Этап работы обучение элементам грамоты, считаю, следует проводить, как отдельное занятие, по следующим причинам:
- Делить одно занятие пополам на звук и букву не стоит, потому что дети не успевают наиграться ни со звуком, ни с буквой;
- В схеме построения занятий отводится на букву и игры с нею, мало времени, дети не успевают изучить и запомнить её.
Традиционная структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные моменты:
- Оргмомент.
- Сообщение темы занятия.
- Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
- Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
- Произношение звуков в словах.
- Физминутка.
- Работа над произношением.
- Произношение звуков в связной речи.
- Обучение элементам грамоты.
- Итог занятия.
А если следовать сюжетно-тематической организации занятий, которая предусматривает следующие моменты:
- в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика.
- в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
- в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
- физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей,
- предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
На работу по обучению детей элементам грамоты, вообще не остаётся времени.
Знакомство с буквой это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:
- познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
- учить читать букву, слоги, слова;
- учить писать печатными буквами слоги, слова.
- Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.
Предлагаю структуру фронтального занятия по обучению элементам грамоты:
1. Оргмомент. Вспомнить изучаемый звук, он принес несколько букв и не может найти тот, который обозначает.
Буква находится среди изученных ранее, которых в данный момент спешили на занятие , но они застряли в песке или засыпало снегом, или спрятались под листочками, снежинками и т.д.
2.Сообщение темы. Учить читать пройденную букву, складывать слоги и отгадывать слова и писать.
3. Характеристика буквы.
- Дети объясняют почему две буквы ( заглавная и строчная). Отыскивают их в кассах, сравнивают строчную и заглавную буквы, отмечая при этом сходство и различие. Обводка и заштриховка выносится на домашние задания.
- Затем определяют, на что похожа буква.
- Изображают буквы с помощью пальцев, изображают буквы позой.
4. Игра с буквой. Нахождение буквы без одного или нескольких элементов игры «Жук-буквоед», «Испорченная печатная машинка», «Закончилась краска у принтера».
Ощупывают пластмассовые буквы пальцами игра «Чудесный мешочек».
Элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга, заштрихованных, составляют из палочек, природного материала.
5. Игры, где буквы «превращаются» в слоги: «Неизведанные острова», «Лягушка путешествует», « Учим буквы петь» и т.д.
6.Работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.
7.Игры со словами, слова только с изученными буквами.
Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось? И т.д.
8. Кроссворды, ребусы. От простых заданий в начале учебного года к более сложным в конце года.
Игровые упражнения использую, как с применением реальных предметов, картинок, схем, так и без наглядности, опираясь только на вербальные возможности детей. Однако, следует отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т.е. простые упражнения могут быть усложнены за счет введения одновременной работы процесса чтения и работы мелкой моторики руки. В литературе последних лет описана необходимость развития мелкой моторики у детей. Именно поэтому предложенная система предусматривает работу в двух направлениях: развитие навыков чтения и развитие мелкой моторики. Задания сопровождаются практическими действиями (поиск слогов, слов, проведение линий, написание букв), что позволяет задействовать в обучении различные анализаторы, помогают дольше удерживать внимание и не отвлекаться от процесса чтения. А также увеличивается доля самостоятельности, что важно для психического развития детей, где они «помогают» и «добывают» знания сами.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний.
Большую помощь мне и моим ребятам оказывает «волшебная папка» в которую можно вложить любое из перечисленных заданий, неправильно выполнить, затем всё исправить и при этом совсем не огорчаться. «Волшебная папка» - это прозрачная полиэтиленовая папочка для документов, формат А4, фломастеры для сухой доски и простая бумажная салфетка для исправления ошибок, которая позволяет вытереть всё с папки и не испачкаться. Она позволяет детям выполнять задания по несколько раз, совершенствуя свой навык в чтении и письме, и не формирует негативного отношения к процессу обучения вообще.
Раннее обучение чтению и подготовки его руки к письму поможет избежать тяжелых последствий в школе, как школьный невроз. А научившись читать и писать в 4-6 лет малыш имеет время не спеша совершенствовать свой навык, регулируя этот процесс в соответствии со своими желаниями, возможностями и учебной нагрузкой в школе.
Занятие по теме: «Буква Т или забавные путешествия букв».
Цели:
- вспомнить букву, которой обозначается изучаемый звук;
- учить читать букву, слоги, слова;
- учить писать печатные буквы;
- развивать фонематический слух;
- развивать мелкую моторику и познавательные процессы;
- формировать интерес к чтению.
Наглядность: все задания изготовлены на каждого ребёнка, формат А4 и вложены в папку.
1. Оргмомент
Все жители сказочного городка захотели петь в хоре. Прочти, как они поют, кого возьмут в певцы, а кого попросят ещё подучиться и почему? (Гласные и согласные)
2.Сообщение темы. Сегодня, мы проведем занятие вместе с буквой Т и узнаем, в какие игры любит играть наша буква.
3. Характеристика буквы. Буквы отправились в путь, но внезапно, подул ветер и ….
Дети отвечают на вопросы: Что случилось? Как починить? Сколько палочек нужно для этой буквы? Сколько букв получилось?
4.Игра «Найди каждому пассажиру билет?»
5. Образуем слоги. Игра «Кто быстрее доберётся до приза», необходимо в дороге подкрепиться.
6.Чтение слогов. Узнай маршрут паровозика, если его песенка, звучит так: ту-ту.
Мишкины следы» - догадайся, по каким словам прошелся Мишка.
7. Чтение слогов
8. Письмо букв. Определи первый звук в каждом слове и напиши букву в том же месте, но в коврике справа.
9. Итог занятия. Дополнительно кроссворд из книги Шибаева «Язык родной, дружи со мной» с буквой Т.( Т+ ёлка) и др.