Вариант урока литературного чтения в 4-м классе по теме: "Война грибов с ягодами" (русская народная сказка в литературной обработке В.И. Даля)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся о русской народной сказке, её основными признаками;
  • познакомить с литературной сказкой Даля “Война грибов с ягодами”, указав её отличительные особенности от русской народной сказки;
  • совершенствовать виды работы над литературным текстом;
  • воспитывать нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности;
  • развивать речь, память, логическое мышление, расширять кругозор.

ХОД УРОКА

1. Речевая разминка

а) НАБЕРИТЕ ВОЗДУХ!

- произнесите на выдохе отрывок из стихотворения В.В. Маяковского

Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
От первой до третьей – люди,
Четвёртая была – верблюдик.

б) ПРОИЗНЕСИТЕ ПРАВИЛЬНО!

б
б
б
Ы ль
ло
ли
бы
брал
взял
А звон
звон
звон
И ть
л
шь

в) СКОРОГОВОРКА!

Послушайте.

Простоквашу дали Клаше,
Не довольна Клаша.
Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.

2. Работа с текстом до чтения

а) Беседа с учащимися.

- Итак, на прошлом уроке мы пришли к выводу, что Пушкин и Жуковский, используя народные сказки, создали авторские, литературные, которые с удовольствием читали их современники.

- Вспомните, чьи сказки советовал читать Пушкин? (Пушкин советовал читать сказки В.И.Даля).

- В.И.Даль. Кто это такой? (Владимир Иванович Даль – учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора. Он собирал народные сказки, песни, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения.)

– Как рождались сказки В.И.Даля? (Сказки В.И.Даля создавались двумя способами: во-первых, он сам их создавал, во-вторых, обрабатывал русские народные сказки.)

- Как Пушкин отзывался о сказках В.И.Даля? (Читая сказки В.И.Даля, он говорил, что в них много поэзии.)

- Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняется сюжет, герои, язык, идея, особенности текста.)

- Чем тогда литературная сказка отличается от народной? (Писатель делает текст более грамотным выделяя особенности, достоинства.)

б) Задание в “Тетради для чтения” (стр. 37)

- Познакомьтесь с этапами жизни В.И.Даля и определите, на каком этапе жизни были созданы авторские литературные сказки? (В 1832 году вышли в свет “Русские сказки казака Луганского.)

- Но мы же говорили о В.И.Дале, а при чём здесь Луганский? (Он взял псевдоним.)

- Для чего же он взял псевдоним?

3. Работа с текстом во время чтения

а) Чтение сказки учителем, учащихся по частям до слов “… зелёная травка: (Стр.163-164)

б) Ответы на вопросы по смысловому содержанию прочитанного.

- Чем оказалось богато лето? (Ягодами и грибами.)

- Что задумал гриб-боровик? (Он задумал вести войну против ягод.)

- Какие грибы он призвал на помощь? (НА ДОСКЕ МУЛЯЖИ ГРИБОВ):

Волнушки Опёнки Сморчки.

- Кто откликнулся на призыв гриба-боровика? (На призыв откликнулись грузди .)

в) Самостоятельное чтение последнего абзаца.

- Чем закончилась сказка В.И.Даля? (Собрала тетка Варвара грибы в короб да в карманы.)

г) Наблюдение над языком сказки.

НА ДОСКЕ:

- волнушки – старые старушки;

- опёнки – ноги больно тонки;

- сморчки – старички;

- грузди – братья дружны.

- В какой части текста спряталась РИФМА, которая и придаёт сказке стихотворную речь? (Та часть, где Варвара собирает грибы.)

- Давайте найдем и прочитаем.

Дописывается на доске

волнушки – в кадушки сморчки – в бурачки
опёнки – в бочонки груздки – в кузовки

- Что такое кузовок? (Лукошко.) После обращаемся к словарю В.И.Даля и демонстрируем ребятам лукошко.

- Где вы видели лукошко? (На иллюстрации в учебнике.)

д) Выразительное чтение сказки.

- В каком варианте, по-вашему, сказка звучит интереснее: когда один читатель-сказитель, или если её читать по ролям? (Чтение по ролям отрывка, когда гриб-боровик сзывает остальные грибы на войну.)

- Так успела начаться война? (Нет.)

- Ну и чем она закончилась? (Варвара собрала все грибы в кузовок и в карманы.)

- Какова же основная идея сказки? (Надо всем жить дружно.)

4. Работа с текстом после чтения. Игра “Кузовок”.

а) Подготовка к игре:

- Любой текст в обработке В.И.Даля начинал всегда “играть”. Вот послушайте:

запись на доске:

кадушки – бочонки (обручная посуда);

буравки – кузовки (корзина, лукошко).

- Слова не просто рифмуются, они не случайно стоят парами, каждая пара слов обозначает одно и то же.

- Как называются такие слова? (Синонимы.)

- Дайте значение словам, записанным на доске.

- А что можно положить в кузовок?

б) Чтение описания игры “Кузовок”.

в) Игра в слова.

- Я поднесу к кузовку … (слова на КУ) Дети кладут залоги в лукошко и называют слова на – ку-, затем разыгрывают залоги.

г) Проверка Д/З. Чтение отрывков А.С.Пушкина и В.А.Жуковского “Сказка о царе Салтане” и “Спящая Царевна” наизусть.

5. Домашнее задание.

- Прочитать любую другую сказку в обработке В.И.Даля (по выбору.)

- Задания №2 стр.37 в “Тетради для чтения”.