Цели урока:
- систематизировать знания учащихся о русской народной сказке, её основными признаками;
- познакомить с литературной сказкой Даля “Война грибов с ягодами”, указав её отличительные особенности от русской народной сказки;
- совершенствовать виды работы над литературным текстом;
- воспитывать нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности;
- развивать речь, память, логическое мышление, расширять кругозор.
ХОД УРОКА
1. Речевая разминка
а) НАБЕРИТЕ ВОЗДУХ!
- произнесите на выдохе отрывок из стихотворения В.В. Маяковского
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
От первой до третьей – люди,
Четвёртая была – верблюдик.
б) ПРОИЗНЕСИТЕ ПРАВИЛЬНО!
б
б
бЫ ль
ло
либы
брал
взялА звон
звон
звонИ ть
л
шь
в) СКОРОГОВОРКА!
Послушайте.
Простоквашу дали Клаше,
Не довольна Клаша.
Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
2. Работа с текстом до чтения
а) Беседа с учащимися.
- Итак, на прошлом уроке мы пришли к выводу, что Пушкин и Жуковский, используя народные сказки, создали авторские, литературные, которые с удовольствием читали их современники.
- Вспомните, чьи сказки советовал читать Пушкин? (Пушкин советовал читать сказки В.И.Даля).
- В.И.Даль. Кто это такой? (Владимир Иванович Даль – учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора. Он собирал народные сказки, песни, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения.)
– Как рождались сказки В.И.Даля? (Сказки В.И.Даля создавались двумя способами: во-первых, он сам их создавал, во-вторых, обрабатывал русские народные сказки.)
- Как Пушкин отзывался о сказках В.И.Даля? (Читая сказки В.И.Даля, он говорил, что в них много поэзии.)
- Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняется сюжет, герои, язык, идея, особенности текста.)
- Чем тогда литературная сказка отличается от народной? (Писатель делает текст более грамотным выделяя особенности, достоинства.)
б) Задание в “Тетради для чтения” (стр. 37)
- Познакомьтесь с этапами жизни В.И.Даля и определите, на каком этапе жизни были созданы авторские литературные сказки? (В 1832 году вышли в свет “Русские сказки казака Луганского.)
- Но мы же говорили о В.И.Дале, а при чём здесь Луганский? (Он взял псевдоним.)
- Для чего же он взял псевдоним?
3. Работа с текстом во время чтения
а) Чтение сказки учителем, учащихся по частям до слов “… зелёная травка: (Стр.163-164)
б) Ответы на вопросы по смысловому содержанию прочитанного.
- Чем оказалось богато лето? (Ягодами и грибами.)
- Что задумал гриб-боровик? (Он задумал вести войну против ягод.)
- Какие грибы он призвал на помощь? (НА ДОСКЕ МУЛЯЖИ ГРИБОВ):
Волнушки Опёнки Сморчки.
- Кто откликнулся на призыв гриба-боровика? (На призыв откликнулись грузди .)
в) Самостоятельное чтение последнего абзаца.
- Чем закончилась сказка В.И.Даля? (Собрала тетка Варвара грибы в короб да в карманы.)
г) Наблюдение над языком сказки.
НА ДОСКЕ:
- волнушки – старые старушки;
- опёнки – ноги больно тонки;
- сморчки – старички;
- грузди – братья дружны.
- В какой части текста спряталась РИФМА, которая и придаёт сказке стихотворную речь? (Та часть, где Варвара собирает грибы.)
- Давайте найдем и прочитаем.
Дописывается на доске
волнушки – в кадушки сморчки – в бурачки опёнки – в бочонки груздки – в кузовки
- Что такое кузовок? (Лукошко.) После обращаемся к словарю В.И.Даля и демонстрируем ребятам лукошко.
- Где вы видели лукошко? (На иллюстрации в учебнике.)
д) Выразительное чтение сказки.
- В каком варианте, по-вашему, сказка звучит интереснее: когда один читатель-сказитель, или если её читать по ролям? (Чтение по ролям отрывка, когда гриб-боровик сзывает остальные грибы на войну.)
- Так успела начаться война? (Нет.)
- Ну и чем она закончилась? (Варвара собрала все грибы в кузовок и в карманы.)
- Какова же основная идея сказки? (Надо всем жить дружно.)
4. Работа с текстом после чтения. Игра “Кузовок”.
а) Подготовка к игре:
- Любой текст в обработке В.И.Даля начинал всегда “играть”. Вот послушайте:
запись на доске:
кадушки – бочонки (обручная посуда);
буравки – кузовки (корзина, лукошко).
- Слова не просто рифмуются, они не случайно стоят парами, каждая пара слов обозначает одно и то же.
- Как называются такие слова? (Синонимы.)
- Дайте значение словам, записанным на доске.
- А что можно положить в кузовок?
б) Чтение описания игры “Кузовок”.
в) Игра в слова.
- Я поднесу к кузовку … (слова на КУ) Дети кладут залоги в лукошко и называют слова на – ку-, затем разыгрывают залоги.
г) Проверка Д/З. Чтение отрывков А.С.Пушкина и В.А.Жуковского “Сказка о царе Салтане” и “Спящая Царевна” наизусть.
5. Домашнее задание.
- Прочитать любую другую сказку в обработке В.И.Даля (по выбору.)
- Задания №2 стр.37 в “Тетради для чтения”.