Методическая разработка интегрированного урока в 3-м классе по программе Л.В. Занкова. Предмет «Литературное чтение / развитие речи»

Разделы: Начальная школа


Тема: “Жизнь дана на добрые дела”.

Сергей Козлов “Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды”.

Цели:

  1. Расширить и углубить знания детей о понятии добра на основе литературных произведений, музыки, пословиц и самостоятельной творческой деятельности.
  2. Развивать и совершенствовать речь учащихся, мыслительную деятельность, эмоциональную сферу.
  3. Создать условия для того, чтобы у детей возникло стремление делать добро окружающим людям, быть добрым.

Оборудование: Литературные произведения, пословицы, буквенное табло, музыка, краски, кисти, вода, лепестки цветка, “Учебник Литературное чтение” 3 кл., I и II части.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Пусть сегодняшний урок чтения принесёт нам радость общения.

2. Эмоциональный настрой.

  • Прослушайте строки из стихотворения:

Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Хотя забываю о зле.

  • Какие мысли возникли?
  • Доброта вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг дуга.
  • Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.

3. Сообщение темы урока.

  • Сегодня у нас урок-мастерская, где каждый из вас будет сочинять, рисовать, слушать, разгадывать, создавать своё. Будем творить.
  • Разгадайте тему нашей встречи. Перед вами буквенное табло.

  • Первое слово – это существительное, лексическое значение которого – существование человека, проявление его деятельности, энергии. Образовано от глагола “жить”. Жизнь.
  • Четвертое слово – это прилагательное. Так называют отзывчивых, душевных, положительных, хороших людей, делающих полезные поступки. Добрые.
  • Пятое слово – его синонимы существительные работа, труд, деятельность. Дела.
  • Какая же тема нашей мастерской?

Жизнь дана на добрые дела

  • Как понимаете смысл этой пословицы?

4. Подготовка к мини-сочинению.

1. От прилагательного добрые образуйте имена существительные.

Добро, доброта.

2. Произнесите медленно слова.

  • Какие звуковые ассоциации возникают?

(дом, день, дело, душа, дар, дарить).

  • Подберите смысловые ассоциации к словам добро, доброта.
  • У меня такие ассоциации:
красота

душевность

ласка

тепло

счастье

отзывчивость

веселье

любовь

жизнь

праздник

радость

смех

улыбка

мама

семья

 

3. С какими цветами ассоциируются слова добро, доброта? (С теплыми цветами).

  • Закрасьте часть тетрадного листа тем цветом, которому, по вашему мнению, соответствует доброта.

4. А как вы думаете, легко ли быть добрым?

  • Послушайте, какой ответ на этот вопрос даёт поэтесса Н. Тулупова.
  • Постарайтесь услышать главные слова.

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

  • Какие главные слова характеризуют доброту?

5. Назовите произведения, изученные нами, в которых мы встречались с добрыми людьми, добрыми, бескорыстными поступками.

  • Всегда приятно встретиться с добрыми и чуткими людьми, которые умеют дарить тепло, нежность, которые при встрече отдают частичку своего сердца.

6. Вспомните и назовите пословицы о добре, о доброте.

  • Я предлагаю такие пословицы:

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Кто добру учится, тот добром живет.

Добро творить – себя веселить.

Доброе дело питает душу и тело.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

5. Мини-сочинение по заданному началу.

Творческая работа.

  • Мы с вами много говорили о добрых людях, о добрых делах, а теперь каждый из вас постарайтесь написать свое понимание доброты.
  • Продолжить начало: Доброта – это…

6. Анализ сочинений.

  • Удалось ли автору раскрыть смысл слова доброта?

7. Работа над произведением.

А) Первичное чтение.

  • Хотелось бы вам продолжить встречу с героями литературных произведений, которым нравится творить добрые дела?
  • Откройте учебник на странице 126 и прочитайте эпиграф к главе.
  • Из какой сказки эти строки? (“Ёжик в тумане” С. Козлова).
  • Что вы знаете о писателе?

Московский писатель Сергей Козлов широко известен читателям, как автор сказок. Его герои – Ёжик, Медвежонок, Львёнок, Черепаха – стали персонажами мультфильмов и пьес, завоевав симпатии детей и взрослых.

Сергей Козлов родился в Москве в 1939г. С детских лет сочинял стихи и рассказы. В 1965 году окончил Литературный институт. Первая книжка “Как солнце разбилось” появилась в печати в 1962 году.

В 1970 году вышли в свет книжки-картинки для малышей “На нашем дворе”, “Прочти и раскрась”, “Удивительная речка”.

Молодой писатель быстро нашел свой путь в литературе – его привлек жанр сказки. В 1967 году появились знаменитые Львенок и Черепаха и их не менее знаменитая песенка “Я на солнышке лежу”. Затем возникли Ёжик и Медвежонок, сказки, о которых можно отнести к лучшим произведениям Козлова.

Сейчас С. Козлов автор многочисленных детских книг. Среди них - “Большая буква А”, “Поющий поросенок”, “Ёжик в тумане”, “Я на солнышке лежу” и другие. С. Козлов переводит стихи для детей с туркменского, украинского, манси.

  • Какие еще сказки С. Козлова читали?

(“Черный омут”, “Красота”, “В небе туча хмурится”, “Лисичка”)

  • Что объединяет всех героев С. Козлова?

(Обладают даром удивлять и видеть прекрасное. Сами делают добрые дела).

  • Хотели бы встретиться с ними ещё раз?
  • Прочитайте сказку “Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды”.

/самостоятельное чтение детьми/.

  • Понравилась сказка? Чем?

(делают доброе дело для всех).

  • Знакомы ли герои?

Б) Вторичное чтение.

  • Хотели бы перечитать сказку?
  • Зачем надо протирать звёзды?

(они запылились, их никто не увидит).

В) Выборочное чтение.

  • Как это делает Ежик? Зачитать.
  • А как Медвежонок? Почему по-разному?

Г) Анализ произведения.

  • О чём эта сказка?
  • Что подразумевал автор, когда задумывал такой сюжет?

(Нужно ухаживать за планетой, на которой мы живём, делать добро).

  • А вы, хотя бы изредка, протираете звёзды? Каким образом?
  • Все мы осознаём необходимость бережного отношения к окружающему миру, к окружающим людям, все наши незаметные, крошечные усилия в этом направлении имеют огромную ценность: они позволяют сохранить нашу землю и тот душевный климат, который укрепляет веру людей в добро, во взаимопомощь, делает нашу жизнь радостной, осмысленной.

8. Рефлексия.

  • Перед вами волшебные лепестки. Напишите на них кратко, какое доброе дело вы совершили за свою жизнь, от которого вам и окружающим людям стало радостно.
  • Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, что, как говорит английская пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании”.
  • Посмотрите:

(Лепестки на доску)

  • Доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.

(Из разноцветных лепестков на доске складывается цветок).

9. Домашнее задание.

  • Продолжить встречу с героями С. Козлова.

Стр. 138-141. Ответить на последний вопрос.

  • Я хочу поблагодарить вас за работу, за творчество и пожелать вырасти добрыми, надёжными людьми.