Тема урока: "Педагогические аспекты школьной здоровьесберегающей среды в условиях сельского социума"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Главные “вечные” ценности образования – приобщение человека к миру культуры, развитие личностных качеств, приобретение жизненно важных знаний и умений – реализуются в процессе воспитания и обучения. Важнейшим требованием к образовательному процессу является здоровьесбережение, без чего собственно невозможно говорить о социальной ценности образования. Долгое время основное внимание органов управления образования уделялось результатам обучения, а воспитательная, социализирующая, здоровьесберегательная направленность образовательного процесса отодвинулась на второй план. Отчасти это связано с тем, что результаты воспитания или здоровьесберегающей направленности образования носят в основном скрытый, отложенный характер.

Если реализовать в образовательной практике сельского социума педагогические аспекты в виде социально-педагогического комплекса, построить индивидуальную траекторию медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в зависимости от состояния здоровья, учебных возможностей и степени социально – психологической адаптированности, выявить факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска, провести анализ школьной среды, условия, образ жизни и состояния здоровья школьников, создать комплексную систему оценки здоровьесберегающей деятельности, то это обеспечит комплексное здоровье участников образовательного процесса, их общую учебную и жизненную успешность.

Возникают вопросы, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека.

Концепция исследования здоровьесберегающего образования включает следующие педагогические аспекты: анализ состояния школьной среды, построение уроков на здоровьесберегающей основе, применение здоровьесберегающих технологий, психолого-педагогические исследования осознанного отношения школьников к собственному здоровью, активизация физической деятельности, пропаганда здорового образа жизни через реализацию программы “ Здоровье”.

Из всех перечисленных аспектов менее всего обсуждается в педагогических кругах и в средствах массовой информации – что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся? Причина невнимания к столь злободневной проблеме заключается в том, что данное направление на сегодняшний день практически не разработаны ни методология, ни технология, ни мониторинг.

Для мониторинга здровьесберегающего обучения удобно использовать анкету качества урока. Покажем пригодность анкеты для диагностики здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Выделим шесть показателей здоровьесберегающей направленности урока: 1- учёт особенностей учащихся, 2 – создание благоприятного психологического микроклимата на уроке, 3 – использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, 4 – создание условий для самовыражения учащихся; 5 – инициация разнообразных видов деятельности, 6 – предупреждение гиподинамии. Здоровьесберегающее обучение можно считать закономерным следствием того, насколько учитель владеет современными педагогическими технологиями. Это означает, что педагоги обязаны максимально активизировать на уроках дифференцированное, проблемное, диалоговое, рефлексивное обучение, использовать разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности.

Вместе с тем предупреждение гиподинамии на уроках требует от педагогов знания специальных валеологических методик и приёмов, положительно влияющих прежде всего на зрение и позвоночник. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет технология коллективной мыслительной деятельности, которая, в отличие от традиционной организации урока, стимулирует как мыслительные, так и двигательные функции организма за счёт активной работы в микрогруппах. В целом наибольший вклад в здоровьесберегающий урок способны вносить технологии диалогового обучения, а также коллективной деятельности и проблемного обучения. Проведённое исследование доказывает пригодность анкеты к диагностике здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке.

Применение педагогами современных педагогических технологий в % по ступеням обучения в 2005-2006 учебном году.

Ступени обучения Дифференцированное обучение Проблемное обучение Диалоговое обучение Рефлексивное обучение
1 ступень 75% 52% 71% 87%
2 ступень 54% 58% 64% 64%
3 ступень 52% 65% 73% 52%

Анализ исследования показывает, что педагоги школы владеют современными педагогическими технологиями, это оказывает положительное влияние на сохранение здоровья учащихся школы. При регулярном использовании анкеты качества урока появляется возможность накапливать массивы первичных данных и использовать их в школьном управлении.

При рассмотрении педагогических аспектов также возникает необходимость сопряжения основных функций школы: образовательной, воспитательной, развивающей, реабилитационной. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно говорить о реализации здоровьесберегающей педагогики и психологии ненасилия.

Важно подчеркнуть, что ненасилие представляет собой общечеловеческую ценность: ненасилие как жизнеутверждение, ненасилие как сила духа и разума, ненасилие как преодоление эгоцентризма и выражение любви, ненасилие как независимость, ненасилие как способность к позитивному взаимодействию. Процесс формирования позиции ненасилия длителен и сложен, поскольку до сих пор господствующим мировоззрением является объектное мировоззрение.

В школе успешно апробируется программа комплексной диагностики развития ученика через единую медико – психолого – педагогическое сопровождение. При этом диагностика включает изучение статуса личности в коллективе, учебную мотивацию и уровень притязаний личности в коллективе, степень сформированности опыта эмоционально-ценностных отношений, анализ психических состояний личности. Развитие мыслительных процессов, тип работоспособности, продуктивность мыслительной деятельности, уровень воспитанности и общей культуры, а также комплексное здоровье учащихся. По итогам диагностики определилась необходимая степень социальной защиты и реабилитации учащихся. На поисково-констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы были получены следующие результаты: у 68% учащихся преобладал ослабевающий или неровный тип работоспособности (выборка – 490 учащихся); тревожность в общении с учителем составила в среднем 28% (пик тревожности приходился на 5, 9, 11 кл., страх из- за получения плохой отметки был диагностирован у 63 % учащихся (преимущественно 3, 4, 9 кл.), страх перед родителями из- за наказания за плохую отметку проявился у 52% учащихся (особенно в 4 классах).

Диагностика социальных мотивов учения показала, что доля отрицательного мотива достаточно высока. Анализ продуктивной деятельности выявил влияние мозгового тормоза и низкий уровень продуктивности мыслительной деятельности. Согласно спроектированной здоровьесберегющей модели школы учебно-воспитательный процесс преобразован на построение индивидуальной траектории получения образования с учётом индивидуальных особенностей личности.