В настоящее время значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования. Особенно эта тема актуальна при работе с детьми, живущих на Крайнем Севере.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
Таким образом, экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами культуры личности должны стать:
- экологические знания;
- экологическое мышление;
- экологически оправданное поведение;
- чувство любви к природе.
Учитывая специфику нашего региона, особое внимание в своей работе мы уделяем экологическому воспитанию дошкольников, делая большой упор на становлении понимания и переживания ребенком своего единства и неразрывной связи с живой природой Земли, ее эволюцией, на формирование осознанного и бережного отношения к природе Крайнего Севера.
Цель проекта: Формирование первоначальных практических навыков рационального природоиспользования как средство развития основ экологической культуры.
Задачи проекта:
- Познакомить дошкольников с живой и неживой природой.
- Осваивать различные формы приобретения опыта.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Этапы реализации проекта:
I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).
Участники проекта:
- дети;
- педагоги;
- заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работы;
- музыкальный руководитель;
- специалисты ДОУ;
- родители.
Модель реализации проекта
Основные направления работы с детьми:
- Диагностика (определение уровня умения и знания детей по экологии).
- Организованные формы обучения на занятиях.
- Совместная деятельность взрослого и ребенка.
- Самостоятельная деятельность ребенка.
- Уход за комнатными растениями и обитателями уголка экологии и эколого-экспериментального центра “Цветик-семицветик”.
- Выращивание “огорода на окне”.
- Экскурсии и наблюдения.
- Опыты и эксперименты.
- Ознакомление с окружающим.
- Выездные познавательные и игровые программы, слайд-фильмы, экскурсии, выставки, организованные музеем истории освоения и развития Норильского промышленного района, “Арктическим музеем заповедной зоны”.
- Развитие речи.
- Художественная литература.
- Изобразительная деятельность.
- Театрализованное представление экологических сказок.
- Игра.
- Досуги и развлечения.
Методическое сопровождение:
- Картотека дидактических игр по экологии.
- Подборка наблюдений в природе.
- Подборка наблюдений за живыми объектами.
- Подборка художественной литературы по экологии.
- Подборка экологических загадок.
- Конспекты занятий, бесед, развлечений.
- Консультационный материал для родителей.
Сотрудничество с родителями:
- Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ).
- Совместная работа детей и родителей “Осенние фантазии”, “Овощная сказка”.
- Помощь в оборудовании и оснащении экологического уголка в группе.
- Изготовление атрибутов для определения направления ветра.
- Участие в конкурсе “Народные рецепты от гриппа”.
- Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки).
- Выполнение домашнего задания “Где можно найти воду дома? (Опыт).
- Конкурс на лучшую поделку из бросового материала.
- Конкурс на лучшую экологическую сказку.
- Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу.
- Задание на лето:
А) оснащение экологического уголка природным бросовым материалом;
Б) фотоматериал “Дети и домашние животные”.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок экологии в группе.
- Эколого-экспериментальный центр “Цветик-семицветик” в ДОУ.
- Методический инструментарий.
- Наглядный материал: - транспорт различного
функционального назначения;
- настольно-печатные игры по экологии;
- дидактические игры по экологии;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки и т.п.;
- видеокассеты (“Флора и фауна Таймыра”, “Животный мир” и др.);
- атласы и энциклопедии. - Библиотечка юного эколога.
- Сотрудничество с музеем истории освоения и развития Норильского промышленного района, “Арктическим музеем заповедной зоны”.
Ожидаемые результаты:
- Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка.
- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
- Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.