Структура фронтальных занятий по обучению элементам грамоты. Занятие по теме: "Буква Т или забавные путешествия букв"

Разделы: Работа с дошкольниками


Этап работы обучение элементам грамоты, считаю, следует проводить, как отдельное занятие, по следующим причинам:

  1. Делить одно занятие пополам на звук и букву не стоит, потому что дети не успевают наиграться ни со звуком, ни с буквой;
  2. В схеме построения занятий отводится на букву и игры с нею, мало времени, дети не успевают изучить и запомнить её.

Традиционная структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные моменты:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
  4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
  5. Произношение звуков в словах.
  6. Физминутка.
  7. Работа над произношением.
  8. Произношение звуков в связной речи.
  9. Обучение элементам грамоты.
  10. Итог занятия.

А если следовать сюжетно-тематической организации занятий, которая предусматривает следующие моменты:

  • в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика.
  • в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
  • в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
  • физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей,
  • предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

На работу по обучению детей элементам грамоты, вообще не остаётся времени.

Знакомство с буквой это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:

  • познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
  • учить читать букву, слоги, слова;
  • учить писать печатными буквами слоги, слова.
  • Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Предлагаю структуру фронтального занятия по обучению элементам грамоты:

1. Оргмомент. Вспомнить изучаемый звук, он принес несколько букв и не может найти тот, который обозначает.

Буква находится среди изученных ранее, которых в данный момент спешили на занятие , но они застряли в песке или засыпало снегом, или спрятались под листочками, снежинками и т.д.

2.Сообщение темы. Учить читать пройденную букву, складывать слоги и отгадывать слова и писать.

3. Характеристика буквы.

  • Дети объясняют почему две буквы ( заглавная и строчная). Отыскивают их в кассах, сравнивают строчную и заглавную буквы, отмечая при этом сходство и различие. Обводка и заштриховка выносится на домашние задания.
  • Затем определяют, на что похожа буква.
  • Изображают буквы с помощью пальцев, изображают буквы позой.

4. Игра с буквой. Нахождение буквы без одного или нескольких элементов игры «Жук-буквоед», «Испорченная печатная машинка», «Закончилась краска у принтера».

Ощупывают пластмассовые буквы пальцами игра «Чудесный мешочек».

Элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга, заштрихованных, составляют из палочек, природного материала.

5. Игры, где буквы «превращаются» в слоги: «Неизведанные острова», «Лягушка путешествует», « Учим буквы петь» и т.д.

6.Работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

7.Игры со словами, слова только с изученными буквами.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось? И т.д.

8. Кроссворды, ребусы. От простых заданий в начале учебного года к более сложным в конце года.

Игровые упражнения использую, как с применением реальных предметов, картинок, схем, так и без наглядности, опираясь только на вербальные возможности детей. Однако, следует отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т.е. простые упражнения могут быть усложнены за счет введения одновременной работы процесса чтения и работы мелкой моторики руки. В литературе последних лет описана необходимость развития мелкой моторики у детей. Именно поэтому предложенная система предусматривает работу в двух направлениях: развитие навыков чтения и развитие мелкой моторики. Задания сопровождаются практическими действиями (поиск слогов, слов, проведение линий, написание букв), что позволяет задействовать в обучении различные анализаторы, помогают дольше удерживать внимание и не отвлекаться от процесса чтения. А также увеличивается доля самостоятельности, что важно для психического развития детей, где они «помогают» и «добывают» знания сами.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний.

Большую помощь мне и моим ребятам оказывает «волшебная папка» в которую можно вложить любое из перечисленных заданий, неправильно выполнить, затем всё исправить и при этом совсем не огорчаться. «Волшебная папка» - это прозрачная полиэтиленовая папочка для документов, формат А4, фломастеры для сухой доски и простая бумажная салфетка для исправления ошибок, которая позволяет вытереть всё с папки и не испачкаться. Она позволяет детям выполнять задания по несколько раз, совершенствуя свой навык в чтении и письме, и не формирует негативного отношения к процессу обучения вообще.

Раннее обучение чтению и подготовки его руки к письму поможет избежать тяжелых последствий в школе, как школьный невроз. А научившись читать и писать в 4-6 лет малыш имеет время не спеша совершенствовать свой навык, регулируя этот процесс в соответствии со своими желаниями, возможностями и учебной нагрузкой в школе.

Занятие по теме: «Буква Т или забавные путешествия букв».

Цели:

  • вспомнить букву, которой обозначается изучаемый звук;
  • учить читать букву, слоги, слова;
  • учить писать печатные буквы;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать мелкую моторику и познавательные процессы;
  • формировать интерес к чтению.

Наглядность: все задания изготовлены на каждого ребёнка, формат А4 и вложены в папку.

1. Оргмомент

Все жители сказочного городка захотели петь в хоре. Прочти, как они поют, кого возьмут в певцы, а кого попросят ещё подучиться и почему? (Гласные и согласные)

 

2.Сообщение темы. Сегодня, мы проведем занятие вместе с буквой Т и узнаем, в какие игры любит играть наша буква.

3. Характеристика буквы. Буквы отправились в путь, но внезапно, подул ветер и ….

Дети отвечают на вопросы: Что случилось? Как починить? Сколько палочек нужно для этой буквы? Сколько букв получилось?

4.Игра «Найди каждому пассажиру билет?»

 

5. Образуем слоги. Игра «Кто быстрее доберётся до приза», необходимо в дороге подкрепиться.

 

6.Чтение слогов. Узнай маршрут паровозика, если его песенка, звучит так: ту-ту.

Мишкины следы» - догадайся, по каким словам прошелся Мишка.

7. Чтение слогов

8. Письмо букв. Определи первый звук в каждом слове и напиши букву в том же месте, но в коврике справа.

img7.JPG (13697 bytes)

9. Итог занятия. Дополнительно кроссворд из книги Шибаева «Язык родной, дружи со мной» с буквой Т.( Т+ ёлка) и др.