Т. Д. Ц.:
- познакомить с функциями головного мозга; сформировать у учащихся понятия: обоняние, осязание, слух, зрение, вкус; расширить знания учащихся по правилам личной гигиены, объяснить их профилактическое значение в сохранении здоровья и жизни для человека;
- развивать умения по использованию слуховых, вкусовых, обонятельных, осязательных рецепторов через проведение практических работ; развивая интерес и стремление к познанию человеческого организма, в частности органов чувств, мозга, с которым связана вся человеческая жизнедеятельность: развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитывать потребность в приобретении и формировании гигиенических привычек по сохранению органов чувств; воспитывать в детях чувство сострадания, сочувствия к людям, лишенным того или иного из органов чувств (зрения, слуха) и умения указывать им посильную помощь.
Форма урока: урок пресс-конференция на телепередаче “Здоровье”.
Оборудование:
- таблицы,
- иллюстрации,
- колпаки,
- макет головного мозга,
- два шарфа,
- ручка,
- лук,
- апельсин,
- духи,
- крем,
- хлеб,
- конфеты,
- колбаса,
- яблоко,
- линейка,
- резинка,
- нож.
Ход урока
1. Организация начала урока.
– Добрый день, меня зовут Оксана Владимировна.
– Сегодня, я буду вести передачу “Здоровье”.
2. Сообщение темы и цели урока.
– Вопросы, которых мы коснёмся в нашем разговоре, будут затрагивать каждого.
– Мы будем говорить о том, как человек воспринимает окружающий мир через органы чувств и мозг.
– А также потренируемся на практике в возможностях, наших органов чувств.
3. Изучение нового материала.
а) Вводное слово учителя.
– Как человек воспринимает окружающий мир?
Учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг. Как это понять?
– Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запах или вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Сигналы “бегут” по нервам необыкновенно быстро. А мозг отправляет свои ответные “приказы”. Ты дотрагиваешься пальцами, например, до книги и сразу чувствуешь её. Но знай, что за это мгновение сигнал от кожи твоих пальцев успел “добежать” до головного мозга. Головной мозг – главный командный и защитный пункт нашего организма. Без его помощи нельзя почувствовать боль, укол, холод, тепло, нельзя двигаться, видеть, слышать, говорить, думать, читать.
Глаза, нос, уши, кожа, язык – это органы чувств, они позволяют нам воспринимать окружающий мир, восхищаясь его красотой. Но контролирует эти органы мозг. (Показ макета мозга. ) Весь головной мозг состоит из серого и белого вещества. Это нервные клетки. Мозг разделён на две части: левое и правое полушария. А также головной мозг имеет отделы:
1. Затылочный, который связан с органом зрения.
2. Височный, который связан с органом слуха.
3. Центральный, который связан с осязанием, вкусом, обонянием.
б) Рассказ “врачей” с элементами беседы и практической работой.
У.: Сегодня мы пригласили в студию специалистов высокого класса. Очень известных людей нашей страны – врачи, чья профессия связана именно с этими органами чувств. У нас в студии врач-офтальмолог Белов Егор Васильевич, его профессия связана с таким органом чувств как зрение.
– Мы неслучайно пригласили его в студию, так как для школьников зрение очень важный орган.
– Расскажите, пожалуйста, об этом органе, и о том, как беречь зрение.
Рассказ ученика.
В.: Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение помогает различить цвет предметов, их размеры, форму, узнавать, далеко они или близко, движутся или не подвижны, глубину и объём. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Глаза словно окна в мир.
Берегите зрение!
1. Читай и пиши только при хорошем освещении.
2. Нельзя читать лёжа и в транспорте.
3. При письме свет должен падать слева.
4. Нельзя подолгу смотреть телевизор, садись от экрана не ближе, чем на 2–3 метра.
5. Будь осторожен с острыми предметами.
6. Не стесняйся носить очки.
У.: Есть ли в студии вопросы к Белову Егору Васильевичу. (Дети задают вопросы врачу. )
1. Почему мы вынуждены время от времени моргать? (Чтобы смачивать глазное яблоко и убирать частички пыли. )
2. Для чего нужны на веках ресницы? (Чтобы защищать глаза от пыли. )
3. Как помогают глазам брови? (Они защищают глаза от пота и жира. )
Практическая работа для глаз
Завязать глаза.
– Что вы видите на столе? (Ничего. )
– А теперь? (Перечисляет предметы. )
– Спасибо за работу Егор Васильевич.
– У меня вопрос к зрителям: а как вы поступите если вам встретится на улице слепой человек? (Мы поможем и отведём его туда куда он скажет. )
– А также мы пригласили в студию бригаду врачей-отолярингологов. В просторечии это врачи которые лечат ухо, горло, нос.
– Про орган слуха нам расскажет…
(Ответ учащегося. )
В.: С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже очень нужны нам. Эти звуки – часть окружающей нас красоты. Наш слух улавливает колебания частотой от 16 до 20 тысяч в секунду, речь и слух тесно связаны, глухие с рождения не слышат речи, поэтому они часто немые. И такие люди не могут слышать с помощью слухового аппарата. Поэтому необходимо беречь уши.
Береги уши!
1. Регулярно мой уши с мылом и чисти туго скрученной ваткой.
2. Никогда не ковыряй уши колющими предметами.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка, портят слух.
4. Чаще отдыхай среди тишины.
– Давайте посмотрим на примере одного из вас, как работает орган слуха.
Практическая работа
Угадай звук: хлопок, топот ногой, бросок ручки на пол, голос ученика, щелчок.
У.: Есть ли у вас вопросы к врачу?
1. Вот я слышал, что у человека не два, а шесть ушей. Правда ли это? (Да, действительно у вас их не два, а шесть. Только два видимых, а четыре не видимых, спрятанных внутри головы. Наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь улавливают звук. )
Спасибо.
– Я бы хотела спросить у вас: вам нужно сообщить глухонемому человеку об опасности. Как вы это сделаете? (Возьму за руку и отведу его, напишу на бумаге. )
– Чтобы познакомиться со следующим органом прошу всех закрыть глаза.
Практическая работа
Разрезаю апельсин и проношу его по рядам, затем проношу духи.
– Какой запах вы уловили? (Запах апельсина и духов. )
– А сейчас, о носе, как об органе обоняния вам расскажет врач Гаевский Владислав Юрьевич.
В.: Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса... Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности: утечка газа, пожар, испорченная пища.
Рассказ врача о сохранении хорошего обоняния.
– Какие будут вопросы к Владиславу Юрьевичу?
1. Для чего нужны волоски в носу? (Чтобы защищать носовую полость от пыли. )
2. А почему в носу сопли? (Это воспаление слизистой оболочки носа. )
У.: Спасибо вам доктор за интересную информацию.
Скажите, пожалуйста, курят ли у вас дома?
Как это влияет на некурящего человека?
У.: А сейчас я предлагаю послушать врача, который расскажет об органе вкуса.
Её зовут Галенко Алёна Владимировна.
В.: На языке расположены вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Опытом установлено, что прогулка, лёгкое мышечное напряжение обостряет вкусовые ощущения, а тяжёлая работа притупляет их. Голод повышает чувствительность к сладкому, а к кислому снижает. Свет и температура способны менять вкусовые ощущения. После обеда активность вкусовых ощущений падает в два раза, а спустя полтора часа начинает возрастать.
Какова же гигиена вкуса? Пища не должна быть горячей или через чур холодной. Важное значение для сохранения вкусовых ощущений имеют зубы. Поэтому следует поддерживать их в порядке. Ощущение вкуса прямо связаны с аппетитом, а значит и с работой органов пищеварения.
– Давайте попробуем угадать пищу на вкус.
Практическая работа
Угадай на вкус: хлеб, конфеты, колбаса.
– Есть ли вопросы к Алёне Владимировне?
1. Какими продуктами нельзя злоупотреблять? (Сладкие, острые, солёные, алкоголь. )
У.: Благодарю вас Алёна Владимировна.
– И наконец последний гость нашей программы врач-дерматолог Щукин Николай Владимирович.
– Он расскажет об органе осязания – коже.
В.: Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. С помощью кожи рук человек чувствует поверхность предмета, его форму и объём. На коже имеются поры, через которые выделяются пот и жир, и волоски. Кожа покрывает всё тело человека и выполняет защитную функцию.
Способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод называется осязанием.
У.: Будут ли вопросы к врачу?
1. Части тела, защищённые одеждой более чувствительны к холоду, чем открытые: лицо, кисти рук. Чем это объяснить? (Оказывается, на концах пальцев рук и ног, кончике носа, ушей, а особенно на закрытой поверхности кожи, на животе, в области поясницы, много холодных точек. Одежда изнеживает, а закаливание снижает чувствительность к холоду. )
Практическая работа
В.: Давайте проведём практическую работу: “узнай предмет”: карандаш, линейка, ручка, резинка.
У.: Спасибо вам Николай Владимирович.
– Я бы хотела спросить у зрителей: какую первую медицинскую помощь нужно оказать пострадавшему при обморожении?
– Что вызывает аллергию? (Пыль, некоторые продукты и т. д. )
4. Закрепление изученного материала.
– Большое спасибо врачам за участие в нашей передаче.
– Ну вот, мы вернулись в класс. Сегодня вы побывали на передаче “Здоровье”, поучаствовали в обсуждении. Ребята, сколько органов чувств у человека? А знаете ли вы, что у животных развит шестой орган чувств? Расскажите о нём. (Например у рыб есть полоса на спинной части, которой они чувствуют опасность. )
А теперь, чтобы проверить, как вы усвоили всю информацию полученную на уроке, я предлагаю поиграть в игру “Ромашка”.
– Какой орган предупреждает об утечки газа?
– Что относится к органу осязания?
– Как мы различаем вкус пищи?
– Расскажите о правилах гигиены зрения?
– Объясни связь органов чувств, с головным мозгом.
5. Итог урока.
– Что вы узнали сегодня на уроке?
(Сегодня мы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств).
Обобщение: головной мозг – главный командный пункт вашего организма. Чтобы вы не делали – всем управляет мозг. Без помощи мозга вы не могли бы двигаться, видеть, слышать, читать. Человек, как существо мыслящее, способное к абстрактному мышлению, может идти дальше в своём развитии (образование и духовное развитие), а также думать о развитии всего общества людей.
6. Домашнее задание.
Расскажите о правилах гигиены органов чувств вашим младшим братьям, сестрам и родителям. А также ответьте на вопросы учебника, страница № 118–122.
7. Оценивание учащихся.
Резерв
– А теперь, я хочу рассказать интересный случай из художественной литературы.
“Интересный случай произошёл с русским солдатом. Он в течение 9 лет, с 1915 по 1924 год, оставался в тёмном подземелье Брестской крепости. У него было достаточное количество продовольствия и воды. Но свечей и спичек хватило на 4 года. Пять лет полной темноты. Отвыкнув от света, человек ослеп.