Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, находить в слове корень.
Задачи:
- наблюдение за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;
- сочетание орфографической и речевой подготовки;
- обогащение словарного запаса детей;
- активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Оборудование:
- классная доска, на которой таблички тема урока “Секрет корней” и правило “Корни родственных слов пишутся одинаково” прикрыта листами бумаги, украшенными снежинками;
- музыка Чайковского и Вивальди “Времена года” (“Зима”);
- репродукции картин Левитана о зиме;
- “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля;
- рисунки с изображениями фигурки сказочных героев Зимушки, Мороза и Холода;
- карточки с заданиями и тестами;
- красочные книжки-малышки с пословицами, загадками, поговорками о зиме, которые дети собирают самостоятельно по предварительному заданию.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).
II. Минутка чистописания.
Учитель. Постарайтесь написать красиво и правильно.
З з. зи. ам. ма. зз. pь
III. Словарная работа.
Учитель. Кто, угадай-ка, седая хозяйка, тряхнет перинки – по миру пушинки? (Зима).
У. Назовите зимние месяцы.
Д. Декабрь, январь, февраль.
У. Запишем эти слова с комментированием.
- Прочитайте пословицы, поговорки о зимних месяцах.
Дети читают материалы, собранные в книжках-малышках, о месяцах зимы, зимних явлениях природы.
IV. Сообщение темы урока.
У. В гости к нам пришла красавица Зима.
На доске помещается рисунок Зимы.
У. На уроке мы будем собирать родственников зимы и верных её слуг.
- Какие слова в русском языке называют родственными?
Д. Родственными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение.
Работа с тестами в парах. (Индивидуально, по желанию более сильные ученики выполняют задание со ).
ТЕСТ 1. Выбери верное утверждение. Раскрась жёлтым цветом выбранную рамку. Приведи пример родственных слов. 2. Выбери верное утверждение. Соедини линией начало и конец фразы.
Верно ли утверждение: “Слова белый, белеть, белка – имеют одинаковый корень?” ! Можно ли объяснить эти слова с помощью одного слова? 3. Закончи фразу – памятку. Чтобы найти в слове корень, нужно:
Выдели корень в словах: шубка, шуба, полушубок |
У. Мы вспомнили о том, что уже знали. А гостья Зима пришла не случайно. Я надеюсь, она поможет нам разгадать один важный секрет корней родственных слов.
На доске убирается лист со снежинками и открывается тема урока.
У. Как в народе ласково называют зиму?
Д. Зимушка.
У. Запишите это слово ( у доски с комментированием, “окошками”).
- О каком способе избежать ошибок вы должны помнить? Будьте внимательны ко всем встречающимся орфограммам!
На доску крепятся сигнал “Внимания” - !.
У. День во время зимы – … (какой?)
Д. Зимний.
У. Всё, что происходит во время зимы, – …(когда?)
Д. Зимой.
У. Проводить где-то зиму, жить зимой – …
Д. Зимовать.
У. Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи, полярники, – …
Д. Зимовье.
На доске получилась запись: Зимушка, зимний, з.мой, з.м.вать, з.мовье.
У. Какие из этих слов называют предметы, а какие – признаки, действия?
- В каких словах в корне есть орфограммы, а в каких – нет? Почему?
Д. В словах зимушка и зимний буква гласного в корне ударная, значит в корне этих слов нет орфограммы. В словах зимой, зимовать, зимовье в корне буквы гласных находятся в безударной “слабой” позиции, в корнях этих слов орфограммы есть.
У. Как вы думаете, сможем ли мы вставить гласные буквы в “окошки”?
Д. Можно предположить, что гласная будет и, как в словах зимушка и зимний.
У. Узнаем секрет корней.
- Читаем правило: “Корни родственных слов пишутся одинаково”.
На доске открывается подобная надпись, к ней по необходимости можно обращаться в течение урока. Для концентрации внимания учитель крепит к табличке знак !.
У. Помня секрет корней, вставьте буквы в окошки, подчеркни их.
- Ребята, мы, с помощью текста учебника, собрали родственников слова Зима. Предлагаю вам заглянуть на страницы “Толкового словаря живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля. Даль записывает: зимка, зимочка, зимушка, зимонька. А если она суровая, долгая? То – зимища. А если хилая, слякотная – то зимишка. Но как ни зимно (морозно), как ни зимненько (морозненько), как ни з.мновато (студеновато) снежной порой, вот уже по водам, по болотам пролегает зимник – зимний путь по замерзшей глади реки, и бежит по нему резвая лошадка, запряженная в сани, выпархивает из-под саней зазевавшийся з.мородок, и славит зиму возница – з.мохвал”.
На доске появляются карточки с родственными словами, в некоторых из них буква гласного в “слабой” позиции обозначена “окошком”.
У. Все эти слова родственные, потому что объясняются словом зима, значит в корнях слов и безопасные, и опасные места нужно обозначать буквой и.
Физминутка (упражнение для глаз) под музыку.
V. Актуализация знаний.
У. Зима не приходит одна. С ней ее верные слуги.
Мороз трещит – большому холоду быть.
На доске фигурки Мороза и Холода.
- Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему?
Д. Слова близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни.
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные смело подбери слова.
У. Некоторым ребятам наши гости прислали на льдинках слова. Выйдите и закрепите их на доске. Вставьте пропущенные орфограммы, выделите корень.
Дети крепят слова м.розный, заморо.ки, морозец, морози, х.лодный, холодильник, хол.дает, группируя их по признаку родства со словами Мороз и Холод, объясняя выбор буквы правилом “Секрета корней”.
VI. Тренировочные упражнения.
У. А какие осадки выпадают зимой?
- Запишите в два столбика родственные слова по секрету корней, но с “окошками” в других частях слов.
Куропатка на ночлег
В голубой нырнула … (снег).
Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает. (Лёд)
Что за звездочки такие
на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
а возьмешь – вода в руке? (снежинки)
В свежем воздухе сверкнет
белый чистенький … (снежок).
У. Что за семейка собралась? Обратимся к справке: “Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё, г и ж заменяют друг друга.
Д. Выделяем корни снег- – снеж-, лед- – лёд.
У. В какие семейки можно поселить слова сосулька, каток и сугроб.
Д. Слова сосулька, каток можно “породнить” со словом лёд, а сугроб со словом снег.
Д. Эти слова не “родственники”, они близки по смыслу, но не имеют общего корня.
У. Продолжим работу над подбором родственных слов.Перед вами тексты, которые помогут в выборе и записи “родственников” слов снег, лёд. Выделите в них корень.
Дети выполняют задания разного уровня сложности по вариантам.
Вариант 1 | Вариант 2 |
|
Слой за слоем падает снег на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. А иногда затянется твердой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить снеговика! |
Вариант 3
Жили-были старик со старухой. Всё было хорошо, да только детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. Ребятишки высыпали на улицу поиграть, на ледок салазки выкатили.
Стари со старухой на них из окна глядят.
– А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
– Давай, - говорит старуха.
Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь – а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.
(Русская народная сказка)
У. Ребята, есть мнение, что слова снеговик и снеговой образованы от слова снег, поэтому общим для них является корень снег-. Послушайте другое высказывание: “От слова снег образованы не только слова снеговик и снеговой, но и снежок. Значит корень во всех словах сне-”. Какое из этих мнений верно и почему? Какие звуки в словах чередуются?
Физминутка проходит под песенку Деда Мороза “Расскажи Снегурочка…” из мультфильма “Ну-погоди!”.
VII. Работа с текстом.
У. Какой бывает снег?
Д. Белый, рыхлый, скрипучий, мягкий, пушистый.
Под музыку Вивальди учитель предлагает созерцать картины зимней природы. Звучит рассказ:
- Разгулялась зимушка – зима. Махнет рукавом – отправит в поход свою свиту. Вьюги, метели да бураны закружат, занесут сугробами города, улицы, дороги. Заколдует, заворожит, нашепчет сонное заклинанье Зима. Оденет деревья в пушистые снеговые шубы. Уснет природа прекрасным чудным сказочным сном.
Ученик читает стихотворение М. Пожаровой “Заклинание зимы”.
Разукрасила зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек – снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках
Льёт вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
- Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового расцвета!
У. Что вы видите на картине?
У. Ребята, вам предлагается списать текст, вставить подходящие по смыслу слова. Решайте орфографические задачи. В выделенных словах обозначьте корень.
Волшебница в лесу.
Зима … в лес. Дерев? я … в тяжелые сн.говые шубы. На ветки … пуховые варежки. Раздвинуло солнышк. сизую туч?ку. Под его луч.ми … сн.га. Кругом зажглись, … разноцветные огон?ки. Ч.дная к.ртина!
Слова для справок: пришла, укутала, надела, засверкали.
VIII. Объяснение д.з.
У. Снеговик предлагает вам рассмотреть картинку и составить “горку” из родственных слов.
IX. Речевая подготовка. Работа с пословицами и приметами.
У. Вспомните пословицы, поговорки, приметы, в которых встречаются родственники слов зима, мороз, снег.
Дети используют самодельные книжки-малышки.
Зима без снега – лето без хлеба. (Письмо под диктовку).
Много снега – много хлеба.
Мороз невелик, а стоять не велит.
Мороз и старого молодит.
Два друга: мороз да вьюга.
- Какой зимний праздник самый любимый нами? (Новый год)
Про него говорят: Новый год – к весне поворот.
X. Подведение итогов. Рефлексия.
- А пока до весны ещё далеко. Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Чем занимались? Что понравилось? Как вы думаете, все ли секреты мы с вами сегодня раскрыли?
- В течение урока вы получали льдинки (блестящая бумага наклеена на бархатную) за ответы. Сколько набрали? Молодцы! Я предлагаю дополнить картинку зимы и закрепить ваши снежинки на фланелеграфе.
- На ветки одного дерева нужно закрепить льдинки так, чтобы показать – понравился ли вам урок. Другое дерево примет ваши льдинки, когда вы расскажете ему, насколько сложно вам было на уроке.
Дети крепят значки на разной высоте деревьев, показывая насколько интересным и доступным был урок.
- Как много снега! Спасибо за работу!