Программа по элективным курсам "Издательские технологии"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Основной задачей курса “Издательские технологии” является знакомство учащихся с основами издательского дела.

Курс рассчитан на изучение в 10-11-х классах средней школы на уроках технологии. Тем самым отводиться по 68 часов (2 часа в неделю) в каждом классе.

Курс состоит из 11 основных разделов:

  1. Культура. Информация. Общество.
  2. Издательское дело в среде текстового процессора Word.
  3. Знакомство с настольной издательской системой PageMaker.
  4. Основы компьютерного производства.
  5. Компьютерная графика.
  6. Работа с изображениями в системе Photoshop.
  7. Цифровые фотокамеры.
  8. Создание презентаций PowerPoint.
  9. Создание баз данных в среде Access.
  10. Компьютерные сети. Web-дизайн.
  11. Мультимедийные проекты.

Цели курса:

  1. научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
  2. научить способам предоставления информации в издательском производстве;
  3. познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;
  4. реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
  5. сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций конструирования печатных изданий.

Задачи курса:

  1. познакомить с видами печатных изданий, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
  2. сформировать навыки элементарного проектирования, верстки издания;
  3. научить основам работы с программами пакета Microsoft Office, Page Maker, PhotoShop, CorelDraw, NamoWebEditor;
  4. сформировать навыки работы в коллективе с комплексными проектами;
  5. создать собственную газету.

Методы обучения:

Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

  1. социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо создавать печатное издание);
  2. личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области верстки издания);
  3. перечень реальных объектов, относящихся к данным компетенциям (статья, газета, буклет, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
  4. знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
  5. способы деятельности по отношению к данным объектам;
  6. минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
  7. индикаторы – учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета, презентации журнала, библиотеки печатных изданий, сайта и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например фотоколлажа.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Планируемые результаты курса

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  1. знают принципы и структуру издательского производства, формы предоставления и управления информацией в издательском деле;
  2. умеют найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
  3. умеют спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;
  4. умеют программировать на языке HTML на уровне создания не менее 3-5 соответствующих элементов сайта;
  5. владеют способами работы с изученными программами (пакет Microsoft Office, Page Maker, PhotoShop, CorelDraw, NamoWebEditor);
  6. знают и умеют применять при создании своего проекта основные принципы дизайна;
  7. владеют необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта;
  8. знают все виды изданий, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
  9. владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению печатного продукта;
  10. имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных изданий;
  11. имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного проекта;
  12. способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  2. взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
  3. публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

  1. по количеству творческих элементов в печатном издании;
  2. по степени его оригинальности;
  3. по относительной новизне статей в газете для ученика и его одноклассников;
  4. по практической пользе печатного продукта.

Примерное тематическое планирование

10 класс, 68 уроков

Раздел, содержание раздела Количество часов по разделу Количество часов по теме Форма проведения
лекция Практика
1. Культура. Информация. Общество. 4      
1.1 От индустриального общества к информационному   1 1  
1.2 Представление об информационной системе.   1 1  
1.3 Представление об информационной технологии   1 1  
1.4 Информатика в жизни общества.   1 1  
2. Издательское дело в среде издательского процессора Word. 30   11 19
2.1 Введение в настольные издательские системы   1 1  
2.2 Объекты печатного издания.   1 1  
2.3 Подготовительная работа.   2 1 1
2.4 Основные правила ввода.   2 1 1
2.5 Редактирование текста.   2 1 1
2.6 Форматирование текста.   5 1 4
2.7 Оформление заголовков и подзаголовков.   2 1 1
2.8 Создание колонтитулов.   2 1 1
2.9 Работа с иллюстрациями.   3 1 2
2.10 Макетирование страниц.   3 1 2
2.11 Оформление титульного листа.   3 1 2
2.12 Подготовка к печати.   1   1
2.13 Практическая работа по разделу.   3   3
3. Знакомство с настольной издательской системой PageMaker. 25   7 18
3.1 Сравнительная характеристика издательской системы PageMaker и текстового редактора Word.   1 1  
3.2 Начало работы с издательской системой PageMaker.   2 1 1
3.3 Текст. Форматирование символов. Текстовый блок.   2   2
3.4 Графические объекты. Приемы работы с объектами.   3 1 2
3.5 Многоколонная верстка.   4 1 3
3.6 Приемы оформления   6 2 4
3.7 PhotoShop: основы работы с изображением.   4 1 3
3.8 Практическая работа по разделу.   3   3
4. Основы компьютерного делопроизводства. 9   3 6
4.1 Документ и делопроизводство.   1 1  
4.2 Оформление документов.   1   1
4.3 Бланк организации. Основные типы бланков.   2 1 1
4.4 Трафаретные письма.   2 1 1
4.5 Создание документов с использованием мастеров.   1   1
4.6 Практическая работа по разделу.   2   2

11 класс, 68 часов.

Раздел, содержание раздела Количество часов по разделу Количество часов по теме Форма проведения
лекция практика
5. Компьютерная графика. 20   2 18
5.1 Графический редактор Paint.   2   2
5.2 Графический редактор Сorel Draw.   5 1 4
5.3 Построение объемных изображений с помощью 3D MAX.   3 1 2
5.4 PhotoShop: работа с изображениями.   6   6
5.5 Практическая работа по разделу.   4   4
6. Цифровые фотокамеры. 3      
6.1 Работа цифровых фотокамер.   1    
6.2 Выбор цифровых фотокамер.   1    
6.3 Решение задач по объему графических изображений.       1
7. Создание презентаций Power Point. 10   2 8
7.1 Представление о Power Point.   1 1  
7.2 Создание презентации.   2 1 1
7.3 Добавление эффектов мультипликации.   2   2
7.4 Создание презентации из нескольких слайдов.   1   1
7.5 Работа с сортировщиком слайдов.   1   1
7.6 Создание управляющих кнопок.   1   1
7.8 Практическая работа по разделу.   2   2
8 Создание баз данных в среде ACCESS. 11   5 6
8.1 Представление о базах данных. Виды моделей баз данных.   1 1  
8.2 Типы данных.   1 1  
8.3 Этапы разработки базы данных.   1 1  
8.4 Разработка базы данных   5 2 3
8.5 Работа с кнопками.   1   1
8.6 Практическая работа по разделу.   2   2
9. Компьютерные сети. Web-дизайн. 16   4 12
9.1 Виды и назначение компьютерных сетей.

Модем: назначение и состав.

  1 1  
9.2 Услуги Интернета.

Поиск информации в Интернете.

  2 1 1
9.3 Язык HTML. Структура.   2 2  
9.4 Разработка Web-странички.   4   4
9.5 Работа с Front Paqe, Gif Animator.   4   4
9.6 Практическая работа по разделу.   3   3
10. Мультимедийные проекты 6   2 4
10.1 Представление о мультимедийных продуктах.   1 1  
10.2 Этапы разработки мультимедийного проекта. Технология разработки мультимедийного проекта.   3 1 2
10.3 Практическая работа по разделу.   2   2
  Резерв рабочего времени. 2      

Минимум содержания

  1. Культура. Информация. Общество. – 4 часа. Роль и значение информации в развитии нашего общества. Причины перехода нашей цивилизации от индустриальной фазы развития к информационной. Информатизация общества. Информационная культура: причины возникновения, ее основные цели и задачи, роль в деле формирования общества нового типа.
  2. Издательское дело в среде издательского процессора Word – 30 часов. Знакомство с основами издательского дела с помощью текстового процессора MS Word. Объекты печатного издания, их классификация и свойства. Правила работы с объектами. Создание и распечатка документа.
  3. Знакомство с настольной издательской системой PageMaker – 25 часов. Знакомство с профессиональной издательской системой PageMaker. Возможности программы. Типы объектов, их свойства и правила работы с ними. Обработка изображений с помощью графического редактора PhotoShop. Подготовка и верстка издания.
  4. Основы компьютерного делопроизводства – 9 часов. Функции документов и их классификация. Правила оформления документа при помощи компьютера. Бланки организаций, их основные типы, технология создания. Шаблон, технология создания документов с использованием шаблонов.
  5. Компьютерная графика – 20 часов. Назначение и области применения компьютерной графики. Приемы работы с графическими редакторами. Представления изображения: векторный и растровый.
  6. Цифровые фотокамеры – 3 часа. Принцип работы цифровых фотокамер. Объем графических изображений.
  7. Создание презентаций Power Point – 10 часов. Возможности и области применения Power Point. Объекты Power Point и их свойства. Технология создания презентаций, рекламы, объявлений.
  8. Создание баз данных в среде ACCESS – 11 часов. Виды и модели баз данных. Типы объектов, их параметры, свойства. Технология создания баз данных.
  9. Компьютерные сети. Web-дизайн. – 16 часов. Виды и назначение компьютерных сетей. Поиск информации в Интернете. Язык HTML. Технология разработки Web-страницы.
  10. Мультимедийные проекты – 6 часов. Мультимедийный продукт. Состав мультимедийного продукта. Требования к модели мультимедийных продуктов. Методика разработки мультимедийного продукта.

Практические работы:

  1. Создание страницы школьной газеты с помощью MS WORD.
  2. Создание страницы школьного журнала с помощью PAGE MAKER.
  3. Создание бланка организации.
  4. Создание объемного изображения.
  5. Создание презентации с использованием эффектов мультипликации.
  6. Проектирование объектов баз данных и создание запросов к базе данных.
  7. Создание WEB-сайта.
  8. Создание мультимедийного проекта.

В Приложении представлена разработка урока по одной из тем курса.

Список используемой литературы при составлении программы

  1. Информатика 10-11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой, издательство “Питер”,Санкт-Петербург, 2003г.
  2. Е.В. Вовк “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе”, газеты “Информатика в школе”, 2004г.
  3. Page Maker 6.5.Самоучитель. Е.Г.Вовк, издательство “Диалог-МИФИ”, 2001г.
  4. “Информатика”, еженедельная методическая газета для учителей информатики
  5. Access 2002 Самоучитель. Дубнов П.Ю.-М.:ДМК Пресс,2004 г.
  6. Понятный самоучитель работы в MS WORD , Волков В., издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 2003 г