Тема: “Жизнь дана на добрые дела”.
Сергей Козлов “Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды”.
Цели:
- Расширить и углубить знания детей о понятии добра на основе литературных произведений, музыки, пословиц и самостоятельной творческой деятельности.
- Развивать и совершенствовать речь учащихся, мыслительную деятельность, эмоциональную сферу.
- Создать условия для того, чтобы у детей возникло стремление делать добро окружающим людям, быть добрым.
Оборудование: Литературные произведения, пословицы, буквенное табло, музыка, краски, кисти, вода, лепестки цветка, “Учебник Литературное чтение” 3 кл., I и II части.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Пусть сегодняшний урок чтения принесёт нам радость общения.
2. Эмоциональный настрой.
- Прослушайте строки из стихотворения:
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Хотя забываю о зле.
- Какие мысли возникли?
- Доброта вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг дуга.
- Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас урок-мастерская, где каждый из вас будет сочинять, рисовать, слушать, разгадывать, создавать своё. Будем творить.
- Разгадайте тему нашей встречи. Перед вами буквенное табло.
- Первое слово – это существительное, лексическое значение которого – существование человека, проявление его деятельности, энергии. Образовано от глагола “жить”. Жизнь.
- Четвертое слово – это прилагательное. Так называют отзывчивых, душевных, положительных, хороших людей, делающих полезные поступки. Добрые.
- Пятое слово – его синонимы существительные работа, труд, деятельность. Дела.
- Какая же тема нашей мастерской?
Жизнь дана на добрые дела
- Как понимаете смысл этой пословицы?
4. Подготовка к мини-сочинению.
1. От прилагательного добрые образуйте имена существительные.
Добро, доброта.
2. Произнесите медленно слова.
- Какие звуковые ассоциации возникают?
(дом, день, дело, душа, дар, дарить).
- Подберите смысловые ассоциации к словам добро, доброта.
- У меня такие ассоциации:
красота душевность
ласка
тепло
счастье
отзывчивость
веселье
любовь
жизнь праздник
радость
смех
улыбка
мама
семья
3. С какими цветами ассоциируются слова добро, доброта? (С теплыми цветами).
- Закрасьте часть тетрадного листа тем цветом, которому, по вашему мнению, соответствует доброта.
4. А как вы думаете, легко ли быть добрым?
- Послушайте, какой ответ на этот вопрос даёт поэтесса Н. Тулупова.
- Постарайтесь услышать главные слова.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
- Какие главные слова характеризуют доброту?
5. Назовите произведения, изученные нами, в которых мы встречались с добрыми людьми, добрыми, бескорыстными поступками.
- Всегда приятно встретиться с добрыми и чуткими людьми, которые умеют дарить тепло, нежность, которые при встрече отдают частичку своего сердца.
6. Вспомните и назовите пословицы о добре, о доброте.
- Я предлагаю такие пословицы:
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Кто добру учится, тот добром живет.
Добро творить – себя веселить.
Доброе дело питает душу и тело.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
5. Мини-сочинение по заданному началу.
Творческая работа.
- Мы с вами много говорили о добрых людях, о добрых делах, а теперь каждый из вас постарайтесь написать свое понимание доброты.
- Продолжить начало: Доброта – это…
6. Анализ сочинений.
- Удалось ли автору раскрыть смысл слова доброта?
7. Работа над произведением.
А) Первичное чтение.
- Хотелось бы вам продолжить встречу с героями литературных произведений, которым нравится творить добрые дела?
- Откройте учебник на странице 126 и прочитайте эпиграф к главе.
- Из какой сказки эти строки? (“Ёжик в тумане” С. Козлова).
- Что вы знаете о писателе?
Московский писатель Сергей Козлов широко известен читателям, как автор сказок. Его герои – Ёжик, Медвежонок, Львёнок, Черепаха – стали персонажами мультфильмов и пьес, завоевав симпатии детей и взрослых.
Сергей Козлов родился в Москве в 1939г. С детских лет сочинял стихи и рассказы. В 1965 году окончил Литературный институт. Первая книжка “Как солнце разбилось” появилась в печати в 1962 году.
В 1970 году вышли в свет книжки-картинки для малышей “На нашем дворе”, “Прочти и раскрась”, “Удивительная речка”.
Молодой писатель быстро нашел свой путь в литературе – его привлек жанр сказки. В 1967 году появились знаменитые Львенок и Черепаха и их не менее знаменитая песенка “Я на солнышке лежу”. Затем возникли Ёжик и Медвежонок, сказки, о которых можно отнести к лучшим произведениям Козлова.
Сейчас С. Козлов автор многочисленных детских книг. Среди них - “Большая буква А”, “Поющий поросенок”, “Ёжик в тумане”, “Я на солнышке лежу” и другие. С. Козлов переводит стихи для детей с туркменского, украинского, манси.
- Какие еще сказки С. Козлова читали?
(“Черный омут”, “Красота”, “В небе туча хмурится”, “Лисичка”)
- Что объединяет всех героев С. Козлова?
(Обладают даром удивлять и видеть прекрасное. Сами делают добрые дела).
- Хотели бы встретиться с ними ещё раз?
- Прочитайте сказку “Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды”.
/самостоятельное чтение детьми/.
- Понравилась сказка? Чем?
(делают доброе дело для всех).
- Знакомы ли герои?
Б) Вторичное чтение.
- Хотели бы перечитать сказку?
- Зачем надо протирать звёзды?
(они запылились, их никто не увидит).
В) Выборочное чтение.
- Как это делает Ежик? Зачитать.
- А как Медвежонок? Почему по-разному?
Г) Анализ произведения.
- О чём эта сказка?
- Что подразумевал автор, когда задумывал такой сюжет?
(Нужно ухаживать за планетой, на которой мы живём, делать добро).
- А вы, хотя бы изредка, протираете звёзды? Каким образом?
- Все мы осознаём необходимость бережного отношения к окружающему миру, к окружающим людям, все наши незаметные, крошечные усилия в этом направлении имеют огромную ценность: они позволяют сохранить нашу землю и тот душевный климат, который укрепляет веру людей в добро, во взаимопомощь, делает нашу жизнь радостной, осмысленной.
8. Рефлексия.
- Перед вами волшебные лепестки. Напишите на них кратко, какое доброе дело вы совершили за свою жизнь, от которого вам и окружающим людям стало радостно.
- Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, что, как говорит английская пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании”.
- Посмотрите:
(Лепестки на доску)
- Доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.
(Из разноцветных лепестков на доске складывается цветок).
9. Домашнее задание.
- Продолжить встречу с героями С. Козлова.
Стр. 138-141. Ответить на последний вопрос.
- Я хочу поблагодарить вас за работу, за творчество и пожелать вырасти добрыми, надёжными людьми.