Урок-игра. Внеклассное мероприятие по теме: "Математическое шоу "Поле чудес"

Разделы: Внеклассная работа


Цель образовательная: расширять кругозор и систематизировать знания учащихся в области развития истории математики.

Цель развивающая:

  • развивать интерес к изучению математики;
  • умение отстаивать свою точку зрения, умение объективно оценивать свои силы и возможности;
  • развивать умение мыслить логически и принимать правильное решение;
  • развивать речевую культуру; развивать творческий потенциал, находчивость и смекалку.

Цель воспитательная:

  • повышать уровень математической культуры; стимулировать интеллектуальный рост учащихся; воспитывать способность к толерантному общению;
  • воспитывать коллективизм, дух соревнования; показать, что математика – посильная, интересная, обогащающая ум человека наука.

Оборудование.

1. Мультимедийный проектор,

2. Компьютер с ОС МS Windows.

3. Раздаточный материал.

Оформление зала:

Зал красочно оформлен: на стенах математические газеты, рисунки, кроссворды, высказывания учёных, их портреты, воздушные шары, барабан, зашифрованные слова высвечиваются на экране.

Участниками этого шоу становятся ученики 6-х классов, которые стали победителями конкурса “Эрудит”.

Под музыку на тему школьных песен, участники и зрители входят в зал.

На сцене ведущие:

Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость - царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

Учитель. Итак, мы начинаем игру капитал-шоу “Поле математических чудес”. Ваше активное участие - это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Победителями отборочного тура в конкурсе “Эрудит” стали следующие учащиеся 6 классов (на сцену выходят участники). Приветствуем участников игры капитал-шоу “Поле математических чудес”: (аплодисменты). Участники проходят и занимают места в зале.

В первой тройке играют: (представление учащихся: фамилия, имя, класс, хобби, увлечения).

В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, учителям, одноклассникам.

Итак, внимательно слушаем задание первой тройки.

Какого немецкого ученого называют королем математики, который сказал: “Математика – царица наук, а арифметика - царица математики” (Гаусс).

На экране появляется портрет с его краткой биографией.

Карл Гаусс (1777-1855)

Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в 3-ёх летнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчёты своего отца с каменщиками. Однажды в школе (Гауссу в то время было 10 лет) учитель предложил классу сложить все числа от одного до ста. Пока он диктовал задание, у Гаусса уже был готов ответ. На его грифельной доске было написано: 101 * 50 = 5050

(Награждаются участники первой тройки.)

- Призы на сцену. (Каждый получает по мягкой игрушке).

Участники первой тройки занимают места в зале.

Рекламная пауза.

Шутка. Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. И из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха, поэтому выпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 182 дня отпадает. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 отпадает. Остается всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?

Игра со зрителями.

Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз, если его активность и математические способности отметят жюри. Для этого надо правильно ответить на вопросы и набрать больше звездочек.

1. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет, но дней рождения у него было 25. Как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля).

2. Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолетах голубые? (В самолетах нет стоп-кранов).

3. Какое число делится на все числа без остатка? (Нуль)

4. Как называется дело приносящее доход? (Бизнес, коммерция, предпринимательство).

Вторая тройка игроков на сцену!

Во второй тройке играют: (представление учащихся).

Задание второй тройке:

1. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Виет Француза, в переводе с латинского он означает "спица колеса". Что это? (Радиус)

(Награждаются участники второй тройки.)

- Призы на сцену. (Каждый получает по мягкой игрушке).

Участники второй тройки занимают места в зале.

Рекламная пауза.

На экране высвечивается рубрика “В копилку памяти” (озвучивается).

В копилку памяти.

  • Пять – это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки.
  • Дюйм – значит “большой палец”, равен 25 мм.
  • Фут – это средняя длина ступни взрослого мужчины, равен 30см 48мм.
  • Аршин – равен 71 см.
  • Локоть – это расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки, равен 45 см.
  • Сажень - это расстояние между большими пальцами вытянутых в стороны рук человека, равна 2м23см.
  • Верста - измеряли большие расстояния. Название происходит от глагола “вьертьети”, который мог обозначать “поворот плуга”.
  • Ярд — это расстояние от носа до большого пальца вытянутой вперед руки , равен 91см 44мм.

Группа детей исполняет песню на мотив “Круто ты попал на TV”.

Математиком не стану,
Но и это не беда,
Но зато я точно знаю
Сколько будет дважды два,
Логарифмы, интегралы,
Пять в квадрате, три в уме.
На яву я отдыхаю, а решаю все во сне.
Может это и неправда
Только в этом есть намек,
Никогда не пропускайте математики урок.

Припев:

Круто ты попал на урок
Не беда, как всегда давай народ удиви
Круто ты попал на урок
Я опять все решил
Давай ответ посмотри.

Учитель. Продолжаем игру со зрителями.

1. В семье у каждого из шести братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье? (7)

2. Три разных числа сначала сложили, а затем перемножили. Какие это числа? (1, 2, 3)

3. Найдите число 1/3 которого составляет 12. (36)

4. К "7" прибавить "5", как правильно записать адиннадцать или одиннадцать?

А сейчас на сцену приглашается третья тройка игроков: (представление учащихся).

Задание третьей тройке игроков.

1. Индейцы называли его "сунья", арабские математики "сифр". Как мы называем его сейчас? (Нуль).

Приветствуем третьего финалиста, подарки третьей тройке игроков.

Дальше в нашей программе рекламная пауза.

На экране высвечивается рубрика “Знаете ли вы?” (озвучивается).

Первое счётное устройство — абак

Первыми “вычислительными устройствами”, которыми пользовались в древности люди, были пальцы рук и камешки. Позднее появились бирки с зарубками и верёвки с узелками.

В Древнем Египте и Древней Греции задолго до нашей эры использовали абак – доску с полосками, по которым продвигались камешки. Это было первое устройство, специально предназначенное для вычислений. Со временем абак совершенствовали – в римском абаке камешки или шарики передвигались по желобкам. Абак просуществовал до XVIII века, когда его заменили письменные вычисления. Русский абак – счёты появились в XVI веке. Ими пользуются и в наши дни. Большое преимущество русских счётов в том, что они основаны на десятичной системе счисления, а не на пятеричной, как все остальные абаки.

Сценка про 13.

Что случилось? Вот беда - разбежались кто куда!
Что случилось? Что случилось?
Ох "13" появилось!
Вот оно, вот оно несчастливое число.

Американский миллионер Поль Гете заявил:
Где 13 человек - я за стол не сяду!
Чёртова дюжина не нужна за ужином!

Поочередно:

  • В итальянской лотереи нет № 13.
  • Во Франции нет домов с № 13.
  • В Женеве самолеты вылетают в 12.00, а не в 13.00.
  • В самолётах нет 13 места, но…

Англичанин Симпсон, проживающий на 13 этаже, в 13 квартире, получил уведомление, что его увольняют с 13 числа. Пошёл с горя на футбольный матч и поставил на число 13. Он выиграл 54 000 фунтов стерлингов.

Все вместе:

Мы не верим суеверьям,
Числам все открыты двери
И с числом 13
Нам нельзя расстаться!

На сцену приглашаются финалисты:

Задание финалистам:

Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в 1673 году немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем? (Арифмометр)

Награждается победитель.

Рекламная пауза.

На экране высвечивается рубрика “Знаете ли вы? (озвучивается)

"Кто такой литр?"

Каждый из нас знает, что литр - это мера объёма, равная объёму килограмма воды при температуре 4 С. Однако мало кому известно, что термин "литр" введён в честь француза Клода - Эмиля - Жана Батиста Литра. Он жил в XVIII в. и занимался производством винных бутылок. Считается, что Литр первый из тех, кто стал производить лабораторную посуду, в частности, он придумал градуированные стеклянные цилиндры. Известно, что его родители также занимались производством винных бутылок. В 1763 г. на 47-м году жизни Литр предложил измерять объёмы жидкости с помощью единицы, которую впоследствии назвали литром.

Песня (на мотив “В траве сидел кузнечик”)

Идут домой из школы четыре ученицы,
Им песенку весёлую насвистывают птицы.

“Шестью восемь - сорок восемь”,
- Распевают снегири.
Воробьи с высоких сосен
Повторяют: “Трижды три”.
Несут домой тетрадки
Четыре ученицы,
Там цифры в беспорядке,
Зачеркнуты страницы.

Два чижа сидят на ветке.
“Покажи,- поют чижи, -
Покажи свои отметки,
Все тетрадки покажи!”
А в тетрадках что творится!
Ничего в них не понять:
Три на девять - вышло тридцать,
Два на восемь - двадцать пять!

Бегут по переулку
Четыре ученицы:
“Мы вышли на прогулку,
А нас прогнали птицы!”

“Трижды три”, - кричат вороны.
“Пятью пять”, - кричат грачи.
“Повтори, - кричат вороны,
- Математику учи!”

Игра со зрителями:

Задачки в стихах.

К серой цапле на урок
Прилетели 7 сорок,
А из них лишь 3 сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок
Прилетело на урок? (4)

Я, Серёжа, Коля, Ванда -
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока
Запасных 2 игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится? (6).

Мы большущая семья.
Самый младший – это я.
Сразу нас не сосчитать:
Юра, Саша, Шура, Глаша.
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идём,
Говорят, что детский дом.
Сосчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей? (6)

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей – 4 карасей,
А рыбак Михаил 2 сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (19).

Супер-игра. Игра с победителем.

Науку об измерении расстояний, площадей объемов, свойств различных геометрических фигур греки называли геометрией.

Что означает в переводе с греческого слово "геометрия"? (Землемерие)

(Игрок называет любые 3 буквы. (На отгадку слова дается 1 минута.)

Победителя поздравляют и вручают супер-приз.

Группа девочек исполняет эстрадный танец.

Подведение итогов в игре со зрителями, самые активные из которых, набравшие большее количество звёздочек, награждаются дипломами.

На сцене ведущие:

Шестью восемь - сорок восемь,
Благодарность Вам выносим!
Пятью девять - сорок пять,
Приходите к нам опять!

Школьные дни. Быстрые они. Тесной становится парта. И за порог сотней дорог, манит нас школьная карта.

Мчится стремительно век.
Нужен и в жизни разбег, но
Не забудь: жизненный путь
Тоже зависит от спорта!

Помни всегда, что без труда
В учёбе побед не добиться.
Слышим звонок! Начат урок.
К финишу мчимся, как птицы!

Только в труде знанье приходит к тебе.
Может сейчас, здесь среди нас
Будущих лет Пифагоры!