Пояснительная записка
Основной задачей курса “Издательские технологии” является знакомство учащихся с основами издательского дела.
Курс рассчитан на изучение в 10-11-х классах средней школы на уроках технологии. Тем самым отводиться по 68 часов (2 часа в неделю) в каждом классе.
Курс состоит из 11 основных разделов:
- Культура. Информация. Общество.
- Издательское дело в среде текстового процессора Word.
- Знакомство с настольной издательской системой PageMaker.
- Основы компьютерного производства.
- Компьютерная графика.
- Работа с изображениями в системе Photoshop.
- Цифровые фотокамеры.
- Создание презентаций PowerPoint.
- Создание баз данных в среде Access.
- Компьютерные сети. Web-дизайн.
- Мультимедийные проекты.
Цели курса:
- научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
- научить способам предоставления информации в издательском производстве;
- познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;
- реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
- сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций конструирования печатных изданий.
Задачи курса:
- познакомить с видами печатных изданий, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
- сформировать навыки элементарного проектирования, верстки издания;
- научить основам работы с программами пакета Microsoft Office, Page Maker, PhotoShop, CorelDraw, NamoWebEditor;
- сформировать навыки работы в коллективе с комплексными проектами;
- создать собственную газету.
Методы обучения:
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
- социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо создавать печатное издание);
- личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области верстки издания);
- перечень реальных объектов, относящихся к данным компетенциям (статья, газета, буклет, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
- знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
- способы деятельности по отношению к данным объектам;
- минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
- индикаторы – учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.
Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета, презентации журнала, библиотеки печатных изданий, сайта и т.п.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например фотоколлажа.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Планируемые результаты курса
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- знают принципы и структуру издательского производства, формы предоставления и управления информацией в издательском деле;
- умеют найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
- умеют спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;
- умеют программировать на языке HTML на уровне создания не менее 3-5 соответствующих элементов сайта;
- владеют способами работы с изученными программами (пакет Microsoft Office, Page Maker, PhotoShop, CorelDraw, NamoWebEditor);
- знают и умеют применять при создании своего проекта основные принципы дизайна;
- владеют необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта;
- знают все виды изданий, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
- владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению печатного продукта;
- имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных изданий;
- имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного проекта;
- способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
- по количеству творческих элементов в печатном издании;
- по степени его оригинальности;
- по относительной новизне статей в газете для ученика и его одноклассников;
- по практической пользе печатного продукта.
Примерное тематическое планирование
10 класс, 68 уроков
№ | Раздел, содержание раздела | Количество часов по разделу | Количество часов по теме | Форма проведения | |
лекция | Практика | ||||
1. | Культура. Информация. Общество. | 4 | |||
1.1 | От индустриального общества к информационному | 1 | 1 | ||
1.2 | Представление об информационной системе. | 1 | 1 | ||
1.3 | Представление об информационной технологии | 1 | 1 | ||
1.4 | Информатика в жизни общества. | 1 | 1 | ||
2. | Издательское дело в среде издательского процессора Word. | 30 | 11 | 19 | |
2.1 | Введение в настольные издательские системы | 1 | 1 | ||
2.2 | Объекты печатного издания. | 1 | 1 | ||
2.3 | Подготовительная работа. | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Основные правила ввода. | 2 | 1 | 1 | |
2.5 | Редактирование текста. | 2 | 1 | 1 | |
2.6 | Форматирование текста. | 5 | 1 | 4 | |
2.7 | Оформление заголовков и подзаголовков. | 2 | 1 | 1 | |
2.8 | Создание колонтитулов. | 2 | 1 | 1 | |
2.9 | Работа с иллюстрациями. | 3 | 1 | 2 | |
2.10 | Макетирование страниц. | 3 | 1 | 2 | |
2.11 | Оформление титульного листа. | 3 | 1 | 2 | |
2.12 | Подготовка к печати. | 1 | 1 | ||
2.13 | Практическая работа по разделу. | 3 | 3 | ||
3. | Знакомство с настольной издательской системой PageMaker. | 25 | 7 | 18 | |
3.1 | Сравнительная характеристика издательской системы PageMaker и текстового редактора Word. | 1 | 1 | ||
3.2 | Начало работы с издательской системой PageMaker. | 2 | 1 | 1 | |
3.3 | Текст. Форматирование символов. Текстовый блок. | 2 | 2 | ||
3.4 | Графические объекты. Приемы работы с объектами. | 3 | 1 | 2 | |
3.5 | Многоколонная верстка. | 4 | 1 | 3 | |
3.6 | Приемы оформления | 6 | 2 | 4 | |
3.7 | PhotoShop: основы работы с изображением. | 4 | 1 | 3 | |
3.8 | Практическая работа по разделу. | 3 | 3 | ||
4. | Основы компьютерного делопроизводства. | 9 | 3 | 6 | |
4.1 | Документ и делопроизводство. | 1 | 1 | ||
4.2 | Оформление документов. | 1 | 1 | ||
4.3 | Бланк организации. Основные типы бланков. | 2 | 1 | 1 | |
4.4 | Трафаретные письма. | 2 | 1 | 1 | |
4.5 | Создание документов с использованием мастеров. | 1 | 1 | ||
4.6 | Практическая работа по разделу. | 2 | 2 |
11 класс, 68 часов.
№ | Раздел, содержание раздела | Количество часов по разделу | Количество часов по теме | Форма проведения | |
лекция | практика | ||||
5. | Компьютерная графика. | 20 | 2 | 18 | |
5.1 | Графический редактор Paint. | 2 | 2 | ||
5.2 | Графический редактор Сorel Draw. | 5 | 1 | 4 | |
5.3 | Построение объемных изображений с помощью 3D MAX. | 3 | 1 | 2 | |
5.4 | PhotoShop: работа с изображениями. | 6 | 6 | ||
5.5 | Практическая работа по разделу. | 4 | 4 | ||
6. | Цифровые фотокамеры. | 3 | |||
6.1 | Работа цифровых фотокамер. | 1 | |||
6.2 | Выбор цифровых фотокамер. | 1 | |||
6.3 | Решение задач по объему графических изображений. | 1 | |||
7. | Создание презентаций Power Point. | 10 | 2 | 8 | |
7.1 | Представление о Power Point. | 1 | 1 | ||
7.2 | Создание презентации. | 2 | 1 | 1 | |
7.3 | Добавление эффектов мультипликации. | 2 | 2 | ||
7.4 | Создание презентации из нескольких слайдов. | 1 | 1 | ||
7.5 | Работа с сортировщиком слайдов. | 1 | 1 | ||
7.6 | Создание управляющих кнопок. | 1 | 1 | ||
7.8 | Практическая работа по разделу. | 2 | 2 | ||
8 | Создание баз данных в среде ACCESS. | 11 | 5 | 6 | |
8.1 | Представление о базах данных. Виды моделей баз данных. | 1 | 1 | ||
8.2 | Типы данных. | 1 | 1 | ||
8.3 | Этапы разработки базы данных. | 1 | 1 | ||
8.4 | Разработка базы данных | 5 | 2 | 3 | |
8.5 | Работа с кнопками. | 1 | 1 | ||
8.6 | Практическая работа по разделу. | 2 | 2 | ||
9. | Компьютерные сети. Web-дизайн. | 16 | 4 | 12 | |
9.1 | Виды и назначение компьютерных
сетей. Модем: назначение и состав. |
1 | 1 | ||
9.2 | Услуги Интернета. Поиск информации в Интернете. |
2 | 1 | 1 | |
9.3 | Язык HTML. Структура. | 2 | 2 | ||
9.4 | Разработка Web-странички. | 4 | 4 | ||
9.5 | Работа с Front Paqe, Gif Animator. | 4 | 4 | ||
9.6 | Практическая работа по разделу. | 3 | 3 | ||
10. | Мультимедийные проекты | 6 | 2 | 4 | |
10.1 | Представление о мультимедийных продуктах. | 1 | 1 | ||
10.2 | Этапы разработки мультимедийного проекта. Технология разработки мультимедийного проекта. | 3 | 1 | 2 | |
10.3 | Практическая работа по разделу. | 2 | 2 | ||
Резерв рабочего времени. | 2 |
Минимум содержания
- Культура. Информация. Общество. – 4 часа. Роль и значение информации в развитии нашего общества. Причины перехода нашей цивилизации от индустриальной фазы развития к информационной. Информатизация общества. Информационная культура: причины возникновения, ее основные цели и задачи, роль в деле формирования общества нового типа.
- Издательское дело в среде издательского процессора Word – 30 часов. Знакомство с основами издательского дела с помощью текстового процессора MS Word. Объекты печатного издания, их классификация и свойства. Правила работы с объектами. Создание и распечатка документа.
- Знакомство с настольной издательской системой PageMaker – 25 часов. Знакомство с профессиональной издательской системой PageMaker. Возможности программы. Типы объектов, их свойства и правила работы с ними. Обработка изображений с помощью графического редактора PhotoShop. Подготовка и верстка издания.
- Основы компьютерного делопроизводства – 9 часов. Функции документов и их классификация. Правила оформления документа при помощи компьютера. Бланки организаций, их основные типы, технология создания. Шаблон, технология создания документов с использованием шаблонов.
- Компьютерная графика – 20 часов. Назначение и области применения компьютерной графики. Приемы работы с графическими редакторами. Представления изображения: векторный и растровый.
- Цифровые фотокамеры – 3 часа. Принцип работы цифровых фотокамер. Объем графических изображений.
- Создание презентаций Power Point – 10 часов. Возможности и области применения Power Point. Объекты Power Point и их свойства. Технология создания презентаций, рекламы, объявлений.
- Создание баз данных в среде ACCESS – 11 часов. Виды и модели баз данных. Типы объектов, их параметры, свойства. Технология создания баз данных.
- Компьютерные сети. Web-дизайн. – 16 часов. Виды и назначение компьютерных сетей. Поиск информации в Интернете. Язык HTML. Технология разработки Web-страницы.
- Мультимедийные проекты – 6 часов. Мультимедийный продукт. Состав мультимедийного продукта. Требования к модели мультимедийных продуктов. Методика разработки мультимедийного продукта.
Практические работы:
- Создание страницы школьной газеты с помощью MS WORD.
- Создание страницы школьного журнала с помощью PAGE MAKER.
- Создание бланка организации.
- Создание объемного изображения.
- Создание презентации с использованием эффектов мультипликации.
- Проектирование объектов баз данных и создание запросов к базе данных.
- Создание WEB-сайта.
- Создание мультимедийного проекта.
В Приложении представлена разработка урока по одной из тем курса.
Список используемой литературы при составлении программы
- Информатика 10-11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой, издательство “Питер”,Санкт-Петербург, 2003г.
- Е.В. Вовк “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе”, газеты “Информатика в школе”, 2004г.
- Page Maker 6.5.Самоучитель. Е.Г.Вовк, издательство “Диалог-МИФИ”, 2001г.
- “Информатика”, еженедельная методическая газета для учителей информатики
- Access 2002 Самоучитель. Дубнов П.Ю.-М.:ДМК Пресс,2004 г.
- Понятный самоучитель работы в MS WORD , Волков В., издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 2003 г