Урок природоведения по теме: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Т. Д. Ц.:

  • познакомить с функциями головного мозга; сформировать у учащихся понятия: обоняние, осязание, слух, зрение, вкус; расширить знания учащихся по правилам личной гигиены, объяснить их профилактическое значение в сохранении здоровья и жизни для человека;
  • развивать умения по использованию слуховых, вкусовых, обонятельных, осязательных рецепторов через проведение практических работ; развивая интерес и стремление к познанию человеческого организма, в частности органов чувств, мозга, с которым связана вся человеческая жизнедеятельность: развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитывать потребность в приобретении и формировании гигиенических привычек по сохранению органов чувств; воспитывать в детях чувство сострадания, сочувствия к людям, лишенным того или иного из органов чувств (зрения, слуха) и умения указывать им посильную помощь.

Форма урока: урок пресс-конференция на телепередаче “Здоровье”.

Оборудование:

  • таблицы,
  • иллюстрации,
  • колпаки,
  • макет головного мозга,
  • два шарфа,
  • ручка,
  • лук,
  • апельсин,
  • духи,
  • крем,
  • хлеб,
  • конфеты,
  • колбаса,
  • яблоко,
  • линейка,
  • резинка,
  • нож.

Ход урока

1. Организация начала урока.

– Добрый день, меня зовут Оксана Владимировна.

– Сегодня, я буду вести передачу “Здоровье”.

2. Сообщение темы и цели урока.

– Вопросы, которых мы коснёмся в нашем разговоре, будут затрагивать каждого.

– Мы будем говорить о том, как человек воспринимает окружающий мир через органы чувств и мозг.

– А также потренируемся на практике в возможностях, наших органов чувств.

3. Изучение нового материала.

а) Вводное слово учителя.

– Как человек воспринимает окружающий мир?

Учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг. Как это понять?

– Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запах или вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Сигналы “бегут” по нервам необыкновенно быстро. А мозг отправляет свои ответные “приказы”. Ты дотрагиваешься пальцами, например, до книги и сразу чувствуешь её. Но знай, что за это мгновение сигнал от кожи твоих пальцев успел “добежать” до головного мозга. Головной мозг – главный командный и защитный пункт нашего организма. Без его помощи нельзя почувствовать боль, укол, холод, тепло, нельзя двигаться, видеть, слышать, говорить, думать, читать.

Глаза, нос, уши, кожа, язык – это органы чувств, они позволяют нам воспринимать окружающий мир, восхищаясь его красотой. Но контролирует эти органы мозг. (Показ макета мозга. ) Весь головной мозг состоит из серого и белого вещества. Это нервные клетки. Мозг разделён на две части: левое и правое полушария. А также головной мозг имеет отделы:

1. Затылочный, который связан с органом зрения.

2. Височный, который связан с органом слуха.

3. Центральный, который связан с осязанием, вкусом, обонянием.

б) Рассказ “врачей” с элементами беседы и практической работой.

У.: Сегодня мы пригласили в студию специалистов высокого класса. Очень известных людей нашей страны – врачи, чья профессия связана именно с этими органами чувств. У нас в студии врач-офтальмолог Белов Егор Васильевич, его профессия связана с таким органом чувств как зрение.

– Мы неслучайно пригласили его в студию, так как для школьников зрение очень важный орган.

– Расскажите, пожалуйста, об этом органе, и о том, как беречь зрение.

Рассказ ученика.

В.: Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение помогает различить цвет предметов, их размеры, форму, узнавать, далеко они или близко, движутся или не подвижны, глубину и объём. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Глаза словно окна в мир.

Берегите зрение!

1. Читай и пиши только при хорошем освещении.

2. Нельзя читать лёжа и в транспорте.

3. При письме свет должен падать слева.

4.  Нельзя подолгу смотреть телевизор, садись от экрана не ближе, чем на 2–3 метра.

5. Будь осторожен с острыми предметами.

6. Не стесняйся носить очки.

У.: Есть ли в студии вопросы к Белову Егору Васильевичу. (Дети задают вопросы врачу. )

1.  Почему мы вынуждены время от времени моргать? (Чтобы смачивать глазное яблоко и убирать частички пыли. )

2.  Для чего нужны на веках ресницы? (Чтобы защищать глаза от пыли. )

3. Как помогают глазам брови? (Они защищают глаза от пота и жира. )

Практическая работа для глаз

Завязать глаза.

– Что вы видите на столе? (Ничего. )

– А теперь? (Перечисляет предметы. )

– Спасибо за работу Егор Васильевич.

– У меня вопрос к зрителям: а как вы поступите если вам встретится на улице слепой человек? (Мы поможем и отведём его туда куда он скажет. )

– А также мы пригласили в студию бригаду врачей-отолярингологов. В просторечии это врачи которые лечат ухо, горло, нос.

– Про орган слуха нам расскажет…

(Ответ учащегося. )

В.: С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже очень нужны нам. Эти звуки – часть окружающей нас красоты. Наш слух улавливает колебания частотой от 16 до 20 тысяч в секунду, речь и слух тесно связаны, глухие с рождения не слышат речи, поэтому они часто немые. И такие люди не могут слышать с помощью слухового аппарата. Поэтому необходимо беречь уши.

Береги уши!

1. Регулярно мой уши с мылом и чисти туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй уши колющими предметами.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка, портят слух.

4. Чаще отдыхай среди тишины.

– Давайте посмотрим на примере одного из вас, как работает орган слуха.

Практическая работа

Угадай звук: хлопок, топот ногой, бросок ручки на пол, голос ученика, щелчок.

У.: Есть ли у вас вопросы к врачу?

1. Вот я слышал, что у человека не два, а шесть ушей. Правда ли это? (Да, действительно у вас их не два, а шесть. Только два видимых, а четыре не видимых, спрятанных внутри головы. Наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь улавливают звук. )

Спасибо.

– Я бы хотела спросить у вас: вам нужно сообщить глухонемому человеку об опасности. Как вы это сделаете? (Возьму за руку и отведу его, напишу на бумаге. )

– Чтобы познакомиться со следующим органом прошу всех закрыть глаза.

Практическая работа

Разрезаю апельсин и проношу его по рядам, затем проношу духи.

– Какой запах вы уловили? (Запах апельсина и духов. )

– А сейчас, о носе, как об органе обоняния вам расскажет врач Гаевский Владислав Юрьевич.

В.: Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса... Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности: утечка газа, пожар, испорченная пища.

Рассказ врача о сохранении хорошего обоняния.

– Какие будут вопросы к Владиславу Юрьевичу?

1.  Для чего нужны волоски в носу? (Чтобы защищать носовую полость от пыли. )

2.  А почему в носу сопли? (Это воспаление слизистой оболочки носа. )

У.: Спасибо вам доктор за интересную информацию.

Скажите, пожалуйста, курят ли у вас дома?

Как это влияет на некурящего человека?

У.: А сейчас я предлагаю послушать врача, который расскажет об органе вкуса.

Её зовут Галенко Алёна Владимировна.

В.: На языке расположены вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Опытом установлено, что прогулка, лёгкое мышечное напряжение обостряет вкусовые ощущения, а тяжёлая работа притупляет их. Голод повышает чувствительность к сладкому, а к кислому снижает. Свет и температура способны менять вкусовые ощущения. После обеда активность вкусовых ощущений падает в два раза, а спустя полтора часа начинает возрастать.

Какова же гигиена вкуса? Пища не должна быть горячей или через чур холодной. Важное значение для сохранения вкусовых ощущений имеют зубы. Поэтому следует поддерживать их в порядке. Ощущение вкуса прямо связаны с аппетитом, а значит и с работой органов пищеварения.

– Давайте попробуем угадать пищу на вкус.

Практическая работа

Угадай на вкус: хлеб, конфеты, колбаса.

– Есть ли вопросы к Алёне Владимировне?

1. Какими продуктами нельзя злоупотреблять? (Сладкие, острые, солёные, алкоголь. )

У.: Благодарю вас Алёна Владимировна.

– И наконец последний гость нашей программы врач-дерматолог Щукин Николай Владимирович.

– Он расскажет об органе осязания – коже.

В.: Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. С помощью кожи рук человек чувствует поверхность предмета, его форму и объём. На коже имеются поры, через которые выделяются пот и жир, и волоски. Кожа покрывает всё тело человека и выполняет защитную функцию.

Способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод называется осязанием.

У.: Будут ли вопросы к врачу?

1.  Части тела, защищённые одеждой более чувствительны к холоду, чем открытые: лицо, кисти рук. Чем это объяснить? (Оказывается, на концах пальцев рук и ног, кончике носа, ушей, а особенно на закрытой поверхности кожи, на животе, в области поясницы, много холодных точек. Одежда изнеживает, а закаливание снижает чувствительность к холоду. )

Практическая работа

В.: Давайте проведём практическую работу: “узнай предмет”: карандаш, линейка, ручка, резинка.

У.: Спасибо вам Николай Владимирович.

– Я бы хотела спросить у зрителей: какую первую медицинскую помощь нужно оказать пострадавшему при обморожении?

– Что вызывает аллергию? (Пыль, некоторые продукты и т. д. )

4. Закрепление изученного материала.

– Большое спасибо врачам за участие в нашей передаче.

– Ну вот, мы вернулись в класс. Сегодня вы побывали на передаче “Здоровье”, поучаствовали в обсуждении. Ребята, сколько органов чувств у человека? А знаете ли вы, что у животных развит шестой орган чувств? Расскажите о нём. (Например у рыб есть полоса на спинной части, которой они чувствуют опасность. )

А теперь, чтобы проверить, как вы усвоили всю информацию полученную на уроке, я предлагаю поиграть в игру “Ромашка”.

– Какой орган предупреждает об утечки газа?

– Что относится к органу осязания?

– Как мы различаем вкус пищи?

– Расскажите о правилах гигиены зрения?

– Объясни связь органов чувств, с головным мозгом.

5. Итог урока.

– Что вы узнали сегодня на уроке?

(Сегодня мы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств).

Обобщение: головной мозг – главный командный пункт вашего организма. Чтобы вы не делали – всем управляет мозг. Без помощи мозга вы не могли бы двигаться, видеть, слышать, читать. Человек, как существо мыслящее, способное к абстрактному мышлению, может идти дальше в своём развитии (образование и духовное развитие), а также думать о развитии всего общества людей.

6. Домашнее задание.

Расскажите о правилах гигиены органов чувств вашим младшим братьям, сестрам и родителям. А также ответьте на вопросы учебника, страница № 118–122.

7. Оценивание учащихся.

Резерв

– А теперь, я хочу рассказать интересный случай из художественной литературы.

“Интересный случай произошёл с русским солдатом. Он в течение 9 лет, с 1915 по 1924 год, оставался в тёмном подземелье Брестской крепости. У него было достаточное количество продовольствия и воды. Но свечей и спичек хватило на 4 года. Пять лет полной темноты. Отвыкнув от света, человек ослеп.