Тема урока: "Дальтон-план в обучении иностранному языку"

Разделы: Иностранные языки


Дискуссия по проблемам преподавания английского языка в школе длится уже много лет. Пути повышения эффективности обучения ищут все педагоги.

Моя великая мечта – вырастить всесторонне развитых выпускников, которые в совершенстве владели бы полученными знаниями и применяли их на практике, способных ориентироваться в настоящем с опорой на опыт прошлого, умеющих делать самостоятельный осознанный выбор. Для того чтобы осуществить мечту, нужно знать, для чего необходимо преподавать английский язык, что изучать и как изучать.

Традиционные методы и формы обучения не позволяют в полном объёме решить задачи, поставленные на современном этапе перед школой. В образовании необходим новый способ отношений: не авторитарный, а сотрудничество учителя и ученика в решении общей задачи – получения знаний.

Знания – это результат разнообразной творческой деятельности ученика и учителя и главный критерий работы учителя.

Я с уверенностью могу сказать, что перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он не работал, непременно возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам, на мой взгляд, относятся:

  • как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
  • как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности;
  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.

Тему “Дальтон-план в обучении иностранному языку” считаю актуальной.

Дальтон-план – это метод работы, "образ жизни" в рамках которого создаются условия, обеспечивающие оптимальное раскрытие каждого ученика. Здесь нет одного центрального аспекта. Дальтон-план опирается на исходное положение о синтезе различных целей. Важными элементами при этом являются учащиеся, работа, общество и его отражение в школьной жизни, окружающая обстановка и задачи. Школа представляет собой место, где сходятся все элементы, и где хорошее взаимодействие между ними обеспечивает обстановку, в которой учащиеся способны достичь наивысших результатов. Все это в полной мере можно отнести к обучению иностранному языку, который является одним из составляющих системы обучения в любой школе

Цель Дальтон-плана — научить учащихся самостоятельно добывать знания, с помощью хорошо составленных Дальтон заданий, в которых дан обзор определенного раздела, требующих усвоения. Поэтому я с самого начала не требовала слишком много от ученика. Можно скорее ожидать гибкости, находчивости, работоспособности, если все предлагаемые задачи соответствуют умственным силам ученика, хуже, если, предлагаемые задания выше понимания учащегося. Ученик должен понимать, что от него требуется, прежде чем он сумеет правильно распределить время и занятия для систематической работы над выполнением заданий. Только работа доступная пониманию, будит интерес, и заставляет расти творческие силы.

Три основных принципа Дальтоновской школы:

1) свобода;

2) самостоятельность;

3) сотрудничество.

Я бы хотела рассмотреть каждый из вышеназванных принципов подробно.

1. Свобода – это свобода выбора. Учебно-воспитательный процесс в своей группе организую таким образом, чтобы учащиеся с помощью учителя выбирали для себя оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками. Учащиеся учатся распоряжаться предоставленной свободой и несут ответственность за пользование этой свободой. Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. При этом важную роль сохраняю за собой (руковожу, стимулирую, сохраняю свободу, контролирую и обучаю).

2. Сотрудничество. Учащийся не один в классе. Он работает вместе с другими учениками и учителем. Учащиеся могут обращаться за помощью друг к другу. На первых уроках учащиеся моей группы определили важные аспекты сотрудничества:

  • умение прислушиваться друг к другу;
  • принимать совместные решения;
  • ясно выражать свои желания и намерения;
  • разрешать конфликты;
  • доверять друг другу, комфортно ощущать себя в группе;
  • ощущать свою ответственность за выполнение задания.

Моя задача, как учителя, обеспечить руководство и помощь.

3. Самостоятельность побуждает учащихся к самостоятельной деятельности, к собственным открытиям. В этом случае все запоминается лучше, так как ученик участвует в активном процессе запоминания, а не в пассивном. В ходе самостоятельных заданий я стараюсь рационально распределить время так, что каждый может получить помощь именно на той ступени, на которой она ему необходима. Немаловажно при этом то, что ученики учатся эффективно расходовать свое время. Для организации самостоятельной работы я:

  • формулирую задания ясно и четко;
  • устанавливаю реальные сроки для выполнения заданий;
  • определяю условия, при которых становится возможным регистрировать сделанную работу;
  • дифференцирую задания для “быстрых” и “медленных” учеников;
  • указываю вспомогательные источники информации
  • определяю четкие правила поведения, предоставляя возможность свободного перемещения при выполнении заданий, не мешая работе других учеников.

Так же я считаю, что очень важным элементом являются задания, в которых описывается учебный материал для самостоятельного усвоения учащимися к заданному сроку. Поэтому я их тщательно продумываю, четко разрабатываю, таким образом чтобы выполнение не вызывало никаких проблем у учащихся. Я уже отмечала, что учащиеся самостоятельно планируют работу над полученными заданиями, сами ведут учет своей работы, сами работают с дополнительными источниками информации, сами решают какая помощь и от кого им нужна. Я со своей стороны внимательно слежу за продвижением учащихся в выполнении заданий и, в случае необходимости, оказываю им требуемую помощь.

Функции учителя на Дальтон-уроке:

  • Мотивационная
  • Поддерживающая
  • Коррекционная
  • Рефлексивного анализа
  • Инструктивная
  • Контролирующая
  • Психологической поддержки
  • Консультационная

Изучение и анализ межличностных отношений

В некоторых группах существует, разница в умственных возможностях учащихся , поэтому я составляю программы для различных категорий учащихся. Минимальная программа разработанных заданий включает лишь самые основные элементы проходимого курса и выполнение этой программы не потребует особенного напряжения со стороны слабых в языковом отношении учеников. Средняя программа удовлетворяет группу средних учеников, максимальную я разрабатываю для наиболее талантливых и подготовленных учеников группы. Также я составляю программу в виде проспекта, который определяет, что надо пройти и включает указания методов работы и перечень вопросов и задач для ответов и вопросов.

Правильно составленная программа заданий играет роль помощника учителя и частью заменяет его. Я также намечаю пункты, в которых ученики советуются со мной. Ученики, безусловно, умеют оценить каждый совет, предназначенный для облегчения работы. Я не делаю работу за ученика, а вдохновляю его к усилиям и время от времени помогаю, когда самостоятельный путь становится ему не под силу.

А теперь рассмотрим подробнее схему Дальтон-задания.

Одним из главных компонентов Дальтон-плана является задание. Срок выполнения задания может быть различным – от нескольких дней до нескольких месяцев (индивидуальный проект). Задание – это своего рода контракт, который заключают между собой учитель и ученик. Учащийся обязуется выполнить определенный объем работы к определенному сроку. Ученик как бы подряжается выполнить данную работу, и именно поэтому в практике использования опыта Дальтон-плана можно встретить термин “подряд” вместо “задание”.

При составлении Дальтон-заданий я выработала.

За учеником я оставляю право определять для себя уровень освоения материала и характер работы над ним и, исходя из этого, выбрать наиболее подходящий для него вариант задания.

В заданиях должна происходить регулярная смена различных аспектов, как дидактических, так и организационных. Например, в одном задании я делаю акцент на работу с текстом, а в другом – на совместное обсуждение определенного вопроса.

Что касается непосредственно оформления заданий, то работа с заданиями может быть эффективной только в том случае, если учащийся в любое время дня сможет видеть, в чем заключается задание. Этого я достигаю следующими способами:

  • листок задания размножаю для каждого ученика;
  • листок задания (если он общий для всех) вывешиваю в классе на доске объявлений, и учащиеся имеют возможность переписать содержание задания в тетрадь.

Необходимо помнить, что для реализации Дальтон-задания необходимо, чтобы учащийся в любое время имел доступ к нужному ему для выполнения данного задания материалу. Стараюсь подбирать материал, адаптированный к уровню учащегося.

Формы учебной деятельности по Дальтон-плану:

  • коллективный урок;
  • классный урок;
  • конференция.

Естественно, что все эти названия число условные. Каждый учитель может придумать такие названия, которые будут наиболее полно отражать учебную деятельность его класса (группы). Я хочу рассмотреть все эти формы подробнее.

1) Коллективный урок. На таком уроке выявляется проблема, которая появилась в результате деятельности различных учащихся, но является общей для определенной группы. Учитель является участником и организатором обсуждения, а ученик участником и субъектом организованной деятельности. Результатом коллективного урока будет являться решение проблемы и выход на последующую деятельность через возникшие вопросы.

Во время коллективного урока нельзя:

  • уходить от заявленной темы;
  • делать выводы, носящие законченный характер;
  • игнорировать чье-либо мнение;
  • давать оценку высказываниям.

2) Классный урок – это традиционный урок, направленный на отработку навыков и умений и на их закрепление. В некоторых случаях классный урок может стать уроком коллективной рефлексии, анализа, подведения итогов. Это может быть фронтальная беседа, контрольная работа, выполнение тестовых заданий.

3) Конференция. Ее основными признаками являются:

а) необходимость определенного периода для подготовки к обсуждению проблемы, которая известна заранее;

б) выступления готовятся в форме докладов, а не сообщений (основное отличие одного жанра от другого – в проявлении собственной точки зрения);

в) конференция устанавливает свои правила, тем самым вводятся определенные культурные нормы; г) выступления на конференции рецензируются учителем (комиссией) с точки зрения их качества.

Я в своей работе уделяю большое внимание работе с тестами, потому что тестирование учащихся получает всё большее распространение. Считаю необходимым целенаправленно готовить учащихся к Единому государственному экзамену по английскому языку, начиная с первого дня обучения. Я использую тесты, составленные высококвалифицированными специалистами в этой области: О. В. Афанасьева, Т. К.Сигал, К. М. Баранова, Черкасова Л.Н., Черкасова М.Н., И. В. Михеева, А. С. Саакян, А. Ю. Фролова, Н. К. Малышева, С. В. Фурсенко. Особое внимание уделяю тестированию в старших классах, для этого использую ряд пособий, подбирая тесты по прошедшему или изучаемому в данный момент материалу. Для учащихся среднего звена составляю тесты самостоятельно, поскольку данные пособия ещё сложны для их восприятия. УМК авторов И. Н. Верещагиной, О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой по которому я работаю, составлен таким образом, что в нём даётся много упражнений и заданий именно в тестовом варианте. Но есть и задания предполагающие конкретное применение знаний. Я делаю тесты различных уровней сложности, исходя из уровня подготовки учащихся. Каждый тест отражает определенный аспект в изучении языка и позволяет проверить глубину и качество усвоения материала.

В связи с тем, что экзаменационная работа по английскому языку состоит из четырёх частей, каждая из которых посвящена определённому виду речевой деятельности:

1) аудированию,

2) чтению,

3) письму,

4) говорению,

я использую на уроках тренировочные упражнения в данных видах коммуникативной деятельности, ряд заданий позволяющих потренироваться в применении наиболее сложных лексико-грамматических единиц.

Большое значение уделяю проверке и самопроверке. В процессе введения Дальтон-плана уделяю внимание изменению позиции и отношения учащегося к обучению, а также стараюсь постепенно развивать у него чувство ответственности за выполняемую работу. Неотъемлемой частью этого процесса является развитие способности оценивать результаты своей работы. Этого я добиваюсь посредством самопроверки: учащийся проверяет свою работу с помощью соответствующей проверочной модели. После этого работу проверяю я или ученики сами обсуждают ее результаты друг с другом.

Последнее тоже является частью “Дальтоновского” подхода к обучению. Явление самопроверки приобретает здесь двойное значение: благодаря совместному обсуждению учащимися своей работы у них воспитывается умение прислушиваться друг к другу, уважать различные мнения и ценить совместное достижение наилучшего результата, объективно оценивать свою работу. Поэтому в каждом задании предусматриваю наличие проверочной модели или ориентиров, которыми учащиеся смогут руководствоваться самостоятельно. Такая манера работы, позволяет в рамках всей организации уроков частично устранить необходимость обычной общей классной проверки результатов. Индивидуальная проверка осуществляется на основе беседы по той или иной теме с соответствующей группой учащихся, а также с помощью отчетов, рефератов, проектов и т.д.

В связи с тем, что развитие личности происходит в процессе деятельности, на уроке иностранного языка необходимо обеспечить мотивированную предметную деятельность. Развитие личности требует ее взаимодействия на основе совместной предметно-ориентированной деятельности учащихся между собой и учителем. Исключительную роль в организации такого взаимодействия играет активизация деятельности учащихся с помощью Дальтон-заданий. Все это не только помогает ученику овладеть иностранным языком как средством общения, но и формирует его личность, стимулирует творческую активность, самостоятельность. В результате развивается познавательный интерес к предмету “иностранный язык”.

Я считаю, что у этого метода есть свои положительные стороны и отрицательные, как и у любого метода. К положительным сторонам можно отнести следующее:

  • индивидуализация процесса обучения;
  • развитие способности выбора;
  • активный способ обучения;
  • стимулирование развития индивидуальных талантов и способностей;
  • развитие умения самооценки;
  • развитие чувства ответственности;
  • развитие умения сотрудничества;
  • развитие собственных идей;
  • возможность экспериментировать в рамках нового образа жизни;
  • приобретение умения работать со всякого рода справочной литературой.

К отрицательным моментам в организации Дальтон-уроков относится:

  • трудоемкость в составлении Дальтон-заданий;
  • необходимость составления заданий для каждого ученика;
  • большая подготовительная работа;
  • создание соответствующих условий для выполнения Дальтон-заданий;
  • организация консультаций после основных уроков для выполнения Дальтон-заданий.

Без учета психологических особенностей, природных способностей, личного опыта ученика, а также самого пространства общения личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку не даст нужного результата. Результативности обучения будет способствовать нетрадиционная форма проведения урока (Дальтон-урок), новизна учебного материала, речевых ситуаций общения.

Мне бы хотелось выделить, что, работая с Дальтон-заданиями нельзя не заметить принцип дифференцированного подхода на индивидуальном уровне. Почему я так считаю? Потому, что эти задания ориентируют учащихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидуальных связей, приобретения социального опыта.

Эти задания ориентируют учителя на работу с каждым учеником в рамках одновременной работы со всем классом.

Творчество учителя — творчество ученика. Дети – барометр урока. Многим детям для прочного и глубокого усвоения знаний и умений необходимо время. И я пришла к выводу: надо по-иному строить процесс обучения, найти резерв времени для ежедневного повторения. Хозяева “дорогого” времени на уроке – учитель и ученики, резерв его кроется во взаимодействии, сотрудничестве. Помогают в этом опорные схемы, таблицы, комментируемое управление. Комментируемое управление, объединяя три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: дает мне возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками, помогает развивать орфографическую зоркость. При этом каждый вовлекается в работу. Допустим, комментирует сильный ученик- все стремятся успеть за ним, мобилизуя свои силы.

А если комментирует слабый ученик, он тоже старается изо всех сил, ведь он “ведёт” целый класс, и товарищи идут за ним. Так, комментируемое управление, работа по схемам-опорам, таблицам помогает детям осознавать, осмысливать всё происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Вот почему почти все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при выполнении грамматических упражнений. Это создаёт в классе спокойную обстановку, доброжелательность и взаимопомощь. Дети раскованны, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, потому что внимание моё сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких.

Реализация дифференцированного подхода в обучении, использование интерактивных методов позволили мне добиться желаемого результата. Мои ученики не забывают основное содержание программного материала, умеют слушать и слышать собеседника, аргументировать, корректно и убедительно отстаивать свое мнение, делать выбор, принимать коллегиальные решения и нести за них персональную ответственность.

Я не останавливаюсь на достигнутом, стремлюсь к совершенству, нахожусь в постоянном педагогическом поиске, продолжаю апробирование современных методических приемов.