- Назовите все парные согласные (хором). Прочтите запись на доске:
Парные согласные –
Самые опасные.
- Почему?
- Итак, чем мы будем заниматься на уроке ? (Формулируется тема урока).
5. Словарно-орфографическая работа.
На доске слова:
тетра. медве. . моро. горо. заво. каранда.
- Прочитайте слова. Определите, какие пропущенные буквы в них надо написать.
Слова для ответа сгруппируйте по орфограммам.
- Что объединяет эти слова? (словарные, имена существительные, оканчиваются на парный согласный).
- Какие различия вы видите? Назовите “лишнее” слово. (Карандаш)
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парной согласной в корне? (Дети повторяют правило).
- Измените данные слова так, чтобы после согласной стояла гласная, и запишите их в алфавитном порядке. (Коллективная проверка).
- Запишем еще два словарных слова.
На доске по кругу написаны буквы: в п д ф ч к т р с у ш г ц ,буква в выделена ярко.
- Уберите мысленно все буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы прочитаете новое словарное слово (на наборное полотно выставляется карточка со словом вдруг.)
На доске записана цепочка букв: я в е о и к е р ю у и г.
- Уберите мысленно все гласные, которые обозначают мягкость согласного, и вы прочтете еще одно словарное слово (выставляется карточка со словом вокруг).
Запись этих слов, выделение орфограмм. Для запоминания – проговорить хором несколько раз.
- Какую еще орфограмму мы могли бы выделить в этих словах?
(Парная согласная на конце слова).
6. Упражнение в написании парной согласной в корне слова.
- Прочитайте словосочетания, определите орфограммы, подберите проверочные слова:
снег пушистый
мед пчелиный
шкаф книжный
березка кудрявая
загадка трудная
- Ориентируясь на второе слово, запишите словосочетания, орфограммы подчеркните. (Учитель стирает на доске вторые слова).
Проверка-орфографическое чтение.
Физминутка. Если учитель называет слово с парной согласной на конце, дети хлопают в ладоши (10-13 слов).
- Прочитайте слова на доске:
1 вариант 2 вариант ры. ка уда. нево. самоле. выку. бараше.
- Из каких сказок эти слова? (А. С. Пушкин “Сказка о Рыбаке и Рыбке” и А. де Сент- Экзюпери “Маленький принц”).
- Подберите проверочные слова и запишите пары слов. Какое слово пишем первым? (проверочное). Выделите орфограммы.
Проверка у доски: дети выходят, проговаривают проверочное слово и вставляют пропущенную букву.
7. Звуко-буквенный разбор слов:
1 вариант – обувь
2 вариант – утюг
Два человека работают у доски за шторками, остальные самостоятельно в тетрадях. Затем – проверка (кто выполнил правильно, ставит на полях “плюс”, кто ошибся - “минус”.
Дети, работающие у доски, устно характеризуют каждый звук в слове.
8. Самостоятельная работа (по карточкам с прорезями).
- Выберите нужную букву и впишите ее в слово.
Работа выполняется по трем вариантам. На карточках слова с парными согласными на конце и в середине слова.
9. Итог урока:
- Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с парной согласной в корне слова?
- Запишите букву, которую вы бы написали в конце слова:
ряд, чиж, берег, арбуз, жемчуг, жук, колос, пешеход, клуб.
(Проверка в парах.)
- Оценки за работу на уроке.
10. Домашнее задание: выписать из книги по чтению 6 слов с парной согласной в корне, написать проверочные слова.
Творческое задание: сочинить двустишия или подобрать рифму. Можно работу оформить рисунками.
Стас искал на речке ____________,
Николай построил _____________.
Персик – очень вкусный _________,
Так и просится к нам в _________.
Был бобер ужасно ____________,
Поломал об дуб свой __________.
Кошка села на ____________
И поглядывает ___________.
Литература:
- Г. А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс Москва, 2003г.