Урок – деловая игра по теме: "Строим государство"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжать развитие вычислительных навыков в пределах 100;
  • продолжать развитие логического мышления;
  • продолжать закрепление табличных случаев умножения и деления на 2 и на 3;
  • продолжать закрепление умения решать задачи в 2 действия;
  • дать элементарные представления о политическом устройстве государства;
  • продолжить воспитание патриотического отношения к Родине;
  • продолжить закрепление знаний математической терминологии;
  • продолжать закрепление умения решать задачи на деление на части и по содержанию;
  • продолжить закрепление знаний о геометрических фигурах и периметре многоугольников;
  • продолжать закрепление умений делать измерения с помощью измерительных приборов;
  • продолжать развитие познавательной активности детей;
  • развитие умения слушать вопросы и сосредотачивать внимание;
  • развитие умения быстро отвечать на вопросы, выбирать правильный ответ, рассуждать и объяснять свое решение;
  • развитие умения работать индивидуально, в коллективе и слушать собеседника;
  • развитие умения с достоинством принять победу и поражение;

Оборудование:

  • карточки со словами “да” и “нет”;
  • удостоверение депутата;
  • сборный дом “государство”:
  • карточки “депутаты”, “министры”, “президент”;
  • слова лозунга;
  • краткая запись задачи;
  • конверты с геометрическим материалом и индивидуальными заданиями;
  • кассета с записью гимна России и магнитофон, “телефон”;
  • отличительные знаки министров и кандидатов в президенты.

Ход урока

1. Орг. момент.

Звучит гимн России. Дети встают.

Прозвенел звонок и начался урок математики. Проверьте, чтобы на краю парты лежали учебник, пенал, тетрадь, конверты с заданием. Ребята, к нам сегодня на урок математики пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их.

2. Введение сюжета.

Сегодня у нас не просто урок. Сегодня мы будем строителями, а вот какими строителями, вы узнаете, когда решите примеры устного счета. (На краю парты в конверте для каждого ребёнка лежит задание и удостоверение депутата).

3. Устный счет.

Извините, звонит телефон. (На доске телефон.) Алло! Спасибо! Нам дали срочное задание.

Мы должны решить задачи и телефонограммой передать наши ответы.

1)

У Маши 9 пар ботинок. Сколько у неё ботинок на правую ногу?

Зимние каникулы длились 14 дней. Сколько это недель?

Семена всходили 3 недели. Сколько это дней?

Моему брату 2 года. Сколько ему месяцев?

Дождь шёл двое суток. Сколько часов шёл дождь?

Фильм длился 120 минут. Сколько это часов?

Улитка проползла 70 см. Сколько это дм?

Карандаш имеет длину 1 дм и 30 мм. Сколько это мм?

2) А телефон у нас непростой! Чтобы передать наши ответы, нужно номер набирать молча. Я буду показывать примеры, а вы будете говорить только ответы.

2 . 0 = 2 . 5 =
2 . 1 = 2 . 6 =
2 . 2 = 2 . 7 =
2 . 3 = 2 . 8 =
2 . 4 = 2 . 9 =

Ответы мы телефонограммой отослали.

3) А теперь в тетрадях зашифруем запись о проделанной работе. Открыли тетради. У вас уже написано: число, классная работа. Отступили 2 клеточки вниз. Записываем ответы в строчку через клеточку.

Уменьшаемое 60, вычитаемое 32, чему равна разность?

Найдите сумму чисел 18 и 29.

Первое слагаемое 11, второе слагаемое 43, найдите сумму.

Найдите разность чисел 100 и 13.

Уменьшите число 78 на 29.

Увеличьте число 45 на 27.

Найдите разность чисел 32 и 28.

Найдите произведение чисел 30 и 10.

Первый множитель 4, второй множитель 3. Найдите произведение.

Найдите частное чисел 70 и 10.

Закончили работу. Проверяем. (Один ученик называет ответы.)

У кого нет ни одной ошибки? У кого 1 – 2 ошибки?

4. Решение примеров табличного умножения.

Вы все отлично справились с первым заданием и получаете удостоверение, а какое, вы узнаете, достав его из конверта, который лежит у вас на краю парты. Сегодня на уроке мы будем депутатами.

Как вы думаете, кто такой депутат? (Представитель власти, выбранный народом и отстаивающий интересы своих избирателей) Правильно. (На доске появляется фундамент дома – карточка со словом “депутаты”). А для того, чтобы узнать, что же мы сегодня будем строить, вам надо в вашем удостоверении (рисунок 1) решить примеры, записать рядом ответ и расположить ответы в порядке возрастания. После этого вы сможете прочитать спрятанное слово. (Государство)

 

Первый ученик, отгадавший слово, встаёт, называет ответы и получившееся слово.

Проверка проводится тайным голосованием: кто согласен с нашим ответом – поднимает карточку “да”, кто не согласен – поднимает карточку “нет”. Что такое государство? (Организация, осуществляющая охрану и управление обществом, страной)

Как называется государство, в котором мы живём? (Россия) Что обязательно должно быть в государстве? (Президент, министры, правительство) Что такое правительство? (Люди, которые управляют страной)

5. Решение задачи.

Депутаты у нас уже есть. Но они встали перед непростой задачей. И должны принять важное решение. А мы заодно увидим: умеют ли наши депутаты работать вместе, быстро и дружно. Смотрите на краткую запись и внимательно слушайте задачу.

А задача у них такая: Рабочий в нашем государстве получает зарплату 86 рублей в месяц. Из этих денег он платит квартплату - 16 рублей и тратит на питание 25 рублей. Сколько денег остаётся у рабочего на личные расходы? Это простая задача или составная? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого надо знать? (Сколько рабочий тратит на питание и квартплату вместе) Как будем решать задачу?

В тетради посередине записали слово задача, поставили точку. Решаем задачу все вместе. Кто может решить задачу самостоятельно – решает двумя способами. (Один ребёнок - у доски).

На доске приготовлена краткая запись:

Питание - 25 рублей
Квартплата – 16 рублей 86 рулей
Осталось - ? рублей

1) 25 + 16 = 41 (руб.) – тратит на питание и квартплату (или траты).

2) 86 – 41 = 45 (руб.) – остаётся.

Ответ: у рабочего остаётся 45 рублей.

Проверка задачи будет проводиться тайным голосованием. Кто согласен с нашим ответом – поднимает карточку “да”, кто не согласен – поднимает карточку “нет”. (Если ребёнок не согласен – объясняет свою точку зрения.) Единогласно ответ принят.

Физминутка.

6. Работа разных уровней сложности.

Теперь мы должны выбрать министров. Кто такие министры? (Члены правительства, возглавляющие министерство, управляющие какой-либо отраслью.) У нас пять колонок, значит пять министерств. От каждого министерства мы должны выбрать самого быстрого, умного и ловкого работника, которого назначим министром. Работники всех министерств получили конверт с правительственным заданием. Откройте конверты и прочитайте задание про себя. (Конверт у каждого ребёнка) В каждом министерстве первый, решивший задание, встаёт. Если ответ дан правильный, то ребёнок получает “знак министра”. Кому не понятно задание? Приступайте к его выполнению.

  1. Начертить квадрат, периметр которого равен 8 см.
  2. Найти периметр прямоугольника, одна сторона которого равна 6 см, а вторая – на 3 см больше.
  3. Найти периметр прямоугольника, одна сторона которого равна 3 дм, а вторая – 5 дм.
  4. Найти с помощью линейки и действия сложения периметр шестиугольника, вложенного в конверт.
  5. Найти периметр прямоугольника, вложенного в конверт.

Проверка ответов проводится в каждом министерстве тайным голосованием. Быстрее всего справились с заданием 1 и 2 министерство. Они назначаются министерством по чрезвычайным ситуациям и министерством иностранных дел. Медленнее всего работали министерства образования и здравоохранения. В этих вопросах спешить нельзя. И пятое, но не последнее, министерство – министерство финансов. Здесь нельзя спешить и надо всё проверять несколько раз. Министры получают отличительные знаки.

7. Решение примеров и уравнений.

(На доске появляются карточки с названием министерств). Министры у нас есть и нам осталось выбрать кандидатов в президенты. Кто такой президент? (Глава государства) Кандидатами станут первые двое учеников, решивших правильно следующее задание. (Задание на доске) Сначала решаете уравнения, написанные на доске, а затем № 12 на стр. 75 учебника.

16+Х=46 43 + 51 = 32 + 63 =
Х-35=25 71 – 48 = 98 – 76 =
  36 + 59 = 43 + 19 =
  100 – 86 = 85 – 24 =

Кандидаты вслух объясняют, как они решали задание, а остальные тайным голосованием показывают: согласны они с ответом или нет? Кандидаты в президенты получают медали. (На доске появляется крыша дома – карточка со словом “президент”(РИСУНОК 2). В конце года мы увидим, кто достоин стать президентом нашего математического государства.

8. Решение неравенств.

Нам осталось только открыть лозунг, под которым мы будем жить в нашем государстве. Посмотрите, шпионы хотят сбить нас со следа, они расставили неверные знаки. Если мы поставим правильные знаки, то сможем открыть слова, из которых нам надо составить лозунг нашего государства.

10 х 4 +10 *10 х 5 8 х10 * 7 х 10
90 : 10 *90 : 9 9 х 2 – 2 *10 х 2

Перевернув правильные знаки, получим слова: по, всегда, совести, поступай. Дети составляют лозунг: “Всегда поступай по совести”.

9. Итог урока.

Теперь у нас есть всё необходимое для существования нашего государства. Понравился ли вам урок? Что понравилось больше всего? Что было самым трудным? Самым лёгким? Всегда ли вы поступаете по совести? По совести поставьте себе на полях отметку за работу на уроке. Открыли дневники. Записали Д/З стр. 75 № 9. Урок окончен. Всем спасибо за работу на уроке.

Дополнительные задания: стр. 74 № 4.